Диагностики
материал на тему
Каждый Возрастной период в жизни ребёнка характеризуется своими особенностями и потенциалом для проявления тех или иных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карта Стотта | 41.25 КБ |
karta_stotta.docx | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкеты для детей
Анкета «Вот я какой!»
Цель:Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в группе
1. Меня зовут ________________
2. Мне ____ лет
3. У меня ________ глаза
4. У меня ________ волосы
5. Улица, на которой я живу, называется _______________
6. Моя любимая еда - ________________
7. Мой любимый цвет - ________________
8. Мое любимое животное - _________________
9. Моя любимая книга - ________________
10. Моя любимая телепередача - __________________
11. Самый прекрасный фильм, который я видел - ______________________
12. Я люблю в себе _____________________
13. Моя любимая игра - _________________
14. Моего лучшего друга зовут _________________
15. Страна, в которую я хотел бы съездить - __________________
16. Лучше всего я умею ________________
17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________
18. Самая главная моя цель - _____________________
Инструкция:Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анализ:
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе труднее всего ответить?
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».
1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ - - + + + + - - -
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».
1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?
3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?
5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?
7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?
9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ - - + + + + - - -
Перечень методик, используемых воспитателями КУ ХМАО – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»» при первичной диагностике воспитанников.
Аспекты изучения | Диагностические средства | ||||
Дошкольный возраст | Младший школьный | Подростковый возраст | |||
Уровень сформированности санитарно – гигиенические умений и навыков | Наблюдение | Наблюдение | Наблюдение | ||
Тест: « Личная гигиена» Карта наблюдений: «Санитарно – гигиенические умения и навыки» | Тест «Умеешь ли ты ориентироваться в сложной ситуации?» | ||||
Уровень сформированности социокультурных умений и навыков | Диагностическая карта уровня воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста (пособие для методистов и воспитателей ДОУ под редакцией В.Н. Волчковой) | Шкала социальной компетентности | Шкала социальной компетентности | ||
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» | Методика Б.П. Битинос и М.И. Шиловой «Нравственный потенциал личности» | ||||
Игра «Магазин» (интерпретация О.В. Соловьева) | Игра «Магазин» (интерпретация О.В. Соловьева) | Игра «Магазин» (интерпретация О.В. Соловьева) | |||
Учебно-познавательная деятельность | Анализ процесса деятельности (Изобразительное искусство детей в детском саду и школе./ Комарова Т.С., Зарянова О.Ю. и др.) | Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1 – 4 кл) / методика Н.Г. Лускановой | Методика Н. Г. Уфимцевой Л.П. | ||
Методика «Беседа о школе»(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л.Венгера) | Методика «Беседа о школе»(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л.Венгера) | Педагогическая запущенность школьника (Л. Белозерова) | |||
Тест «Как научиться учиться» | |||||
Методика преодоления затруднений в обучении | Методика преодоления затруднений в обучении | ||||
Личностные и поведенческие особенности: | Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка | Тест «Любите ли вы себя?» Тест «Конфликтны ли вы?» | |||
Анкетирование учащихся | Тест «Умеешь ли ты общаться?» | ||||
Тест «Какой я в общении?» | |||||
Анкета творческих способностей | Анкета творческих способностей | Анкета творческих способностей | |||
Тест «Познай свой характер» | |||||
Анкета «Карта интересов» | |||||
Тест «Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?» | |||||
Наличие вредных привычек и поведенческих девиаций | Наблюдение | Наблюдение | Анкета «Отношение к ЗОЖ» | ||
Методика «Недописанный тезис» |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
«Педагогические и психологические методики для проведения диагностики несовершеннолетнего»
Учреждение:КУ ХМАО – Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»_____________________________________________________
Территория:Ханты Мансийский автономный округ-Югры, Тюменской области, город Урай
1. | Название методики | Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка |
2. | Автор | |
3. | Вид методики | Педагогическая. |
4. | Цель | Выявление поведенческих особенностей. |
5. | Задачи | Выявление личностных особенностей |
6. | Назначение методики | Наблюдение за личностными особенностями детей |
7. | Целевая группа | С 6 – 9 лет. |
8. | Сроки применения методики | 20 – 30 минут. |
9. | Форма проведения | Индивидуально. |
10. | Методы проведения | Наблюдение |
11. | Этап применения методики | Первичная и итоговая диагностика. (дополнительно) |
12. | Исполнители | Воспитатель. |
13. | Результат и эффект от применения методики | В диагностике участвовало 30 респондентов. |
Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка
«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, формированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.
