Методы мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников
учебно-методический материал
Новые задачи начального образования закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_vystuplenie.docx | 246.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Тема
«Методы мотивации и активизации
познавательной деятельности
младших школьников»
Выступление подготовили
учителя 1 квалификационной.категории:
Пасечник Антонина Леонидовна
Гиевская Елена Николаевна
Пасечник Марина Геннадьевна
Филиппова Светлана Сергеевна
Мищук Ирена Николаевна
Квиток 2020
Свое выступление мы хотим начать со слов Сухомлинского В.А. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
Новые задачи начального образования закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. ( Слайд 1) Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.
Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Мы думаем, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Отношение учащихся к учению характеризуется активностью. Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. ( Слайд 2)
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.
Можно сказать, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.
Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Идея активизации обучения имеет большую историю. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа. Проблеме активизации познавательной деятельности посвящены работы многих учёных Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина и др.
Познавательная активность как педагогическое явление - это двусторонний процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника, с другой – результат организации познавательной деятельности учащихся со стороны учителя.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
Рассмотрим подробно классификацию методов стимулирования учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому .
(Слайд 4)
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования.
К ним относятся: (Слайд 5)
– поощрение и порицание;
– учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха;
– стимулирующее оценивание;
– свободный выбор заданий;
– удовлетворение желания быть значимой личностью.
Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
Виды поощрений:
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.
Виды порицаний:
– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).
Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.
Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. По меткому замечанию А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении. По характеру педагогического процесса Герман Константинович Селевко делит игры следующим образом:
Педагогические игры:
– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие;
– познавательные, развивающие, творческие;
– коммуникативные, психологические.
В основном, на практике используются словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности.
При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский
Заповеди ситуации успеха. (Слайд 6)
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.
Рассмотрим использование эмоциональных методов активизации познавательной активности учащихся на примере урока литературного чтения.
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе.
Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативные и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.
При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
- вылепить героя из пластилина;
-разыграть сценку;
- сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
- подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
-подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
* составить рисуночный диафильм;
*найти крылатое выражение в сказке;
* придумать счастливую концовку к сказке;
*дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
. выразительное чтение басни и ее драматизация;
. придумать экспозицию басни;
. составление литературной мозаики;
. составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;
. разгадывание кроссвордов.
В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, чтобы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.
Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.
Проблемой активизации познавательной деятельности занимались такие педагоги, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие.
Используются такие способы активизации познавательной деятельности, как:
- игровые формы, методы и приёмы обучения
- самостоятельные работы
- проблемные ситуации
- нетрадиционные формы учебных занятий
-проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.(Слайд 7)
Любимой формой деятельности младших школьников, как и дошкольников, является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игры, применяемые мною на уроках математики разнообразны:
- настольные
- дидактические
- сюжетно-ролевые
- игры-путешествия
- интеллектуальные (Слайд 8)
Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. В педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста. Важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.(Слайд 9-11)
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать.
Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления.
Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала.
Ещё большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр.
Большое внимание уделяются организации самостоятельной работы на уроках. Можно увеличить число самостоятельных работ, которые:
- готовят учащихся к изучению нового материала;
- содержат новую для учеников информацию.
На уроках открытия новых знаний используются внутрипредметные связи (ранее изученный материал). Практикуется начало урока не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.
Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе выполнения школьники:
- повторили правила, определения, математические факты, знание которых, необходимо для понимания нового материала;
- выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила;
- предугадали существование неизвестного для них алгоритма, формулы, понятия.
Таким образом, в процессе упражнения ученики уже изучают новый пункт программы. Во время проверки делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.
Чтобы активизировать познавательную деятельность, используются проблемные ситуации. Проблемность, при обучении математике, возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока, например, приглашение в сказку. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.
Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, часто использую в практике презентации.
С целью минимальных затрат времени на проверку знаний обучающихся использую раздаточный материал, различные виды математических диктантов.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. На уроках я использую презентации. Например: «Работа со словарными словами”
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию. Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.
- сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки,
- проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
- делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
- подбирают к слову однокоренные слова,
- подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
8. следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
9. выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках,
10. составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.
Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.
Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:
1. придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
2. подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
3. написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.
Чтение - это деятельность. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт.
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:
- любознательности;
- находчивости и фантазии;
- альтернативного мышления;
- изобретательности;
- оригинальности;
- гибкости;
- самостоятельности;
- широты и глубины мышления.
Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач. Большинство методов познавательной деятельности взаимосвязаны с эмоциональными методами, о которых сказано выше.
На уроках окружающего мира немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения (Слайд 12).
Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе.
Творческие принципы нестандартных уроков заключаются в следующем:
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой:
– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча;
– становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество;
– расширение кругозора: урок - экскурсия, урок –путешествие;
– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос;
– стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.
При проведении открытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала.
В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
(Слайд 13)Формирование личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни. При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.
Понимание личностной значимости успешного учения во многом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом за успехи каждого учащегося (Слайд 15).
Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остаётся острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год растёт, так как увеличиваются и факторы риска.
Известный исследователь проблемы школьной неуспешности Н.А. Менчинская считает, что причина неуспеваемости кроется в утрате учащимися позиции школьника. Исследователь установила три группы причин школьных неудач:
–социально экономические
(Материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.)
- причина биопсихологического характера
(Наследственные особенности, способности, черты характера.)
– педагогические причины
(Профессиональные действия учителя.)
- жёсткая система обучения, содержание образования одинаковое для всех, неудовлетворяющие индивидуальные потребности ребёнка;
- единообразие, стереотипный выбор методов, форм обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрёжку).(Слайд 14)
И если в преодолении первой причины учитель может лишь косвенно помочь школьнику, то учёт индивидуальных особенностей в обучении и профессиональные действия учителя – это решающий фактор в развитии учащихся.
Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, предусмотренными уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.(Слайд 16)
Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.(Слайд 17)
Процесс обучения слабоуспевающих детей будет проходить успешнее, если учитывать следующие условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, совместная работа педагога с родителями.
Таким образом, работа учителя с отстающими в учении школьниками должна быть принципиально изменена. Необходимо обновление содержания дополнительных занятий со слабоуспевающими детьми класса, использование активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении, приоритет должен отдаваться методам и средствам, направленным на стимулирование познавательной активности.
Эмоциональное возбуждение у детей активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
Основными методами эмоционального стимулирования служат:
- создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.
Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Например, я использую специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.
- Дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Слабоуспевающим школьникам предлагаю карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее учащиеся выполняют упражнения, аналогичные первому, но уже самостоятельно.
- Поощрение и порицание в обучении. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребёнка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.
- Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях.
Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счёта на уроках математики я использую игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке.
Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени.
К ним относится такой захватывающий приём, как создание единой игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы - игры. На уроках математики я использую сюжет, объединяющий весь урок - приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки «Три поросёнка» - Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Нифа. После короткого приветствия и объяснения причины прихода каждый поросёнок выбирает понравившийся ряд и вместе с учащимися, сидящими в этом ряду, начинает готовиться к строительству хижины или шалаша. В ходе одного задания дети рассчитывают, сколько нужно кирпичей для крепкого дома, в другом - на каком расстоянии друг от друга нужно посадить вдоль дорожки кусты роз и т.д.
Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.
- Постановки системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А.С.Макаренко. Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трёх уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причём на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к новогоднему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, подготовка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.
И в заключении, можно сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. Мастерство управления познавательной деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Если учитель руководит процессом формирования познавательного интереса, видит перспективу усложнения и развития этого интереса, учитывает возрастные особенности учеников, отбирает содержание, формы и методы работы, то происходит развитие его учеников и самого учителя. (Слайд 18)
Закончить наше выступление я бы хотела такими словами. «То, что я хочу познать -это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм и методов обучения, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Автор: Ульянова О.Н. учитель МБОУ БСОШ № 5
Использование интерактивных форм и методов обучения в ОУ....
Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке математики в 3 классе...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...
Обобщение педагогического опыта по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Текст выступления (с презентацией) по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"...
Презентация "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Презентация подготовлена для выступления по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников" (обобщение падогогического опыта)...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира
Тема: Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира. ...
«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».
laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...