"Портфолио учителя начальных классов"
статья (4 класс) по теме
Для аттестации на более высокую квалификационную категорию или участие в конкурсе профессионального мастерства учителю необходимо грамотно и эффектно представить свою работу. Именно для этой цели служит портфолио — своеобразный творческий отчет. В нем находят свое отражение результаты работы педагога, использование им современных методик и технологий, самые интересные достижения в воспитательной работе.
Вам понадобится
- информационная справка о педагоге;
- результаты педагогической деятельности учителя;
- данные об успеваемости;
- результаты диагностики учащихся;
- использование современных образовательных технологий;
- данные об авторской методике (если есть);
- данные о повышении квалификации и распространении педагогического опыта.
Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как оформить портфолио учителя начальных классов" Как написать проекты начальных классов Как оформить портфолио ученика начальной школы Как написать портфолио для ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 48 КБ |
konspekt_uroka.docx | 34.48 КБ |
prezentatsiya_dlya_uroka_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.pptx | 1.03 МБ |
instruktsiya.docx | 16.38 КБ |
instruktsiya.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
( МКОУ СОШ №3)
Выступление на МО учителей начальных классов по теме : «Развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности »
Учитель: Сычёва О.А.
ДАТА: 15.01.2015 Г.
Развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности и важнейшего направления
Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире.
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д.Б. Эльконин).
Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
М.А. Виноградова, Л.В. Июдина изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.
Навык – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.
Е.Н. Кормильцева и Л.Г. Соловьева считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.
Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, исходя из которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:
1. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.
3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
4. Действия общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6. Средства общения – это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.
7. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Таким образом, коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия, через выработку общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный с общением, либо с обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».
Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативность (Н.В. Клюева, Ю.В.Касаткина, Л.А. Петровская, П.В. Растянников). Для того, чтобы обладать коммуникативностью человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.
Опираясь на концепцию общения, выстроенную М.М Алексеевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:
1. межличностной коммуникации;
2. межличностного взаимодействия;
3. межличностного восприятия.
Первый вид умений включает в себя использование невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи и к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение, организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение.
Владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми, поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).
При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками. Процесс становления у детей первой функции речи, овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов:
- Ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем – это довербальный этап.
- Осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова – это этап возникновения речи.
- Охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми - это этап развития речевого общения.
Aнализ поведения детей раннего возраста показывает, что ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями, требующего адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?», «Ответь», «Назови», «Повтори»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, что только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи: понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Именно поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения, особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора, как решающего условия появления и развития у детей речи.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления – в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии. Но такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного возраста.
Предметом общения как деятельности является другой человек, являющийся партнером по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те свойства и качества партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они постепенно становятся продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах, также входит в продукт общения.
В дошкольном возрасте происходит одно из важных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя и мир сверстников. Он осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы.
Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.
На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных для его возраста задач.
Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Инструкция
1
Напишите пояснительную записку. Укажите, с какой целью составляется портфолио, какие материалы содержит, может ли оно быть полезно другим педагогам. Составьте информационную справку. В ней необходимо указать фамилию, имя, отчество, год рождения, какое учебное заведение закончил педагог, сколько лет работает в системе образования и в данной школе. Этот документ не является характеристикой, поэтому должен быть достаточно кратким. Укажите, есть ли у учителя научная степень, над какой темой он работает. Перечислите методические разработки.
2
Основной показатель результативной работы учителя — успеваемость учеников. Вложите в портфолио выписку из классного журнала об итоговой готовой аттестации учащихся за последние три года. Представьте данные о промежуточной аттестации — например, за четверть или полугодие. Расскажите об участии учеников в различных конкурсах и олимпиадах, а также результаты. Можно приложить список победителей предметных олимпиад. Если есть данные диагностики по разным направлениям учебной деятельности, их можно включить в этот же раздел.
3
Отметьте, использует ли педагог здоровьесберегающие технологии. Какими методиками, позволяющими сохранить здоровье детей, он пользуется. В этот же раздел можно внести описание класса, отметив, насколько оборудование соответствует возрасту детей, санитарным нормам, современным требованиям безопасности.
4
Расскажите о современных методиках, по которым работает учитель начальных классов. Есть ли у него собственные разработки, авторские программы; какие цели они преследуют; достаточно ли пособий и оборудования, чтобы по ним успешно работать. Если есть авторские пособия, обязательно это упомяните. Расскажите о том, каким образом учитель начальных классов получает интересный опыт и распространяет свой. Здесь можно написать о конкурсах профессионального мастерства, фестивалях педагогических идей, участии в работе творческих групп и методических объединений и т. д.
5
Расскажите о работе учителя начальных классов с семьей. Возможно, педагог придумал интересные формы взаимодействия с родителям. Приведите тематику родительских собраний, расскажите о семейных клубах, совместных походах и экскурсиях, работе лектория для родителей и других мероприятиях.
6
Подготовьте иллюстративный материал. Это может быть фильм о жизни класса, презентация авторской программы, методики или педагогической концепции, альбомы с фотографиями, аудиозапись урока, грамоты и дипломы учащихся и многое другое. Оформить портфолио можно как в обычной папке с документами, так и в виде диска. Это зависит от условий конкурса или аттестации.
Предварительный просмотр:
Инструкция
1
Напишите пояснительную записку. Укажите, с какой целью составляется портфолио, какие материалы содержит, может ли оно быть полезно другим педагогам. Составьте информационную справку. В ней необходимо указать фамилию, имя, отчество, год рождения, какое учебное заведение закончил педагог, сколько лет работает в системе образования и в данной школе. Этот документ не является характеристикой, поэтому должен быть достаточно кратким. Укажите, есть ли у учителя научная степень, над какой темой он работает. Перечислите методические разработки.
2
Основной показатель результативной работы учителя — успеваемость учеников. Вложите в портфолио выписку из классного журнала об итоговой готовой аттестации учащихся за последние три года. Представьте данные о промежуточной аттестации — например, за четверть или полугодие. Расскажите об участии учеников в различных конкурсах и олимпиадах, а также результаты. Можно приложить список победителей предметных олимпиад. Если есть данные диагностики по разным направлениям учебной деятельности, их можно включить в этот же раздел.
3
Отметьте, использует ли педагог здоровьесберегающие технологии. Какими методиками, позволяющими сохранить здоровье детей, он пользуется. В этот же раздел можно внести описание класса, отметив, насколько оборудование соответствует возрасту детей, санитарным нормам, современным требованиям безопасности.
4
Расскажите о современных методиках, по которым работает учитель начальных классов. Есть ли у него собственные разработки, авторские программы; какие цели они преследуют; достаточно ли пособий и оборудования, чтобы по ним успешно работать. Если есть авторские пособия, обязательно это упомяните. Расскажите о том, каким образом учитель начальных классов получает интересный опыт и распространяет свой. Здесь можно написать о конкурсах профессионального мастерства, фестивалях педагогических идей, участии в работе творческих групп и методических объединений и т. д.
5
Расскажите о работе учителя начальных классов с семьей. Возможно, педагог придумал интересные формы взаимодействия с родителям. Приведите тематику родительских собраний, расскажите о семейных клубах, совместных походах и экскурсиях, работе лектория для родителей и других мероприятиях.
6
Подготовьте иллюстративный материал. Это может быть фильм о жизни класса, презентация авторской программы, методики или педагогической концепции, альбомы с фотографиями, аудиозапись урока, грамоты и дипломы учащихся и многое другое. Оформить портфолио можно как в обычной папке с документами, так и в виде диска. Это зависит от условий конкурса или аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны
Вариант оформления электронного портфолио учителя. ...
Портфолио учителя начальных классов
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...
Портфолио учителя начальных классов
В портфолио собрала всю свою деятельность как учи теля начальных классов....
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...
портфолио учителя начальных классов
портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...
Портфолио учителя начальных классов
Результат моей деятельности....
Электронное портфолио учителя начальных классов
В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....