Учебно- методическая деятельность
учебно-методический материал на тему

Мухаметзянова Татьяна Александровна
Проблема личностно - ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности. Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий? Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе ? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей? Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи. Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям. Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_deyatelnost.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-

МЕТОДИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

C:\Users\Школа 15\Desktop\учитель года 2015 Мухаметзянова Татьяна Александровна\20718_m.jpg

Методическая тема

«Личностно - ориентированное обучение учащихся начальных классов»

      Проблема личностно - ориентированного обучения в  современной  школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности.

     Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

     Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий?

    Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе ? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?

    Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи.

Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям.

     Учет индивидуальных особенностей – это повышение эффективности обучения и воспитания.

    Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.

      Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, учителю необходимо, «определять характер необходимой в каждом конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим образом обеспечивать» - так справедливо говорил английский психолог М. Дональдсон.

    Прежняя психологическая установка  учителя  «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося  «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного»

     Нам учителям просто необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся.

     Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава, К. Роджерс, В.В. Сериков.

    Я буду опираться на изученную мною работу И.С. Якиманской - доктора психологических наук, профессора, действительного члена Международной педагогической академии и  Нью-йоркской академии наук, руководителя отдела «Технология личностно-ориентированного образования». Ее работа  посвящена вопросам преобразования существующей образовательной системы, которая характеризуется преобладанием фронтальной формы в обучении вопросно-ответным методом и безличной педагогикой.

   Система образования в современной школе жесткая, прессинговая.

   В 70-80 годы господствовал лозунг,  когда  результатом  образования виделась всесторонне и гармонично развитая личность. Основным лозунгом последней реформы образования  стал лозунг построения личностно-ориентированной системы образования. Если мы хотим получить всесторонне развитую личность, то видимо, необходимо с самого начала строить личностно-ориентированное обучение. Однако смена парадигмы образования не может дать ничего   нового, если мы не определим психологическое содержание понятия «личностно-ориентированное обучение».

    Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

    Как же можно сделать ребенка центром педагогического процесса и источником собственного обучения?

    Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей.

     Когда я готовила статью на тему «Традиции отечественного образования как платформа духовно-нравственного воспитания в начальной школе»  мне пришлось перечитать много литературы.  Для себя я выделила такую мысль.

      Многие дети в начале ХХ века начинали обучаться лишь в гимназии, куда брали ребенка,  начиная с 9-10 лет, то начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами и репетиторами. Что отличало такое обучение? Обучающий хорошо знал проблемы и интересы своего подопечного и поэтому строил обучение, опираясь на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы – как написать записку папе или другу, уехавшему за границу, как посчитать, сколько денег надо еще скопить, чтобы купить игрушку. Любое неотчужденное обучение всегда будет носить личностно-ориентированный характер.

     Если ребенку нужно что-то написать или посчитать и он попросит взрослого помочь ему – показать как пишется та или иная буква или как проверить верность решенной им задачи, чтобы он запомнил это, чтобы он мог использовать новую информацию в самых  разных  ситуациях.

    Современным детям не хватает опыта собственной жизни, и как следствие этого,  собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются  логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.

    Я  думаю, что  личностно – ориентированное обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.

    Работая над проблемой, мне захотелось сделать сравнительный анализ традиционной системы обучения и  личностно –ориентированного обучения.

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

единая программа, требования

вариативность

от простого к сложному,

от частного к целому

индивидуальный подход   и проблемность

Цель обучения

 

Дать определенный объем знаний

Развитие индивидуальных  способностей

Дать общее образование по единой программе

Создание условий для развития личности

Формирование ЗУН

Развитие нравственности и образованности

 

Позиция ученика

 

Пассивность

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту

Интерес к деятельности

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и  консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

Иллюстративно-объяснительные,  информационные

Проблемные, поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа, объяснение

Игра, диспут, семинар ,урок .

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и  требовательность

Сотрудничество и  доверительность, открытость

 

      Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной  и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование  одного и того же базового содержания образования. Отличие же состоит в том, что в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

    Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества. В основе модели личностного образования лежит научная психолого- педагогическая концепция.  Модель  личностного  образования  отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.

 

     Когда у меня в наличии были представления о сущности, строе и структуре личностно-ориентированного подхода, это позволило мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить уроки в соответствии с данной технологией. Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Какие же основные требования к личностно-ориентированному уроку?

    Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности.

     Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков  человеческого сознания.

    Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

    Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

  • наличие      учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

 

    Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

     Используя собранные  материалы, я составила технологическую схему  урока в условиях личностно-ориентированном обучении. Проверка эффективности личностно-ориентированных уроков осуществлялась путем длительных психолого-педагогических исследований развития личности младших школьников по многим параметрам. Полученные данные позволяют утверждать, что подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов. Повышает уровень сформулированнности орфографических и вычислительных навыков. Улучшает психологический климат в классе и существенно повышается мотивация обучения  .  Работая  по традиционной   системе, я стараюсь  использовать  на  своих  уроках  элементы  развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличные от традиционного урока.

     Сравнивая   урок традиционный  и личностно-ориентированный урок можно увидеть различия .

    Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной классно-урочной технологии

  • Использование субъективного опыта ребенка.
  • Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач.
  • Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества.
  • Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха.
  • Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом.
  • Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс.
  • Для домашней работы применяют учебники.

 

    Урок  в  личностно – ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация , противоречие.

      Ученики предлагают свои версии решения  проблемы, чем больше версий, тем лучше.

    Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.  

    Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

Учебно - методическая деятельность нашего МО

В предоставленном материале освещается работа нашего методического объединения, мы хотим поделиться своим опытом с вами....

Учебно-методическое пособие «Организация проектной деятельности младшего школьника»

Учебно-методическое пособие посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме организации проектной деятельности младшего школьника. Проектная деятельность учащихся сегодня ...

Научная и учебно-методическая деятельность.

Разработка програмно-методических продуктов в межаттестационный период.Результаты участия педагогического работника в работе методического обединения....

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...

Учебно-методическое пособие по учебном предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для обучающихся 3 «О» класса  является приложением к Адаптированной основной образовательной программе о...