Доклад "Использование арт -педагогики в воспитательной деятельности" из опыта работы
статья (3 класс) на тему
Арт-педагогика одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Как известно, ее поле деятельности — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование арт-педагогики в воспитательной деятельности. из опыта работы | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Использование арт-педагогики в воспитательной деятельности.
Хоршева Елена Петровна, воспитатель 2 класса
МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №2 VIII вида"
Киселёвского городского округа,
Кемеровской области
- Что такое арт-педагогика?
Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность школьников с ОВЗ в признании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога. Противопоказаниями для занятий артпедагогикой школьников можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания, серьезные нарушения психики.
Технологии артпедагогики, применяемые мной
Изодеятельность:
- Рисование.
Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно- потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
- Ручной художественный труд.
Виды ручного художественного труда:
- Создание поделок– доступный и эстетичный вид детского творчества.
- Создание картин– наиболее характерен для детей младшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.
- Аппликация.
Виды работы с бумагой:
- Манипулирование с бумагой. (здесь я лишь знакомлю школьников со свойствами бумаги, даю возможность прочувствовать ее и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
- Создание плоскостных картин. Традиционная форма работы с аппликацией.
- Оригами -В младшем школьном возрасте предлагается использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу педагога.
Музыкальная деятельность.( Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни).
Виды музыкальной деятельности.
- Восприятие (слушание) музыки. Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
- Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.
Художественно-речевая и театрализованная деятельность.
- Психогимнастика– как метод практической психо-профилактики и психо-коррекции
- Логоритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания школьников средствами движения, музыки и слова.
В моей практике хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.
- Придумывание, дописывание сказок.
- Инсценировка и драматизация – в полной мере доступны детям младшего школьного
возраста
Танцевально-двигательные деятельность.
- Движения под музыку. ( использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей).
Игровая деятельность. Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.
Игры с предметами носят развивающий и образовательный характер.
- Игры на предметной основе: – Дидактические игры.
– Сюжетно-ролевые игры.
Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в образовательном процессе:
– Создание артпедагогической среды – стимулирующая проявление разных видов художественно-творческой активности ребенка, включает в себя художественно- познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных артпедагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.
– Правильно подобранные методы и средства артпедагогического воздействия с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в классе;
Выводы: Краткий обзор артпедагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с младшими школьниками. Как показала практика, младшие школьники с ОВЗ, реализующие свои творческие способности, желания и потребности в ходе артпедагогичекой работы, более уверенно ощущают себя в школе, умеют осуществлять учебную деятельность в парной и коллективной работе, мы увидели на открытом занятии – игра «Созвездие», дети адекватно самооценивали и продемонстрирована оценка окружающих. Работа средствами артпедагогики рассчитана на развитие когнитивных способностей, благоприятных личностных особенностей и межличностного взаимодействия младших школьников в коллективе сверстников.
Список использованной литературы:
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
2. Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с.
3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
«Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А. Сухомлинский...
Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"
Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)
В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель в воспитательной работе в своем классе для того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...
Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.
В статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».
Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...