диагностика формирования ууд
методическая разработка (1 класс) на тему
Материал содержит презентацию и методику проведения стартовой диагностики.
Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.
С этой целью мы собираем материал в две папки:
1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,
2) карта развития ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_uud.rar | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
К1-2
Основным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.
В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:
- личностные,
- познавательные,
- регулятивные,
- коммуникативные.
Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.
С этой целью мы собираем материал в две папки:
1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,
2) карта развития ученика.
Карты развития имеет следующие страницы:
- анкетирование родителей,
- изучение особенностей развития дошкольника,
- его готовность к обучению в школе,
- диагностика первичной адаптации ребенка в школе,
- диагностика сформированности УУД.
К3 об этом поговорим подробнее
К4
Познавательные УУД включают
- общеучебные универсальные действия,
- логические универсальные действия,
- а также постановку и решение проблемы.
Поэтому цель диагностики Познавательных УУД
- Выявление сформированности логических универсальных действий и сохранение дискретного множества.
- Выявление умения различать предметную и речевую действительность.
МЫ использовали методики:
1) « Построение числового эквивалента».
2) «Проба на определение слов в предложении»
К5
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
- умение сотрудничать со сверстниками.
Цель диагностики:
1) Выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.
2) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Методики:
1) «Варежки».
2) «Левая и правая сторона».
К6
Регулятивные УУД обеспечивают:
учащихся организацию их учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание
- планирование
- прогназирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция.
Цель диагностики:
Выявление развития регулятивных действий:
умение принимать и сохранять задачу;
умение планировать свои действия и работать по плану;
осуществлять контроль по результату и процессу;
оценивать правильность выполнения, вносить коррективы;
умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Задание:
«Выкладывание узора из кубиков»
К7
Наиболее подробно мы остановимся на диагностике Личностных УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- (знание моральных норм,
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,
- умение выделить нравственный аспект поведения.)
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Для диагностики мы выбрали 3 методики.
К8
1. «Беседа о школе».
Цель:
выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые УУД:
действия, направленные на определение своего отношения к школе;
действия, устанавливающие смысл учения.
Метод оценивания: индивидуальная беседа
В ходе индивидуальной беседы педагог задавал следующие вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе больше всего нравится?
3. Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спросит: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день ходить в школу, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А по расписанию каждый день математика, чтение, письмо и только иногда рисование, музыка и физкультура.
В школе Б, наоборот каждый день физкультура, музыка, рисование и только иногда математика, чтение и письмо. Где бы ты хотел учиться?
6. Представь себе, что ты хорошо поработал, учитель предложил тебе награду:
шоколадку, игрушку или пятерку в журнал. Что ты выберешь?
К9 Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.
Критерии оценивания:
- Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
- Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
- Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки).
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе.
- Положительное отношение к школе, но сохранение дошкольной ориентации.
- Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
- Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.
Выяснили, что в основном детям нравится в школе, но у большинства еще не сформирована позиция школьника.
Вывод: надо, учитывая особенности каждого, развивать мотивацию для формирования учебной деятельности.
К10
2. «Незавершенная сказка»
Цель:
выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые УУД:
действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.
Метод оценивания:
чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.
Педагог рассказывает сказку и останавливается на кульминации, ожидая реакции ребенка – заинтересованность, желание узнать продолжение.
К11 опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности универсальных действий.
Критерии оценивания:
Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.
Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.
Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца
У большинства детей проявляется интерес на невербальном уровне, но инициатива в продолжении отсутствует.
Вывод: направить методы, формы работы на развитие познавательных интересов
К12
3. «Моральная дилемма»
Кто виноват? Кого наказать?
Цель:
выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы
(уровня моральной децентрации).
Оцениваемые УУД:
действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Педагог читает рассказ и задает вопросы.
Текст рассказа:
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
К13
Вопрос №1: Кто из детей больше виноват?
Уровни оценивания:
- Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
- Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
- Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.
Вопрос №2: Кто заслуживает наказания? Почему?
Уровни оценивания:
- Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты.
- Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек.
- Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания.
Ориентация на намерение героя
Большинство ребят не учитывают мотив, а учитывают объективные следствия поступка – количество разбитых чашек.
Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, учить анализировать, предложить поставить себя на место другого, задуматься и объяснить: кто виноват? Кто прав?
К14-15-16 Для мониторинга:
результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года.
В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.
Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель, составляя тематическое планирование учебной и внеурочной деятельности, планирует результаты по формированию УУД.
Ежедневное поурочное планирование включает характеристику деятельности учащихся по формированию УУД.
В конце 1 класса будет проведена повторная диагностика,
будут проанализированы результаты и составлен план работы на следующий год.
Далее диагностика будет проведена на конец 2 класса, 3 класса, и на выпуске из начальной школы, это даст возможность сравнить результаты сформированности УУД с предложенным в стандартах портретом выпускника.
В чем мы увидели трудности.
1) Результаты диагностики не всегда являются точными и объективными, т.к. на это влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.
2) Одному педагогу очень сложно провести индивидуальную беседу с каждым из 30 человек, уложившись во временные рамки. Стартовая диагностика затянулась на 2 месяца. Психолог нужен не один на школу, а на каждый класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностика формирования социальной компетентности
В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...
Анализ результатов входной диагностики формирования УУД учащихся 3 "а" класса
Результаты диагностики, Анализ работы....
Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.
Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....
Диагностика "Формирование познавательных УУД"
Диагностика...
Методические рекомендации учителям начальных классов по результатам психологической диагностики формирования универсальных учебных действий обучающихся
Учителям даны ёмкие рекомендации по формированию УУД обучающихся 1-4 классов...
Диагностика формирования УУД.
Диагностика формирования УУД....
Контрольно-измерительные материалы для диагностики формирования УУД у младших школьников на уроках математики
Работа предназначена для процедуры диагностики УУД в 4 классе...