внеурочная деятельность в реализации способностей младших школьников
статья (1, 3 класс) на тему

Прощалыкина Вера Алексеевна

Обощение опыта работы по теме "Внеурочная деятельность в реализации способностей младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                        средняя школа №25

Обобщение опыта работы по теме:

«Внеурочная деятельность в реализации способностей младших школьников»

                                                                                                                Работа выполнена

 учителем начальных классов Прощалыкиной В. А.


Работаю учителем начальных классов. В текущем учебном году веду обучение в 1-3 классе в соответствии с новым ФГОС.

Общий педагогический стаж -  25лет, имею I квалификационную категорию.

Для работы по данному направлению прошла курсовую подготовку «Обновление содержания начального образования в условиях перехода на новый  ФГОС  (Федеральный Государственный  образовательный стандарт) ».

 С 1 сентября 2012-2013  учебного года МОУ СОШ № 25 перешла  на ФГОС НОО.

Отдельную часть учебного плана основной образовательной программы составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Внеурочная деятельность   понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге , способствующая раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, общественно-полезной  деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт  школьников в определённом аспекте,  создаёт дополнительные условия для развития  способностей детей, формирует умение базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В организации внеурочной деятельности важным считаю создание ситуации успеха, комфортного психологического климата, атмосферы сотрудничества, живого обмена знаниями, суждениями, вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

Планируя организацию внеурочной деятельности в нашей - сельской  школе, мы изучили и проанализировали материально-технические условия, нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое положение, запросы родителей, интересы детей.

Внеурочная деятельность была организована по следующим направлениям: художественно-эстетическое и  общеинтеллектуальное.

 Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению «Умники и Умницы»представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по русскому языку, математике, окружающему миру, которые отличаются тем, что  не носят учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Такие занятия ориентированы на расширение кругозора и знаний, развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления,  а также умение формулировать и высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме. Формы организации занятий разнообразны: тематические праздники, викторины, конкурсы, составление мини-проектов. На этих занятиях мы решали задачи – шутки, головоломки,   развивали творческое воображение,  логическое мышление: находили закономерность в расположении фигур и предметов, решали задачи на сравнение, классифицировали и т.д. Часто детям предлагалось найти в разных источниках интересные сведения, подготовить сообщения ,  задачки для своих друзей,   или самим  придумать загадки, составить ребусы.

Полученные на занятиях этого кружка знания  ребята успешно применяют  в  различных конкурсах. Третий год дети участвуют в  международном  математическом конкурсе «Кенгуру» ,все ребята получили сертификаты.  Два года подряд Чупраков Владислав занимает  1место в районе во Всероссийском  конкурсе «КИТ -  компьютеры, информатика, технологии ». Успешным считаю также  участие детей в олимпиаде по Правилам дорожного движения среди учащихся начальных классов образовательных учреждений  Тульской области.

2013г. Гаврилова Ирина –-призер (3 место) муниципального этапа данной олимпиады (приказ Комитета по образованию администрации МО Богородицкий район №76 от 02.04.2013г)

2014г. Чупраков Владислав- призер (2 место) муниципального этапа и участник  регионального этапа олимпиады (приказ Комитета по образованию администрации МО Богородицкий район №163 от18.04.2014г.

Грамота ГОУ ДО Тульской области «Областной Центр развития детей и юношества» за оригинальность исполнения творческой работы.(приказ №155 от 19.05.2014г).

Программа «Фантазия».

Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства. На занятиях первоклассники мастерили подарки своими руками для родителей и других членов семьи, для  друзей. Они понимают, что купить в магазине готовый подарок просто и быстро, но лучше сделать его самим, вложив своё тепло и добро. Ребята освоили работу с природным материалом, аппликацией, оригами. Прошли первые уроки дизайна. За два года реализации данной программы  дети освоили основы вышивки крестом и вышивки в технике изонить, научились мастерить мягкие игрушки и вязать крючком.Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей , оно пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины,  способствует развитию творческих способностей  детей.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения  изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.

Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

 Рукоделие  воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.              Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное, желание сделать хорошо и красиво.

Как один из результатов занятий по программе «Фантазия» считаю следующие достижения учащихся:

2013г. Прощалыкина Анна - 3 место в муниципальном этапе регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета» (копия выписки из протокола заседания организационного комитета с правами жюри МО Богородицкий район от 11.10.2013г)

2013г. Кабилов Озодбек - участие в региональном патриотическом конкурсе «Память» (Копия благодарственного письма Тульского регионального отделения Партии «Единая Россия» и РО ВОО «Молодая Гвардия Единой России» Тульской области.)

2014г. - победители  международного  арт-проекта «Сделай город ярче-укрась цветами».( Копии дипломов победителей. Распоряжение№10 от 11.03.2014г)

2014г. Кабилов Озодбек – 3 место в муниципальной выставке-конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Мой любимый памятник» (грамота Комитета по образованию администрации МО Богородицкий район)

Ежегодно в нашей школе проходит конкурс поделок «Осенний подарок» . В  2012 и 2014 годах мы занимали в этом конкурсе первое место.

2013г- первое место в школьном конкурсе поделок  «Новогодняя елка». Ребята получили грамоты, которые хранятся в их  портфолио.

В 2014-2015 учебном году я работаю в 1-3 классах.

Поменялся состав детей и соответственно родителей ,также в этом учебном году сменился директор в школе, и на родительском собрании в начале сентября с учетом возможностей школы, интересов родителей и учащихся были определены следующие направления и виды внеурочной деятельности:

художественно-эстетическое направление- программа «Палитра»,

гражданско-патриотическое направление-программа «Мы живем в  России».

спортивно-оздоровительное направление- программа «Здоровей-ка»

Программа «Палитра».

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности «Палитра».Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. На занятиях рисования дети также учатся  бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации.  В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к занятиям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными. На выставке выставляются работы всех детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком  пальцев,  техника по-сырому, рисование по точкам, многослойная живопись, рисование примакиванием, рисование ладошками.

На занятиях я используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Например «Рисунок в несколько рук».Первый участник делает первый набросок, изображая какой-то элемент своей идеи. Остальные продолжают рисовать по очереди, отталкиваясь от набросков предыдущих участников до законченности рисунка.

Нарезаю из цветного картона разных геометрических фигур и предлагаю составить из них как можно больше фигурок животных и людей. Это лишь только некоторые примеры из моей работы.

Программа «Здоровейка»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Вполне естественно, что этому может быть много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья.                                        Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка»  является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. 70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале.                  Раздел «Подвижные игры» (Разучивание и организация детских подвижных игр). Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и оздоровительной силой. Подвижные игры способствуют развитию не только физических способностей ,таких как сила, ловкость, выносливость и др., но и дисциплинированности, бесконфликтного поведения,  стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Остальное время  распределено на всевозможные  тематические беседы, викторины, мини-исследования и проектные работы  по формированию здорового образа жизни.                                

Раздел «Моё здоровье в моих руках»(Шалости и травмы. Оказание первой помощи.  Закаливание в домашних условиях. Разучивание комплекса утренней гимнастики. Культура питания.   Что даёт нам море. Витаминная тарелка на каждый день. Вкусные и полезные вкусности. и  др. Мой внешний вид –залог здоровья. Почему устают глаза. Осанка – это красиво. Здоровье и домашние задания. Сон и его значение для здоровья человека. Спорт в жизни школьника. Иммунитет. ) Для успешной реализации программы использую  Интернет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации , мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Результатами реализации программы считаю:

-осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработка форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья,

 -уменьшение пропусков по причине болезни ,

- увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия,

-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Программа «Мы живем в  России».

 «Портрет выпускника начальной школы»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность программы «Мы живем в России» заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательскойкраеведческой деятельности младших школьников.

Цель программы:

– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Задачи:

Образовательные:

  1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
  2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
  3. Изучение истории и природы своего родного края.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.
  2. Формирование активной жизненной позиции.
  3. Развитие культуры общения.
  4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Формы проведения занятий: Беседы, викторины, проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность. Отдельные  занятия провожу вне класса: в школьном музее, в библиотеке,  в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

Занятия в кружке начались с темы “Я и моё имя”.  Учащиеся узнали, что означают их имена, провели мини-исследование почему их так назвли. На занятиях дети обсуждали каким должен быть человек по отношению к старшим, сверстникам, малышам, к себе. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, доброта, честность, умение дружить). Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, леность, нечестность). Ребята познакомились с правилами поведения в общественных местах, учились давать объективную оценку своих и чужих поступков; уважать чужое мнение.

Тема «Моя семья». Дети занимались исследовательской работой по изучению своей семьи:  состав семьи, сколько поколений живёт в семье, распределение обязанностей членов семьи, семейные традиции, старинные семейные вещи, фотографии. С помощью родителей составили свои родословные. Защита проектов проводилась на  внеклассном мероприятии «Откуда мы родом».

 Тема “Моя школа” . Занятия по этой теме проходили в школьном музее. Ребята познакомились с историей нашей школы. На занятия пришли родители , которые тоже учились в этой школе, а также жительница нашего села Борковская В.С., которая более 50 лет проработала в нашей школе учителем химии и биологии.

Тема «Мое село» . Дети узнали место села на карте Тульской области. Познакомились с историей возникновения села,  с тем, как жили наши односельчане в старину. Эти занятия прошли в школьном музее «Русская изба». Провела их руководитель музея Дуванова Н.К.  Большую исследовательскую работу провели школьники по изучению истории церкви Николая Чудотворца в нашем селе. Эту работу мы разместили в Интернете  на сайте  «Инфоурок» и получили свидетельство о публикации в электронных СМИ.  Дети работали над проектом «Профессии наших односельчан», подготовили сообщения об учреждениях и сельхозпредприятии, расположенных на территории нашего села. А еще мы ходили на экскурсии, наблюдали за природой, фотографировали красивые места в нашем селе. Из этих фотографий дети  потом составили несколько презентаций о своей малой родине. Учащиеся познакомились с  растениями, которые растут в окрестностях села, научились распознавать лекарственные и ядовитые растения. Итогом этой работы стала игра «Поле Чудес» о лекарственных растениях села Малевка.

Тема «Мой край» . Место родного города на карте Тульской области .Ближайшие соседи.  История города Богородицка . Учащиеся познакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценности родного города Богородицка и Тульского края. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир.   Народные обычаи и праздники. Работу по этой теме мы только начали и продолжим ее в 4 четверти.

Тема «Моё отечество»

Учащиеся узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране, как проходит голосование. Вводится понятия "президент", "Федеральное Собрание", "Государственная Дума", "Совет Федерации", "правительство". Учащиеся узнают о главных праздниках страны, вводится понятие "государственный праздник". Даётся понятие Родины. Формируется отношение к Родине, как к матери. Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития Тульской  области с историей и развитием всего нашего государства.

Все виды деятельности способствуют развитию творческих способностей у ребенка, если эта деятельность приносит ему удовольствие и положительные эмоции. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею. Важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они преследовали цели, всегда немного превосходящие их возможности, при этом развивая и воспитывая у детей настойчивость в преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника

Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое зна...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»

В статье представлена  классификация результатов внеурочной деятельности учащихся  по трём уровням....

«Значение театрализации во внеурочной деятельности для социального благополучия младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Использование театрализации во внеурочной деятельности  является совершенно необходимой для современной школы, поскольку обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка. Она предлаг...