Реализация системно – деятельностного подхода на современном уровне в начальной школе.
статья на тему

Волошина Людмила Владимировна

Реализация системно – деятельностного подхода на современном уровне в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно – деятельностного подхода            на современном уровне в начальной школе.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 и вступили в силу с 1 января 2010 года.

    Первым реализовывать принципиально иной подход к образованию, заложенный в стандарте второго поколения и нацеленный на получение новых образовательных результатов, будут педагогические работники начальной школы. Однако далеко не все учителя готовы работать в совершенно новых условиях, диктуемых стандартом, в частности перехода от образовательной парадигмы «знания, умения, навыки» к системно – деятельностному подходу в обучении, направленному на достижение новых образовательных результатов: личностных, предметных, метапредметных. Решение такой задачи требует серьёзных изменений в организации учебного процесса в начальной школе, введение в широкую педагогическую практику технологии системно – деятельностного обучения, обеспечивающей эффективное формирование универсальных учебных действий при сохранении фундаментального ядра образования.

    Таким образом, массовая школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, ориентированного в основном на два психических процесса – восприятие и память и, соответственно на три роли ученика: «зритель», «слушатель», «репродуктор». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, а деятельность на уроке организована так, чтобы ученик не получал знания в готовом виде, а прилагал усилия, размышлял, находился в состоянии поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутых гипотез, анализ причин возникновения ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым и формирует у школьника мотивацию в обучении.

    Начальная школа стоит на пороге введения Стандартов второго поколения, в котором миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности, как важнейшего условия развития российского гражданского общества. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом (т.е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе… Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называются стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

    Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Однако сегодня всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В своём Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Никто, наверное, не возразит, что именно начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно – ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- духовно – нравственное и эстетическое воспитание;

- освоение системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных  видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка;

    Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими  как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом ещё одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

    Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирования у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

    Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно- методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

    Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Соединились две системы обучения: системный подход, который разрабатывали Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, и деятельностный подход, его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Отсюда вытекают требования к процессу обучения: научить учиться т.е. овладеть универсальными учебными действиями. Перед начальной школой ставятся новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны не только научить читать, считать, писать, чему сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя.

    Что же следует из этого для нас, педагогов? В первую очередь, мы должны понимать, что включение ребёнка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не  в том, чтобы наглядно и доступно всё объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Ещё Л.С.Выготский в книге «Педагогическая психология», опубликованной в 1926 году говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперёд к чему-то новому». Процесс обучения есть всегда обучение деятельности, либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать обучение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ребёнка в выполнении каких-то операций, приёмов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приёмы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные, не встречавшиеся способы действия. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выгодский, «то, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнять самостоятельно».

    Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    1)Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    2)Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

    3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

    4)Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

    5)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    6)Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.

    7)Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

    Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения материала, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровнего обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребёнком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

                                                                                                                                                   

    В помощь педагогам издано методическое пособие, посвященное педагогическому анализу урока, реализующего системно-деятельностный подход к обучению в начальной школе. В нём раскрыты отличительные  признаки урока, типология, временная и пространственная организация, условия подготовки и проведения.

    По каждому типу урока приведены разработки для 1-5 классов, сопровождаемые подробным методическим комментарием. Особое внимание уделено формированию учебного взаимодействия и учебных действий в каждом из классов.

    Фактический материал пособия строится на двух основных учебных предметах – математике и русском языке. Изучив принципы организации учебной деятельности на этих предметах, учитель перенесёт свои знания и на другие учебные предметы.

    В основе пособия лежит многолетний опыт его авторов по организации педагогической деятельности в системе развивающего обучения, а также обобщение опыта подготовки педагогов России, Украины, Белоруссии в центре психологии и методики развивающего обучения в г.Харькове.

    Авторы книги А.К.Дусавицкий, Е.М.Кондратюк, И.Н.Толмачёва.

    (До 2011 года книга издавалась под названием «Урок в развивающем обучении».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации...

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации в начальной школе"

Рассмотрено одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах – конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с неск...

Особенности реализация системно-деятельностного подхода в обучении учащихся в начальной школе

Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении....