Телесно - ориентированные методы саморегуляции
статья на тему
Презентация, комментарии к презентации.
Для любой деятельности важна способность воспринимать информацию, распознавать и организовывать ощущения, получаемые из окружающей среды и от собственного тела.
Но есть ребята, и их количество с каждым годом увеличивается, которым для сенсорной интеграции требуется больших усилий, стараний, внимания. Вследствие этого появляются проблемы: нарушение адаптации, трудности с обучением, проблемы с речью.Помогают упражнения из "Гимнастики Мозга". Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya.zip | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Телесно – ориентированные методы саморегуляции учащихся начальных классов.
Ларина Ольга Николаевна, учитель начальных классов,
г.Москва
(слайд 1)
Саморегуляция (из словарей: социологического, психологических понятий)
- Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением.
- Свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря их скоординированным реакциям, компенсирующим влияние изменяющихся условий окружающей среды.
- Активность, направленная на достижение поставленной субъектом произвольной цели и предполагающая создание модели, а также ее корректировку в ходе деятельности.
Стремление учиться – естественная физиологическая потребность человеческого организма. Аристотель считал, что учение начинается с удивления. Но это возможно только тогда, когда мы находимся в сбалансированном состоянии.
(слайд 2)
Что же происходит, когда и мы, и дети, попадаем в стрессовую ситуацию?
- Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную, угрожающую.
- Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.
- Запуск программы поведения: бежать или нападать, или замереть.
Не имея возможности выполнить эту программу, неизрасходованная энергия остается в организме и накапливается в определенных зонах тела, мышцах: плечи опущены, голова втянута, поясница, шея, ноги зажаты.
Человек – система взаимосвязанная, и в результате напряжения сигналы от мозга к органам тела и обратно проходят с трудом через зажатые мышцы, блокируются или неадекватно воспринимаются свои и чужие эмоции. В – первую очередь страдают наиболее ослабленные органы, во – вторую - мыслительная и творческая активность. Это вызывает трудности в работе, обучении.
(слайд 3)
Для любой деятельности важна способность воспринимать информацию, распознавать и организовывать ощущения, получаемые из окружающей среды и от собственного тела. Мозг обрабатывает информацию, полученную от разных органов чувств. Но есть ребята, и их количество с каждым последующим набором увеличивается, которым для сенсорной интеграции требуется больших усилий, стараний, внимания. Вследствие этого появляются проблемы: нарушение адаптации, трудности с обучением, проблемы с речью.
В классе есть дети, которые быстро утомляются. Если ребенок во время урока постоянно «ёрзает» и качается на стуле, это может быть признаком того, что мозг плохо перерабатывает вестибулярную информацию. Совершая дополнительные движения, ребенок интуитивно активизирует свою вялую, нечувствительную вестибулярную систему. Если такому ребенку запретить двигаться, его способность к восприятию информации на уроке заметно ухудшается. Таким ученикам не хватает надолго энергетического ресурса. Возможность двигаться во время урока позволяет ребенку точнее и быстрее воспринимать информацию. Обездвиженность, традиционная для нашей школы, приводит к тому, что многие дети, даже прикладывая огромные усилия, не могут сосредоточиться на том, что происходит на уроке.
На переменах наблюдая за поведением ребят, в индивидуальных беседах с учениками выяснялось, что многие проводят свободное время за игрой в гаджеты, просмотром телепередач. Отсюда трудности в пространственной ориентации: не видят клеточки, линейки в тетрадях, неправильное расположение записей в тетради (несоблюдение орфографического режима), зеркальное написание букв и цифр; фонематические нарушения. Снижение объема движение глаз требует больших усилий для чтения и письма.
Есть ученики, которые не соблюдают школьные правила поведения, не могут контролировать свои действия, даже если и хотят. Такие дети не умеют организовывать свою деятельность по образцу, плохо понимают инструкцию, не могут связно выражать свои мысли. Мозг ребенка с учебными затруднениями постоянно работает в режиме «борьбы за выживание». Мало шансов, что в этом случае у мозга остаются ресурсы для того, чтобы вовремя вспомнить орфограмму, правило или составить развернутые ответы на вопросы, выполнять творческие задания на уроке.
Обучение – это совместный двусторонний процесс. И от обоюдной позитивной настройки зависит его успешность. Важно и учителю уметь поддерживать свою эмоциональную стабильность и срессоустойчивость в различных жизненных ситуациях, во время распознать признаки эмоционального выгорания. Психофизические: постоянная усталость, частые беспричинные головные боли, бессонница, отсутствие любопытства на фактор новизны, страха на опасную ситуацию. Социально-психологические: скука, пассивность, преобладание негативных эмоций, раздражительность, чувство гиперответственности. Поведенческие: чувство бесполезности, снижение энтузиазма, неверие в улучшение, «работа все тяжелее, а выполнять ее все труднее».
(слайд 4)
На практике стала применять упражнения «Гимнастики мозга», разработанные американским доктором Полом Деннисом в 70-х годах 20 века в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым.
Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций. 26 упражнений, 4 раздела.
Четыре группы упражнений соответствуют трем основным видам движения, которым учится человек: равновесие, движение и сенсомоторная координация.
(слайд 5,6)
1 раздел: Упражнения, пересекающие среднюю линию тела
Перекрестные шаги, ленивые восьмерки, двойные рисунки, слон, вращения шеи, мысль о «Х» - взгляд на перекрестие.
(слайд 7, 8, 9)
2 раздел: Упражнения, углубляющие позитивное отношение к себе и миру
Крюки, позитивные точки, сова, активация рук, помпа, гравитационное скольжение, расслабление стоп.
3 раздел: Упражнения, повышающие энергию
Вода, кнопки мозга, кнопки земли, баланса, космоса, энергетическая зевота, думающий колпак
4 раздел: Упражнения, растягивающие мышцы
Активизация рук, гравитационное скольжение, помпа, расслабление стоп, заземлитель.
Перед первым уроком и после больших перемен проводится ритмирование – комплекс упражнений, направленных на включение учащихся в работу: вода, кнопки мозга, перекрестные шаги, крюки Деннисона.
В начале учебного года каждые 10 – 15 минут на уроке проводились физминутки, как традиционные, так и упражнения из комплекса «Гимнастики мозга» (подробное описание упражнений в книге Смирновой С.С., Цыпленковой О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образователньой кинесиологии» М., 2011.), эстафеты с вариациями, пальчиковая гимнастика, музыкальные паузы. «Активные» музыкальные произведения композиторов: Бетховен, Чайковский, Моцарт, Гайдн. «Пассивные» музыкальные произведения композиторов: Гендель, Бах, Вивальди, Гендель. Музыка вместе с упражнениями настраивает и учителя, и учеников на состояние готовности к работе, успокаивает, расслабляет, а в нужное время и активизирует.
В конце учебного года время плодотворной работы увеличилось до 15 – 20 минут без перерыва, за урок проходит одна – две физминутки в зависимости от предмета и изучаемой темы. Время на организованное начало урока тратиться все меньше. В портфеле и на парте необходимые вещи находятся быстрее. На переменах большинство мальчиков и девочек играют в групповые подвижные игры, придумывая новые вариации.
(слайд 10)
В течение учебного года на родительских собраниях и индивидуальных консультациях родители знакомились с телесно – ориентированными методами, с упражнениями, помогающие в стрессовых ситуациях, снятию мышечного напряжения.
(слайд 11,12)
В результате такой работы в классе остро стоящие вопросы в поведении некоторых учеников были сняты, взаимоотношения среди одноклассников и между родителями налаживаются. И учитель, и родители смотрят на детей другими глазами, понимая причины школьных трудностей, могут оказать действенную помощь в снижении уровня стресса.
(слайд 13)
Литература, рекомендованная к изучению.
(слайд 14)
Помните: Чтобы защитить себя и своих учеников от негативных последствий выгорания, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение как физических, так и психических заболеваний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе
Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...
Варианты танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник.
Копилочка танцевально-двигательных и телесно-ориентированных техник, позволяющих снять эмоциональное напряжение у детей на занятиях и при общении. ...
Упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие напряжения
Предлагаемые упражнения хорошо использовать в работе педагога-психолога с педагогами....
Использование методов саморегуляции в начальной школе
Проблема психологической защиты и копинг- поведения являются одними из самых актуальных в детской психологии в настоящее время. В своем большинстве этот вопрос носит характер обсуждения, нежели изучен...
Телесно-ориентированные игры дома - средство формирования эмоционального благополучия дошкольника
В сложившейся ситуации карантина (самоизоляции) предлагаемый материал будет полезен родителям для снятия нервно-психического напряжения в теле, формирования эмоционального благополучия и укрепления де...
Телесно-ориентированный тренинг «Пластика» составила педагог-психолог Болтенкова А.С.
Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:1) нахождение и снятие...
Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения
Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения...