Способы формирования учебно-познавательных компетенций
методическая разработка по теме
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 16.7 КБ |
vystuplenie_na_mo.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт учителя начальных классов Гомоновой Н. В.
по теме самообразования:
«Способы формирования учебно-познавательных компетенций»
за 2014-2015 учебный год
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
Работая над данной методической темой я изучила ФГОСы и педагогический опыт других преподавателей, используя для этого материалы, размещённые в интернете на сайте «Первое сентября. Фестиваль педагогических идей» и в «Социальной сети работников образования ns.portal», приняла участие в конкурсе «Презентация к уроку» на сайте Фестиваля педагогических идей, посетила уроки преподавателей Хрычковой О.И., Анохиной О.А., преподавателя ГБОУ СОШ № 152 Терёхиной И.Ю.
В своей работе стараюсь действовать по принципу:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
Активизируя познавательную деятельность учащихся и повышая интерес к учению на каждом этапе урока, я употребляю для этого различные методы, формы и виды работ:
- Использую творческие пятиминутки, на которых дети сочиняют стихи, чистоговорки, играют в рифмы, небылицы.
- Веду познавательную рубрику «Почемучкины вопросы», где предлагаю учащимся использовать дополнительные источники информации: интернет, справочники, словари.
- На уроках литературы и русского языка решаем с учениками анаграммы и ребусы, составляем палиндромы.
- Провожу интеллектуальные разминки на общее развитие учащихся.
- Использую задания поискового характера при введении нового материала.
- Веду с ребятами проектную деятельность. За этот учебный год учащиеся вместе со мной и с родителями выполнили проекты на темы: «Журналы для детей», «Профессии моих родителей», «Красная книга России».
- Использую групповую работу и работу в парах, тройках.
- С целью поднятия эмоционального тонуса на уроке провожу некоторые из них в нестандартной форме: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-дискуссии.
- Использую на уроках смену видов деятельности, стараюсь вести урок в быстром темпе без затягивания, чтобы каждому ученику было на уроке интересно.
Считаю, что формированию учебно-познавательных компетенций во многом способствует и неурочная деятельность, поэтому в группе продлённого дня:
- провела конкурсы рисунков,
- читала с ребятами дополнительную литературу,
- выполнила коллективные поделки,
- посетила районные библиотеки № 36 и № 34,
- организовала экскурсию на фабрику новогодних игрушек в Химках,
- провела праздники, посвящённые Новому году и Масленице,
- планирую посещение военного музея в МХШ «Радость.
Предварительный просмотр:
Выступление на мо Гомоновой Н.В.
Формирование учебно - познавательной компетенции учащихся.
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций:
· ценностно-смысловой;
· учебно-познавательной;
· информационной;
· коммуникативной.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно – целевой блок) применяю
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок)
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающему в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет мне наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем.
Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод практических ситуаций на уроке, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, по моему мнению, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические.
Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам. Изучая тему по окружающему миру «Растительный и животный мир», дети любят играть в такие игры, как «Заочное путешествие в лес (в парк, на луг, на поле, к водоёму и т.п.)» На уроках использую «творческие пятиминутки», где дети сочиняют стихи, загадки, пословицы, поговорки, «вредные советы»
Вот некоторые из них
Загадка Зелёный, но не горох.
Овальный, но не кабачок.
Угадаешь – молодец!
Вам известен - …..(огурец)
« Вредный совет» - «Пляж, ребята, очищайте –
Мусор в речку весь бросайте»
Ведется рубрика «Почемучкины вопросы».
Почемучка предлагает ответить на вопросы. Если ученики сразу не смогут ответить, то есть возможность обратиться к справочникам, перелистать дополнительную литературу, спросить у родителей. Такой вид деятельности формирует у детей самостоятельность, желание работать с дополнительной литературой, воспитывает интерес к предмету.
Рубрика «Это интересно». Дети подбирают из книг, газет, журналов интересные сведения по теме урока и знакомят с ними других учащихся. Такие минутки общения учат детей самостоятельной работе с дополнительной литературой и формируют умение доступно передать товарищам то, о чём они прочитали. Эти материалы можно собирать и объединять в рукописный журнал.
На уроках литературного чтения я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.
В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
"Формирование учебно-познавательной компетенции через развитие орфографической зоркости на основе работы над ошибками "
Исследовательская работа....
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения
Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения...
Педагогический проект "Формирование учебно- познавательной компетенции на примере программы "Школа дошкольника АБВГДейка"
В соответствии с ФГОС на ступени предшкольного и начального общего образования была составлена программа АБВГДейка...
"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"
В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...