Диагностика личности школьника и коллектива
статья на тему

Сомова Наталия Григорьевна

: « Диагностика личности школьника и коллектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_klassnykh_rukovoditeley_08.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей 08.01.10г.

Тема выступления: « Диагностика личности школьника и коллектива»

Для каждого учителя начальных классов его первоклассники- это непрочитанная книга и читать ее нужно не торопясь,  не повредив своим напором и нетерпимостью. Перед каждым из нас встает задача «Как же построить воспитательную работу, если я не знаю учеников? Какие мероприятия запланировать, чтобы помочь ребенку адаптироваться в школе, классном коллективе?» Решить эти задачи мне помогают различные диагностики Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Направления диагностирования:

- изучение личности школьника;

- изучение классного коллектива;

- изучение взаимоотношений в семье.

       Познавать личность школьника помогает древняя, неизменная, простая и одновременно сложная,  диагностика - это наблюдение, осуществляемая педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, мы видим и слышим самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям мы делаем вывод. Мы наблюдаем отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; потом я увидела, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У меня появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Их реальному поведению доверять можно больше, чем решениям, которые дети дадут во время тестирования. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

     Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были. Но вот что важно:

· Наблюдают отношения - не действия;

· Наблюдают в ситуации свободного проявления - без давления со стороны;

· Наблюдают ценностные отношения в их конкретной частной форме, извлекая из события или действия скрытое ценностное отношение;

· Наблюдение не является хаотичным, оно фиксирует характеристики.

· Наблюдают не только за тем, что проявляется, но и за тем в какой мере под благотворным влиянием изменяется проявленное сейчас отношение, скорректированное тоже сейчас, ибо педагог находится рядом, наблюдает динамику развития детей, прослеживает плодотворность освоения, усвоения и присвоения культуры

.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам.

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей

. Например: Опросник «Что люблю- -что ненавижу»

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что ты любишь делать в школе? Что тебе неприятно в школе?

· Что ты любишь делать с мамой, папой? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

С помощью этого опросника очень легко определить круг интересов в семье каждого ученика.

       Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы. Так проведя анкетирование родителей, уже  в начале первого класса я знала, что около 50% учеников - спортсмены, 30% занимаются музыкой и хореографией, а 20% детей, которым нам с родителями необходимо помочь раскрыться и реализоваться. Опираясь на эти показатели, уже в начале первой четверти можно спланировать воспитательную работу так, чтобы вовлечь в жизнь класса каждого ребенка, чтобы каждый воспитанник побывал в «ситуации успеха.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе.

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе....

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»

Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...

Диагностика личности и коллектива в начальной школе

В данной работе есть  методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе...