Методы мотивации по ФГОС.
учебно-методический материал на тему
К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_motivatsii_po_fgos.docx | 334.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности учащихся
Учитель: Александрова Н.С.
МОУ «СОШ № 63 с УИП» г. Саратов
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
К методу мотивации учебной деятельности относятся:
Создание проблемной ситуации: удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов, создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
В самом названии"метод стимулирования и мотивации"находит отражение взаимодействие учителя и учеников. Посредством этого метода достигается цель обучения .Метод служит учителю средством побуждения учащихся к учению , стимулятором к познавательной деятельности.
Ценным стимулирующим качеством обладают:
1)Проблемно- поисковый метод (но только тогда, когда проблемные ситуации доступны для самостоятельного разрешения учащимися)
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование целой цепи последовательных приемов:
- создание проблемной ситуации;
- организация коллективного обсуждения, возможных подходов к ее разрешению;
- выбор рационального способа решения проблемы;
- обобщение полученных результатов;
- формирование выводов.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы учащихся, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
*Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения, ученики самостоятельно или под руководством учителя решают ее.
*Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. Здесь возможен групповой, коллективный поиск.
*Ученик ставит и решает проблему самостоятельно. Это формирует у учащихся способность самостоятельно формулировать проблему и самостоятельно решать пути ее решения.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.
Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.
Современные учебники переработаны авторами и в учебном материале уже заложены задания и вопросы, которые побуждают учащихся к поиску, решению проблемы.
Я работаю по УМК " Перспективная Начальная Школа". Так в учебнике "Окружающий мир" на стр.17 перед учащимися ставится вопрос :Паук- насекомое? Конечно, можно дать учащимся задание прочитать текст и ответить на данный вопрос .Я даю задание распределить картинки с изображением животных на группы: рыбы, насекомые, звери. Учащиеся, выполняя данное задание, сами сталкиваются с затруднением, не зная к какой группе отнести паука. Проблема как- бы возникает сама собой. Роль учителя не ставить перед детьми проблему, а умело подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны,. а возникает как- бы сама собой, то возрастает мотивация.
Можно подводить учащихся к проблеме разными способами: заполнением таблицы, столкновением мнений. Например: бактерии- друзья или враги?
Заполняя таблицу полезных свойств, учащиеся исследуют свойства бактерий и сами ( через опыты и исследования) приходят к выводу, что эти организмы могут приносить как пользу, так и вред. Эту же проблему можно предложить детям в виде диспута .Затем можно дать задание отнести бактерии к одной из групп: растения или животные. Опять дети сталкиваются с затруднением, так как бактерии обладают признаками и тех и других. Возникшая проблема побуждает учащихся обратиться к поиску дополнительной информации( в учебнике, других источниках).
2) Влияние наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость.
3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в начальной школе является познавательная игра. Игра используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению.
В своей практике я использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Например дидактическая игра " Сначала- потом" Изучая весенние изменения в природе, предлагаю выстроить цепочку: птицы, цветы, насекомые. Учащиеся , как показывает мой опыт, ставят на первое место перелётных птиц. Тогда предлагаю детям вспомнить, чем питаются перелётные птицы. После этого учащиеся сами исправляют свою ошибку и выстраивают цепочку верно . Эту игру можно применять и на других уроках(математика " Сложение двузначных чисел: десятки, единицы.)Даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и мотивация.
4) К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Принято говорить, что в споре рождается истина.
Например: прививка- друг или враг? Арбуз- фрукт или овощ?
Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению.
5) Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. Тут необходимо подбирать задания, посильные для этой группы учащихся, чтобы ребёнок видел свою успешность, а затем эти учащиеся переходят к более сложным заданиям.
Ситуации успеха организуются учителем путем поощрения школьников . Мощным стимулом в учении является оценка. В 1 классе оценки не ставятся, но поощрение присутствует; слово учителя, оценка товарища, самооценка. Здесь я применяю" Лесенки успеха"( см. приложение)
6) Метод эмоционального стимулирования учения - создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т.е. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, интригующее начало урока.
Например , на уроках литературного чтения зачитываю начало текста и прошу учащихся предположить, как же дальше будут развиваться события. Затем предлагаю уч-ся сравнить свои предположения с тем, что предложил нам автор произведения.
К данному методу можно отнести ребусы, загадки, кроссворды, скороговорки, юмористические рассказ, физминутки для глаз с музыкальным сопровождением, видеофизминутки с элементами танца.
7) Методы, направленные на формирование чувства долга .Это
ответственность перед коллективом,( работа в парах, группах), перед учителями, родителями и перед самим собой. Мотивы долга и ответственности формируются с помощью разъяснения школьникам значимости учения. Учащимся тактично указываются недостатки с тем, что бы в последующем ученик подходил к выполнению задания более ответственно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы мотивации для изучения немецкого языка
Как можно вызвать интерес у учащихся в младших классах к изучению немецкого языка? Какие методы можно использовать на уроках для эффективности учебного процесса?...
статья "Методы мотивации и стимулирования обучающей деятельности на уроках в младшей школе".
В статье рассматривается мотивация, как основа успешности учебного процесса. Описываются уровни мотивации и средства её повышения....
Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках
В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...
Статья "Формы и методы обучения по ФГОС"
В статье кратко описываются формы и методы обучения, типы уроков в рамках ФГОС...
Творческие мастерские как эффективный метод мотивации учения младших школьников
Мобилизующее и продуманное начало каждого урока играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания младших школьников. Использование "творческих мастерских" положительно влия...
Технология деятельностного метода - методологическая основа ФГОС
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, ...
Методы мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников
Новые задачи начального образования закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, пл...