диагностика формирования ууд
методическая разработка (1 класс) на тему

Давыдова Галина Васильевна

Материал содержит презентацию и методику проведения стартовой диагностики.

Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью мы собираем материал в две папки:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,

2) карта развития  ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_uud.rar1.04 МБ

Предварительный просмотр:

  К1-2

 Основным направлением новых образовательных стандартов является    формирование  универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.

 В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

  • личностные,
  • познавательные,
  • регулятивные,
  • коммуникативные.

Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью мы собираем материал в две папки:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,

2) карта развития  ученика.

Карты развития имеет следующие страницы:

  • анкетирование родителей,
  • изучение особенностей развития дошкольника,
  • его готовность к обучению в школе,
  • диагностика первичной адаптации ребенка в школе,
  • диагностика сформированности УУД.

            К3 об этом поговорим подробнее

К4

Познавательные УУД включают

- общеучебные универсальные действия,

- логические универсальные действия,

- а также постановку и решение проблемы.

Поэтому цель диагностики Познавательных УУД

  • Выявление сформированности логических универсальных действий и сохранение дискретного множества.
  • Выявление умения различать предметную и речевую действительность.

МЫ использовали методики:

1) « Построение числового эквивалента».

2) «Проба на определение слов в предложении» 

К5

Коммуникативные УУД обеспечивают:

- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности,

 - умение слушать и вступать в диалог,

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

- умение сотрудничать со сверстниками.

Цель диагностики:

1) Выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.

2) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Методики:

1) «Варежки».

2) «Левая и правая сторона».

К6

Регулятивные УУД обеспечивают:

учащихся организацию их учебной деятельности. К ним относятся

  • целеполагание
  • планирование
  • прогназирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • саморегуляция.

Цель диагностики:

Выявление развития регулятивных действий:

умение принимать и сохранять задачу;

умение планировать свои действия и работать по плану;

осуществлять контроль по результату и процессу;

оценивать правильность выполнения, вносить коррективы;

умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Задание:

«Выкладывание узора из кубиков»

К7

Наиболее подробно мы остановимся на диагностике Личностных УУД.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

- (знание моральных норм,

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,

- умение выделить нравственный аспект поведения.)

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

  1. самоопределение;
  2. смыслообразование;
  3. нравственно-этическая ориентация.

Для диагностики мы выбрали 3 методики.

К8

1. «Беседа о школе».

Цель:

   выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

    действия, направленные на определение своего отношения к школе;

    действия, устанавливающие смысл учения.

 Метод оценивания: индивидуальная беседа

В ходе индивидуальной беседы педагог задавал следующие вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе больше всего нравится?

3. Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спросит: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день ходить в школу, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А по расписанию каждый день математика, чтение, письмо и только иногда рисование, музыка и физкультура.

В школе Б, наоборот каждый день физкультура, музыка, рисование и только иногда математика, чтение и письмо. Где бы ты хотел учиться?

6. Представь себе, что ты хорошо поработал, учитель предложил тебе награду:

шоколадку, игрушку или пятерку в журнал. Что ты выберешь?

К9       Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
  2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
  3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки).

Уровни оценивания:

     0. Отрицательное отношение к школе.

  1. Положительное отношение к школе, но сохранение дошкольной ориентации.
  2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
  3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Выяснили, что в основном детям нравится в школе, но у большинства еще не сформирована позиция школьника.

Вывод: надо, учитывая особенности каждого, развивать мотивацию для формирования учебной деятельности.

К10

2. «Незавершенная сказка»

Цель:

    выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые УУД:

    действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Метод оценивания:

    чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Педагог рассказывает сказку и останавливается на кульминации, ожидая реакции ребенка – заинтересованность, желание узнать продолжение.

К11  опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности универсальных действий.

Критерии оценивания:

Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца

У большинства детей проявляется интерес на невербальном уровне, но инициатива в продолжении отсутствует.

Вывод: направить методы, формы работы на развитие познавательных интересов

К12

3. «Моральная дилемма»
Кто виноват? Кого наказать?

Цель:

   выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы

    (уровня моральной децентрации).

Оцениваемые УУД:

    действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Педагог читает рассказ и задает вопросы.

Текст рассказа:

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

   Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

К13

Вопрос №1:  Кто из детей больше виноват?

Уровни оценивания:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
  2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

Вопрос №2:  Кто заслуживает наказания? Почему?

Уровни оценивания:

  1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты.
  2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек.
  3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания.

     Ориентация на намерение героя

Большинство ребят не учитывают мотив, а учитывают объективные следствия поступка – количество разбитых чашек.

Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, учить анализировать, предложить поставить себя на место другого, задуматься и объяснить: кто виноват? Кто прав?

К14-15-16                  Для мониторинга:

      результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года.

В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.

Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель, составляя тематическое планирование учебной и внеурочной деятельности, планирует результаты по формированию УУД.

     Ежедневное поурочное планирование включает характеристику деятельности учащихся по формированию УУД.

   В конце 1 класса будет проведена повторная диагностика,

будут проанализированы результаты и составлен план работы на следующий год.

Далее диагностика будет проведена на конец 2 класса, 3 класса, и на выпуске из начальной школы, это даст возможность сравнить результаты сформированности УУД с предложенным в стандартах портретом выпускника.

В чем мы увидели трудности.

1) Результаты диагностики не всегда являются точными и объективными, т.к. на это влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2) Одному педагогу очень сложно провести индивидуальную беседу с каждым из 30 человек, уложившись во временные рамки. Стартовая диагностика затянулась на 2 месяца. Психолог нужен не один на школу, а на каждый класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика формирования социальной компетентности

В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Диагностика формирования УУД.

Диагностика формирования УУД....