Инструкция
Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям:особенности самовыражения ребенка, особенности общениясо сверстниками и взрослыми,сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).
- Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Особенности самовыражения ребенка
1. Поведение
- Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
- Пассивность, замкнутость, безразличие
- Беспокойство, возбудимость
2.Эмоции
- Положительно окрашенные
- Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
- Частая смена эмоций
- Особенности общения со взрослыми
- Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
- Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
- Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
- Особенности общения со сверстниками
1. Личностное общение:
- Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
- Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
- Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
2. Деловое общение:
- Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
- Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности
1.Мотивация
Особенности мотивов:
- Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
- Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
- Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
- Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
- Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Виды мотивов:
- Мотивы достижения успеха
- Мотивы избегания неудач
- Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)
2. Произвольность
Особенности восприятия образца и правила:
- Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
- Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Особенности решения учебной задачи:
- Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
- Принимает, но не удерживает учебную задачу
- Не принимает учебную задачу.
- Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
Степень самостоятельности:
- Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
- Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
- Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
Саморегуляция
- Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
- Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
3. Отношение к помощи со стороны взрослого
- Принимает помощь взрослого
- Не принимает помощь взрослого
VI.Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
VII.Рекомендации:
педагогу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
родителям___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
IX. ФИО экспериментатора, подпись
_____________________________________ __________________
Тест: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
Фамилия, имя учащегося______________________________________________
Задание 1.
В правилах не закончены фразы. Вы должны дополнить недостающие слова.
1.Постоянно следи за ________________ лица, рук, шеи.
2.____________________ умывайся и чисти зубы.
3.Всегда мой руки __________________.
4.Следи за своими волосами. _________________ волосы – признак неряшливости.
5.Содержи в порядке ___________, чтоб не превратились в когти.
6.Всегда пользуйся__________________ носовым платком.
7.__________ делай зарядку, ____________ комнату в течении дня.
Слова для справок:личным, убирай, утром, непричесанные, чистотой, ногти, ежедневно, с мылом.
Задание 2.Из предложенных вариантов выбери правильный ответ, пометь его ٧
1. Лицо, шею, уши моют с мылом | 2 раза в неделю ежедневно 1 раз в месяц |
2. Полностью мыться(в бане) нужно не реже | 1 раза в неделю 1 раза в месяц 2 раз в месяц |
3. Умываться нужно водой | горячей холодной тёплой |
4. Перед едой нужно | Почистить зубы Вымыть руки Прополоскать рот |
5. После еды нужно | Прополоскать рот Вымыть голову Почистить уши |
6. После мытья рук нужно | Смазать руки кремом Вытереть насухо Подстричь ногти |
7. Чистить зубы нужно | 1 раз в день 2 раза в день 3 раза в день |
8.Приспособление для чистки ушей | Ватная турунда Скрепка Спичка |
Сформированность культурно-гигиенических навыков:
Возрастная психология, под ред. Д.Рубинштейн, стр. 121
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
6.Благодарить;
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1.Мыть лицо, уши, руки
2.Закатать рукава;
3. Смочить руки;
4 Взять мыло, намыливать до появления пены;
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
7. Пользоваться расческой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки);
3. Аккуратно повесить;
4 Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;
5. Снять обувь;
6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье);
7.Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;
действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;
неумение выполнять действие – 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков
Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
«Педагогические и психологические методики для проведения диагностики несовершеннолетнего»
Учреждение:КУ ХМАО – Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»__________________________________________________
Территория:Ханты Мансийский автономный округ-Югры, Тюменской области, город Урай
1. | Название методики | Игра. «Мы разные» |
2. | Автор | Р.Фопель |
3. | Вид методики | Психолого-педагогическая |
4. | Цель | Развитие умения взаимодействовать |
5. | Задачи | Анализ сформированности коммуникативных навыков воспитанников |
6. | Назначение методики | Развитие коммуникативной сферы |
7. | Целевая группа | 4 – 17 лет. |
8. | Сроки применения методики | 10-45 минут |
9. | Форма проведения | Комбинированная. |
10. | Методы проведения | Игра, наблюдение. |
11. | Этап применения методики | Первичная, итоговая диагностика |
12. | Исполнители | Психолог, воспитатель. |
13. | Результат и эффект от применения методики | В диагностике участвовал 141 респондент. Высокий уровень сформированности морально-нравственных навыков при первичной диагностике наблюдается только у 30% воспитанников Центра «Зина»; Средний уровень у 20 %, а уже при итоговой диагностике высокий уровень сформированности наблюдается у 50% детей. |
Игра. «Мы – разные…».
Р.Фопель
Цель:Развитие умения взаимодействовать.
Материалы:пластилин.
Ход игры:участники работают в парах, каждая пара получает по кусочку пластилина и задание вылепить одно и то же животное, один в паре лепит переднюю часть, второй – заднюю. Работают далее самостоятельно, не совещаясь. Время выполнения работы 3 – 5 мин. Затем соединяют получившиеся половинки.
Обсуждение: У всех ли получилось так, как задумали? Если нет, то почему?
(привести к выводу, что помешало: отсутствие подстраиваться к партнеру, не умение работать в команде, раздражительность, интолерантное поведение и.т.д.)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
«Педагогические и психологические методики для проведения диагностики несовершеннолетнего»
Учреждение:КУ ХМАО – Югры «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»________________________________________________
Территория:Ханты Мансийский автономный округ-Югры, Тюменской области, город Урай
1. | Название методики | Карта наблюдений «Санитарно – гигиенические умения и навыки» |
2. | Автор | пособие для методистов и воспитателей ДОУ под редакцией В.Н. Волчковой |
3. | Вид методики | Педагогическая |
4. | Цель | Определить уровень сформированности санитарно – гигиенических умений и навыков |
5. | Задачи | Выявления особенностей взаимодействия ребенка с бытовыми предметами и предметами гигиены |
6. | Назначение методики | Психофизическое развитие ребенка |
7. | Целевая группа | С 4 – 7 лет. |
8. | Сроки применения методики | 2 раза по 30 минут |
9. | Форма проведения | Комбинированная. |
10. | Методы проведения | Наблюдение. |
11. | Этап применения методики | Первичная, итоговая диагностика. |
12. | Исполнители | Воспитатель. |
13. | Результат и эффект от применения методики | В диагностике участвовал 141 респондент. Высокий уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков при первичной диагностике наблюдается только у 15% воспитанников Центра «Зина»; Средний уровень у 10 %, а уже при промежуточной диагностике высокий уровень сформированности наблюдается у 87% детей. |
Карта наблюдений
Пособие для методистов и воспитателей под редакцией В.Н. Волчковой
Санитарно – гигиенические умения и навыки
Самообслуживание
- Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться.
- Стараются быть аккуратными. Учатся чистить одежду щеткой.
3.Просушивают обувь, одежду, варежки (по необходимости выворачивая одежду).
- Учатся чистить зубы.
- Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребенка, поощрение его успехов. В этом возрасте у ребенка проявляется стремление научить товарища тому, что умеет сам. Необходимо привлекать детей к анализу результата труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании, но в то же время следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий по-прежнему должен занимать большое место в работе воспитателя.
Хозяйственно-бытовой труд
- Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, убирать, протирать игрушки, инвентарь и т.д.).
- Стараются помогать взрослым в уборке помещений, участка ит.д.
- Учатся самостоятельно дежурить по столовой, помогают в подготовке материалов к занятиям.
- Уважительно относятся к труду взрослых.
В средней группе усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Теперь дети осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д.). С этого возраста следует приучать ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить
дело до конца; поощрять его за проявленную инициативу, умение прилагать волевое усилие. Непрерывная трудовая деятельность ребенка не должна длиться более 10 минут. Одним из действенных приемов остается поощрение. Оценивать следует не только трудовые действия, но и умение ребенка правильно и аккуратно обращаться с оборудованием.
С начала года дети дежурят по столовой. Со второй половины года вводятся дежурства на подготовку учебного и игрового материала к занятиям. Необходимо довести до сознания детей, что дежурство - это обязанность каждого перед всеми. В процессе детского труда решаются вопросы нравственного воспитания, формируются навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Большую роль в этом играет личный пример взрослых.
Труд в природе
- Дети любят наблюдать за жизнью растений и животных;
проявляют заботу о них. - Умеют самостоятельно поливать растения, кормят животных,
рыб. Умеют насыпать, раскладывать корм в кормушки. - Помогают взрослым выращивать зелень для корма животных,
наполнять водой аквариум, мыть предметы для аквариума.
В самом начале года желательно поощрять посадку новых кустарников, деревьев, собирать природный материал. Наблюдая за работой в огороде, воспитатель привлекает детей к сбору ботвы в определенное место. Весной следует организовать наблюдение детей за первым перекапыванием земли в огороде. Взрослые вспахивают землю, рыхлят и разравнивают граблями, делают 2-3 грядки, а детям поручают посев семян (гороха, свеклы, редиса, лука). Можно привлечь детей к поливу огорода, цветника вместе с воспитателем. В ходе этой работы следует организовать наблюдение за всходами. В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями и животными уголка природы, при этом воспитатель должен объяснять им трудовые действия. Важно периодически замечать происходящие там изменения. Следует помнить, что ребенка этого возраста больше интересует процесс труда, чем его результат. В процессе труда следует привлекать внимание детей к особенностям внешнего вида растений, поведения животных, учить наблюдать за ними. Это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям, животным.
Ручной труд
- Дети самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек, книг,
коробок. - Сортируют природный материал, подготавливают к работе.
3.Постепенно приучаются работать с инструментам и, материалом.
Для детей данного возраста ручной груд организуется чаще. Они
могут сделать самые простые игрушки (волчок). С такой самодельной игрушкой дети играют с удовольствием. Для этого им надо предложить палочки длиной 4 см с заостренным концоми вырезанныеиз плотного картона кружки, проколотые посередине. Нужно показать, как соединить эти две части.
Дети способны не только осознавать значимость своего труда, но и бережно к нему относиться. Занимаясь ручным трудом дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в детском саду, так и дома.
Диагностика
Своевременная диагностика позволяет воспитателю получить объективную картину усвоения детьми трудового процесса и направить усилия в нужное русло.
Диагностика проводится в начале сентября и в конце мая. При проведении необходимо создать непринужденную обстановку. Заводится индивидуальная карта на каждого ребенка, в нее заносятся результаты каждого обследования. Сопоставление результатов первого и последующих обследований позволяет судить о динамике продвижений каждого ребенка.
Освоение основ гигиенической культуры.Положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности и осуждают проявления неряшливости неопрятной еды. Знание последовательности действий в процессе одевания, правил поведения за столом. Знание наизусть потешек, стихов, связанных с выполнением культурно-гигиенических правил.Практические умения
Умывание.Самостоятельно мыть руки, лицо (засучивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо), пользоваться своим полотенцем. Уметь полоскать рот, пользоваться зубной щеткой.
Одевание.Одеваться и раздеваться в определенном порядке, складывать и убирать одежду на место, различать обувь на правую (левую) ногу, правильно надевать. Пользоваться зеркалом, замечать неполадки в одежде. Самостоятельно пользоваться носовым платком.
Культура еды.Правильно пользоваться ложкой, вилкой, есть аккуратно, пользоваться салфеткой, говорить «спасибо».
Уход за вещами и игрушками.Обращать внимание на неопрятности в одежде сверстников. Убирать свои игрушки на место, бережно обращаться с ними. Радоваться, когда взрослые исправят сломанную игрушку.
Труд взрослых
Познавательные, игровые, речевые и трудовые умения. Воспринимать трудовой процесс, общаться со взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса. Рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической модели. Обобщать трудовые процессы, связывая их с должностью людей определенной профессии. Передавать в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам. Переносить знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность.
Уровень освоения программы
Ф.И. | Труд взрослых | Уровень | ||||||
I кв. | III кв. | |||||||
Ребенок знает названия некоторых профессий. Может рассказать о трудовых процессах, выполняемых некоторыми людьми. Интереса к труду не выражает. Помогает взрослым неохотно. | ||||||||
Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Проявляет уважение к взрослым, бережное отношение к результатам труда. | ||||||||
Ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Ярко выражает познавательный интерес к труду взрослых, технике. Охотно помогает старшим, стремится подражать умелому человеку, с уважением относится к труду взрослых | ||||||||
Ребенок трудится | ||||||||
Ребенок не уверен в себе, стремления к самостоятельности в самообслуживании не выражено. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке в выполнении трудовых действий. | ||||||||
Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминания следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостаточен. Охотно вживается в коллективные формы трудовой деятельности, исполняет роль помощника. | ||||||||
Ребенок самостоятелен в самообслуживании. Сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд результативен. Иногда он выступает в роли организатора в коллективных формах трудовой деятельности. Проявляет внимание и заботе к детям, уважение к старшим. | ||||||||
Отношение к природе | ||||||||
Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослых. Малоактивен в работе с ними. | ||||||||
Ребенок называет несколько растений, птиц, животных, но не выражает желания за ними ухаживать. Самостоятельные наблюдения за ними редки. Эмоционально откликается на красоту природы. | ||||||||
Ребенок различает и правильно называет большое количество растений, животных. Проявляет интерес к трудовому процессу. Отношение к растениям и животным достаточно осознанно. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми. |
Примечание:
В - высокий уровень (оптимальный)
Н - средний уровень (норма)
3 — низкий уровень (запоздалый)
Предварительный просмотр:
Диагностика социально-педагогического развития детей, проходящих реабилитацию в отделении дневного пребывания несовершеннолетних
КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ (КН) Л. Стотта
Методика используется для диагностики трудностей адаптация ребенка в центре, анализа характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к центру по результатам длительного наблюдения, дает возможность получить картину эмоционального состояния ребенка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни.
НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
ТВ - тревожность по отношению к взрослым;
ВВ - враждебность по отношению к взрослым;
ТД - тревожность по отношению к детям;
А - недостаток социальной нормативности;
ВД - враждебность по отношению к другим детям
Н - неугомонность;
ЭН - эмоциональное напряжение;
С - неблагоприятные условия среды;
СР - сексуальное развитие;
Б - болезни и органические нарушения;
Ф - физические дефекты.
Заполняется карта учителем, воспитателем или взрослыми, хорошо знающими ребенка. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (синдрому), наиболее характерным для данного ребенка.
Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам. Помимо количественной обработки результатов проводится их качественный анализ.
Большое количество зачеркнутых отрезков у ребенка (по сравнению с другими детьми) дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения, а также выделить те синдромы, которые в первую очередь определяют нарушения и преодоление которых должно занимать центральное место в работе с ребенком.
НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
ТВ - тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуется ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
ВВ - враждебность по отношению ко взрослым. Симптомы 1-4 - ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
ТД - тревога по отношению к детям. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.
А - недостаток социальной нормативности (асоциальность). Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 – отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-18 - отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 - считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.
ВД - враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).
Н - неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.
ЭН - эмоциональное напряжение. Симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6-7 - о серьезных страхах. 8-10 – о прогулах и непунктуальности.
Ориентировочные критерии (по данным В.А.Мурзенко).
Коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 8 до 25 баллов. Свыше 25 баллов свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, эти дети стоят на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.
Карта наблюдений
НД - недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.
- Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
- Плачет, когда ему делают замечания.
3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
4. Ребёнок "подчинённый" (соглашается на "невыигрышные" роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).
5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
6. Лжёт из боязни.
7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.
- Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.
- Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
- Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
- Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи).
14. Легко становится "нервным", плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
15. Легко устраняется от активного участия в игре.
16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.
ТВ - тревожность по отношению к взрослым.
1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовнёй).
4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.п.
6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
8. "Подлизывается", старается понравиться учителю.
9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.
12. Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключительно собственной особой).
13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
16. Полностью "устраняется", если его усилия не увенчиваются успехом.
ВВ - враждебность по отношению к взрослым.
1. Переменчив в настроениях.
2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в "хорошем" настроении.
3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
4. Часто бывает в плохом настроении.
5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.
6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда - равнодушным.
7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.
9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.
10. Очень переменчив в поведений. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.
11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).
12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.
13. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.
14. "Бормочет под нос", если чем-то недоволен.
15. Негативно относится к замечаниям.
16. Временами лжёт без какого-либо повода и без затруднений.
17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.
18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.
19. "Дикий" взгляд. Смотрит "исподлобья".
20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.
21. Агрессивен (кричит, угрожает» употребляет силу).
22. Охотнее всего дружит с так называемыми "подозрительными типами".
23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
24. Ведёт себя непристойно.
ТД - тревога по отношению к детям.
1. "Играет героя", особенно когда ему делают замечания.
2. Не может удержаться, чтобы не "играть" перед окружающими.
3. Склонен "прикидываться дурачком".
4. Слишком смел (рискует без надобности).
5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
6. Любит быть в центре внимания.
7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.
8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.
9. Хвастает перед другими детьми.
10. Паясничает (строит из себя шута).
11. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе.
12. Одевается вызывающе (брюки, причёска - мальчики: преувеличенность в одежде, косметика - девочки).
13. Co страстью портит общественное имущество.
14. Дурацкие выходки в группе сверстников.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
А - недостаток социальной нормативности (асоциальность)
- Не заинтересован в учебе.
- Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
- Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.
- Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
- Не застенчив, но никогда не просит о помощи.
- Никогда добровольно не берётся ни за какую работу.
- Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
- Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми
- Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.
- Списывает домашние задания.
- Берет чужие книги без разрешения.
- Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
- В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.
- "Нечестный игрок" (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).
- Не может смотреть прямо в глаза другому.
- Скрытен и недоверчив.
ВД - враждебность по отношению к другим детям.
- Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их путать.
- Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
- Надоедает другим детям, пристаёт к ним.
- Ссорится, обижает других детей.
- Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
- Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
- Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
- Пристает к более слабым детям.
- Другие дети его не любят или даже не терпят.
- Дерётся несоответствующим образом (кусается, царапается и пр
Н- Неугомонность.
- Очень неряшлив.
- Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.
- Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
- В играх совершенно не владеет собой.
- Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
- Неровный, безответственный в ручном труде
- Нестарателен в школьных занятиях,
- Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
- В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо сосредоточиться.
- Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.
- Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.
ЭН - эмоциональное напряжение.
- Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
- Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
- Слишком инфантилен в речи.
- Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
- Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
- Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
- Другие дети пристают к нему (он является "козлом отпущения").
- Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
- Часто опаздывает.
- Уходит с отдельных уроков.
- Неорганизован, разболтан, несобран.
- Ведёт себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.
С - неблагоприятные условия среды.
- Часто отсутствует в школе.
- Не бывает в школе по несколько дней
- Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребёнка в школе.
- Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
- Неряшлив, "грязнуля".
- Выглядит так, как будто очень плохо питается.
- Значительно некрасивее других детей.
СР - сексуальное развитие.
- Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу
- Задержки полового развития.
- Проявляет извращённые наклонности.
Б - болезни и органические нарушения.
- Неправильное дыхание.
- Частые простуды.
- Частые кровотечения из носа.
- Дышит через рот.
- Склонность к ушным заболеваниям.
- Склонность к кожным заболеваниям.
- Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
- Частые головные боли.
- Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
- Болезненные, покрасневшие веки.
- Очень холодные руки.
- Косоглазие.
- Плохая координация движений.
- Неестественные позы тела.
Ф - физические дефекты.
- Плохое зрение
- Слабый слух.
- Слишком маленький рост.
- Чрезмерная полнота.
- Другие ненормальные особенности телосложения.
Карта наблюдений Д.Стотта
Имя, фамилия ___________________________________
Дата ____________________________
Возраст __________________
НД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
ТВ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
ВВ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
ТД | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 7 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
Н | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 2 | |||||||||||||||
ВД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||
ЭН | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | ||||||||||||||
С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||
СР | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||||||||
Ф | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 |
Карта наблюдений Д. Стотта
Имя, фамилия ___________________________________
Возраст ____________________________
Дата __________________
НД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
ТВ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
ВВ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
ТД | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 7 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||||||||||
Н | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 2 | |||||||||||||||
ВД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||
ЭН | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | ||||||||||||||
С | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||
СР | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||
Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||||||||
Ф | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 |
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
www.obekasova.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...