Особенности формирования нравственного статуса детей и подростков.
консультация на тему
Основу нравственного статуса человека составляют высшие чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования нравственного статуса детей и подростков.
Основу нравственного статуса человека составляют высшие чувства (ответственности, собственного достоинства, уважение к другим людям, радушия, патриотизма, другие чувства, в том числе- чувство любви), образование которое тесно связанно с формированием у него обоснованных смыслов (понимание сущности жизни, трудовой деятельности, семьи, здоровья и т.д). Все это напрямую связанно с тем, как полно и какими средствами в процессе роста и взросления у человека удовлетворяются доминирующие потребности. Своевременная актуализация потребностей и полнота их удовлетворения обеспечивает главное- позитивный эмоциональный фон жизнедеятельности, который служит основой образования положительных чувств вообще и высших чувств в частности. В качестве средств удовлетворения потребностей человека должна выступать информация (в самом широком смысле этого слова: в виде знаний, умений, материальных предметов). Причем эта « информация» должна обладать психологической и нравственной ценностью и поэтому иметь социальную значимость для воспитуемого.
В младшем школьном возрасте нравственно- психологический статус начинает только зарождаться (ведь ребенок живет преимущественно биологической, а не социальной жизнью). Педагогическая задача на этом этапе развития состоит в том, чтобы с помощью игры и творчества побудить детей вести себя культурно (быть добрым, отзывчивым, честным, уметь соблюдать правила этикета, сдерживать свои отрицательные эмоции). Воспитание (в данном случае- формирование мотивационных основ нравственного поведения и психической саморегуляции). Должно осуществляться через:
- подражание на примерах культурного поведения человека или сказочных героев;
- озарение или выбор правильного решения – при анализе культурных или бескультурных поступков;
- валеологический анализ- определение зависимости нравственно- психического статуса от образа жизни;
- игровые и практические действия- рисование, конструирование, сочинительство, театрализованное действие, а также различного рода упражнения, тренирующие положительные привычки и черты характера).
В подростковом возрасте проблема формирования нравственно- психического статуса становится центральной в системе воспитания детей. Связано это с тем, что у подростков начинает созревать самосознание и формироваться устойчивый образ жизни (стереотипы поведения, привычки и черты характера). Чтобы воспитание шло в нужном направлении, следует создавать такую информационную среду, благодаря которой подростки могли бы лучше познавать прежде всего свои психологические особенности и в свободном творческом поиске решать проблемы, связанные с психосаморегуляцией и формированием смысловой основы здорового образа жизни. Педагогическая задача здесь состоит в том, чтобы помочь подросткам путем самоанализа определить основные тенденции в своей психике, обусловленные особенностями собственной жизнедеятельности, и на основе этого внести целесообразные коррективы в свой образ жизни.
Формирование нравственного отношения подростков к собственной личности также следует осуществлять в форме свободного творческого поиска решение различного рода смысловых проблем (типа «Кого можно считать человеком культурным? Успешным? Счастливым? Безопасным? Цивилизованным?»). На занятиях с подростками важно давать им возможность свободно сочинять, конструировать, проектировать, мысленно проживать исторические события, проводить самоанализ, заниматься научными изысканиями и другими продуктивными видами деятельности. В таких условиях подростки удовлетворяют свои потребности в самопознании смыслотворчестве, что способствует формированию у них высших чувств и прежде всего ответственного отношения к себе и своим поступкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей.
В статье рассмотрены особенности формирования нравственного сознания детей на основе приобщения к традиционной культуре....
Нравственное воспитание детей и подростков
Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моде...
Формирование нравственной личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами трудотерапии
«Лучше зажечь одну маленькую свечу,чем проклинать тьму»...
Особенности формирования УУД у детей с ЗПР
Доклад по теме "Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития", презентация...
Особенности формирования нравственных представлений о патриотизме у младших школьников
Представлена статья...
Особенности формирования УУД у детей с задержкой психического развития
В статье описываются методы и приёмы работы с детьми, имеющими задержку психического развития, по формированию УУД....
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...