Статья "Как помочь ученику 1 класса учиться"
статья (1 класс) на тему
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карасёва Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов ГОУ Гимназии №168 г. Санкт - Петербурга
Как помочь первокласснику учиться.
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!
Будьте рядом!
Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
Главное - чувство меры!
Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.
Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.
Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.
Как делать домашнее задание
Организация приготовления уроков
- Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
- Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
- Тщательно проветривайте комнату.
- Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
- Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.
Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.
Памятка
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
- Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
- Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!
Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе
Карасёва Ирина Геннадьевна, учитель ГБОУ Гимназии №168
Цели:
- 1) учить детей осмысливать содержание картины;
- 2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;
- 3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
- 4) развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
- 5) воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- 1) репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”
- 2) копии репродукции картины на каждой парте;
- 3) фонограмма “Времена года” П. И. Чайковского;
- 4) рисунки учащихся по теме “Зима”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию картины. Урок начинается с прослушивания
фонограммы П. И. Чайковского “Времена года. Ноябрь”.
- Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:
…В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок…
- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).
- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда).
- Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”.
- В прошлом году мы с вами уже писали сочинение на тему “Первый снег”, а при подготовке к этому уроку нарисовали рисунки. Давайте их рассмотрим. (Рисунки находятся на доске).
- Что вы изобразили в своих работах? (Снег покрыл все дома, улицы, деревья. Дети выбежали на улицу лепить из первого снежка снеговика).
- Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок (в том числе и ребята, выполнившие эти работы), а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского “Времена года”, который называется “Ноябрь”.
3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине Аркадия Александровича Пластова, которую он написал в 1946 году. Подготовка к такому сочинению требует большой устной работы и вашей активности на уроке. Внимательно рассмотрите картину. (Копии репродукции находятся на столах у детей, большая репродукция – на доске).
- Как бы вы назвали ее? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).
-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).
- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).
- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).
- Обратите внимание на фон картины. Какой он: темный или светлый? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).
- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).
- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).
- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:
Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий. (Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).
- Вспомните, что такое синонимы. (Это слова, близкие по значению).
- Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:
Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром.
4.Проведение физминутки.
5. Продолжение работы над сочинением.
-Кто изображен на переднем плане? (Мальчик и девочка, вероятно, это брат и сестра).
- Во что одета девочка? (Она в домашнем платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).
- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).
- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).
- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).
-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).
2 ученик делает запись на доске:
Девочка не_успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.
Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.
3 ученик пишет на доске:
На лицах у детей чувство восторга и удивление. Глаза блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.
- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).
- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).
- Как вы думаете, почему Пластов изобразил не всю березу, а только ее часть? (Наверное, художник хотел показать, что главное в картине – дети, их радостное настроение).
4 ученик выполняет запись на доске:
Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.
Ворона спокойно и важно шагает по_снегу.
- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
6. Составление плана.
- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).
- Как можно озаглавить первую часть?
1). Картина А. Пластова “Первый снег”.
- О чем мы будем писать в основной части?
2) Первый день зимы.
3) Радость детей.
4) Цвет и настроение картины.
- Как можно озаглавить заключительную часть?
5). Мое восприятие картины.
- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы. Посмотрите на доску:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
Или:
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.
7. Составление устного рассказа по картине.
- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”).
8. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?
- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?
Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...
«Как помочь ребёнку хорошо учиться» Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе,...
Статья "Как помочь ученику 1 класса учиться"
В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать ...
Как помочь ученику начальных классов с трудностями в обучении?
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе инд...
Родительское собрание "Как помочь ребёнку "научиться учиться"? (3 класс)
Презентация к родительскому собранию (3 класс)....
Родительское собрание во 2 классе на тему: «Домашние уроки. Как помочь ребёнку хорошо учиться».
родительское собрание 2 класс...
Статья для родителей 1 класса "Как помочь ребёнку хорошо учиться"
Статья для родителей, которая поможет родителям первоклассников адаптироваться к новому периоду в жизни ребят....