Как помочь ученику начальных классов с трудностями в обучении?
статья по теме
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает учителям начальной школы оказывать помощь ученикам, испытывающими трудности в обучении, опираясь на знание не только возрастной психологии, но и дефектологии, логопедии, а также нейрофизиологии, нейропедагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы
с трудностями в обучении.
Аннотация. Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает учителям начальной школы оказывать помощь ученикам, испытывающими трудности в обучении, опираясь на знание не только возрастной психологии, но и дефектологии, логопедии, а также нейрофизиологии, нейропедагогики.
Ключевые слова: дети с трудностями в обучении, сопровождение, учитель, диагностика, помощь, коррекционно-развивающие занятия.
Социально-экономические изменения в развитии современного общества приводят к переменам и в системе образования: происходит переосмысление целей, содержания, методов вследствие развития личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного направления в воспитании и обучении.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта происходит с учётом индивидуальных, общественных и государственных запросов в области общего образования [1].
Введение и реализация ФГОС по существу превращает педагогическое образование в образование психолого-педагогическое. Актуальна задача ФГОС – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей школьной успешности [2].
Эффективное освоение учебного материала требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности. Учителю в своей педагогической практике часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми с трудностями в обучении.
Такие дети, как правило, испытывают трудности в усвоении учебных знаний, умений, формировании навыков по причине низкой работоспособности, вызванной различными заболеваниями. Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием.
При этом у слабоуспевающих школьников наблюдается сниженный самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен недостаточной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Причиной проблем в обучении может быть и педагогическая запущенность.
Любой ребёнок нуждается в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития. Дети с трудностями в обучении нуждаются в оказании помощи. Система обучения и воспитания такова, что не исключено возникновение «факторов риска». Здоровые, нормально развивающиеся дети могут быть подвержены негативному влиянию этих факторов, а если ребёнок ослаблен психосоматическими заболеваниями, то трудно ему избежать возникновения трудностей. И поэтому одним из важных условий успешного обучения ребёнка является обеспечение его сопровождением в образовательном процессе.
«Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение психолого- педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития» [3].
В самом общем смысле под «сопровождением» понимается действие, направленное на помощь, при обучении «сопровождение» - поддержка школьников в решении ими образовательных задач.
Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий. Отношение «сопровождения» к образовательным целям и задачам – подчинённое, вспомогательное. Смысл в том, чтобы помочь ребёнку, пришедшему в образовательное учреждение, адаптироваться к его условиям и задачам; поддержать его на пути овладения знаниями, умениями, навыками.
Целью психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающего ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), психологически комфортное пребывание ребёнка с трудностями в обучении в среде своих сверстников.
Задачи сопровождения:
• выявление причин трудностей в обучении;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• адаптация образовательной программы в соответствии индивидуальным особенностям развития ребёнка;
• формирование психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, занимающихся образованием данной категории детей.
Способы и средства сопровождения – педагогические и психологические методы воздействия на сознание и подсознание ребёнка как непосредственно, так и опосредованно (через организацию среды и др.) В качестве средств и приемов педагогического сопровождения следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения [4].
Условно выделяют следующие направления:
- организация среды: материальной, методической, психологической;
- помощь непосредственно ребёнку;
- помощь преподавателям;
- работа с родителями;
- сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.
Функции сопровождения в условиях общеобразовательной школы может быть возложен на психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (если таковой есть). Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума [5].
Консилиум участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность ребенка с особыми образовательными потребностями в освоении программ и в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, консультируют родителей. А если ПМП консилиума нет, то работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении полностью ложится на плечи учителя.
Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.
Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.
Процесс сопровождения начинается с выявления причин возникновения проблем в развитии ребёнка. Хорошо, когда учитель делает это в сотрудничестве с такими специалистами, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. Но часто такой возможности у педагога нет. И учителю необходимо быть компетентным в вопросах логопедии, дефектологии, клинической психологии.
В связи с этим вопросы выявления трудностей обучения, их диагностики и преодоления выходят из сферы компетенции коррекционного педагога и становятся неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки учителей, особенно учителей начальных классов [6].
Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается с таким учеником, а успехов не заметно, ребёнок только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает с неприязнью относиться к школе. Пошаговое выполнение заданий, направляющая, стимулирующая помощь дают временный положительный эффект. Ребёнок нуждается в коррекции и развитии высших психических функций.
Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий внеучебного характера. По сути, учителю необходимо провести психологическое обследование ребёнка. Начинается оно с наблюдений в естественных условиях за поведением ребёнка с целью выявить личностные особенности. Изучение школьной медицинской карты и беседа с родителями поможет выявлению причин трудностей у школьника, позволит изучить особенности самого раннего развития ребёнка.
Конечно, психологическое обследование невозможно без установления эмоционального контакта с ребёнком. После установления необходимого контакта можно приступать к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления [7] .
Речевой статус детей с трудностями в обучении характеризуется разными нарушениями. Методики обследования речи рекомендуется использовать в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов [8].
На основе данных диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы школьника строится программа коррекционных занятий. Даже если в силу отсутствия у педагога психологической практики результаты диагностики будут неточными, сама развивающая основа игр, упражнений в ходе индивидуальных занятий с ребёнком даст положительный результат. К тому же познавательные процессы: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь взаимосвязаны друг с другом.
Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом [9].
Для преодоления школьных трудностей у этих детей должны быть определены специальные педагогические средства, основные направления коррекционно-развивающей и профилактической работы на основе своевременной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития ребенка [10].
Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся [11].
В зависимости от причин возникающих трудностей педагог подбирает различные упражнения. И чтобы упражнения эти оказались эффективными, учителю необходимо использовать не только знание возрастной психологии, но и дефектологии, нейропсихологии и нейропедагогики.
Нейропсихология помогает нам узнать, почему ребёнок плохо учится или к нему трудно найти подход и он совсем не слушается, хотя все врачи говорят, что он здоров. Нейропсихология обычно ищет поломку. Если мозг здоров, то нечего и беспокоиться.
А изучением особенностей обучения таких разных детей занимается наука нейропедагогика. Порой воспитывать, формировать личность берутся, не понимая, а чаще всего, просто не зная общих законов развития человека и его психики.
Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга – его кора.
У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны небезразличных к их проблемам взрослых [12].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину его неуспеваемости. Помочь учителю в этом должны невропатолог, психолог, логопед, и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению индивидуальной программы работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, требующая определённой психологической и методической подготовленности учителя, но в итоге – если хоть еще один ученик перестал быть «трудным» или слабоуспевающим, еще один поверил в себя, то не зря потрачены наши усилия! Не это ли подтверждение нашего педагогического профессионализма?
Ссылки на источники
- Логинова О.Б. Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции. М.: педагогический университет. «Первое сентября» 2012.
- Приказ №55 ФГОС трудности в обучении Приложение № 1 к приказу управления образования администрации города Чебоксары от 30.01.2012 № 55 Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» (начальная школа) http://www.obrazovurmary.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5106&hry=./40783/59394/59407/116115 - [Дата обращения 30.04.2013]
- Дулисова Т.В. Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы) http://festival.1september.ru -
[ Дата обращения 15.05.2013 ]
- Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html - [ Дата обращения 10.05.2013]
- Социально–педагогическое сопровождение детей группы риска на примере МОУ "Гимназия № 6"http://xreferat.ru/71/5034-1-social-no-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deteiy-gruppy-riska-na-primere-mou-gimnaziya-6.html - [Дата обращения 29.04.2013]
- Топильская Е.Е. Формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению. http://nauka-pedagogika - [Дата обращения 16. 05. 2013]
- Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка – М.; Роспедагенство, 1994
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. Пособие / Т.А. Фотекова. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
- Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.
- Язовских М. А. ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск. Преодоление трудностей в обучении детей младшего школьного возраста с помощью проектирования индивидуального образовательного маршрута. http://labintegro.mordgpi.ru/2011/04/26/преодоление-трудностей-в-обучении-де/ - [Дата обращения 02.05.2013]
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М. Ось-89, 2005.
- Языканова Е.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников \ Е.В. Языканова – М.: Чистые пруды, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе инд...
Статья "Как помочь ученику 1 класса учиться"
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать ...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...
Статья.Условия реализации индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика начальных классов с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т....
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении
В статье рассматриваются проблемы в обучении детей с трудностями в обучении...
Статья на тему: "Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка."
В данной статье рассказывается о психологических трудностях, возникающих у учеников начальных классов при изучении иностранного языка и наиболее эффективных способах их преодоления....
Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка.
В современных условиях развития мира, знание и владение иностранным языком является жизненно необходимым. Постепенная интеграция России в мировое сообщество обуславливает рост интереса к иностранному ...