Самооценка в 1 классе.
материал (1 класс) на тему

Асланова Ирина Викторовна

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aiv_vystuplenie_formirovanie_samootsenki_v_1_klasse.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки в 1 классе. (Слайд №1)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на  формирование  личности,  способной  самостоятельно  и  свободно  мыслить,  находить  креативные  пути  решения  различного  рода  проблем.  Самооценка,  являясь  существенной  характеристикой  личности,  играет  важную  роль  в  её  нравственном  становлении  и  всестороннем  развитии  в  целом.

Все участники учебного процесса должны понимать, что такое оценка и правильно воспринимать её. Это необходимо для успешного обучения и развития ребёнка. Слайд№2

Что такое оценка? Результат деятельности.

Слайд№3 Значит, мы оцениваем деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, какую деятельность мы оцениваем и как.

Слайд№4 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Особенностью оценочной деятельности в 1 классе является безотметочное обучение, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

             При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».

Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.

 В первом классе сначала надо научиться организовывать свою деятельность. Для этого вводятся важные правила обучения:

Слайд№5  1. Правило тишины.

Слайд№6 2. Правило говорящего.

Слайд№7 3. Правило поднятой руки.

Знакомство с правилами происходят на первом уроке. На следующих уроках учимся выполнять эти правила. Сначала оцениваем себя коллективно.

Например:  Предлагаю  детям оценить своё умение соблюдать правило тишины.

- Кто сегодня на уроке старался всё делать очень тихо? Никому не помешал?  Поднимите зелёный карандаш.

- Кто старался, но не всегда получалось? Поднимите жёлтый карандаш.

- Кому пришлось напомнить о правиле тишины? Поднимите красный карандаш.

Смотрю, насколько правильно себя оценили дети. Надо похвалить тех, кто взял жёлтый карандаш. Он умеет замечать свои недостатки.  Значит, он сможет стать лучше. Дети рисуют в тетради кружок выбранным карандашом.

             Особенностью системы оценивания предметных результатов в 1 классе является то, что обучающиеся оценивают   свои достижения с помощью алгоритма.  Учитель имеет право скорректировать эту оценку.

            Алгоритм включает в себя опорные вопросы, ответив на которые, ученик делает вывод, справился ли он с заданием.

                 

           Слайд№8      Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:

  • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
  • Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
  • Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?

               В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, в т.ч. к признанию своих ошибок. Поэтому мы следуем такому алгоритму работы, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.

           

         Слайд№9

 Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса

                                         навыков самооценки.

1-й шаг.  Обозначаем своё настроение.

              В начале учебного года на первых уроках наши первоклассники эмоционально оценивают прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде символов, например, улыбающихся или грустных смайликов.

2-й шаг.  Учимся сравнивать цель и результат.

              Через 2-4 недели после начала учебного года  предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками использую следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.

3-й шаг.  Устанавливаем  порядок оценки своей работы.

                На втором месяце учебного года  предлагаю обучающимся ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).

4-й шаг.  Учимся признавать свои ошибки.

               Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

              Кому-то из детей предлагаю оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.

6-й шаг.  Используем умение самооценки.

              Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а  предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.

Слайд№10  Посмотрите фрагмент урока, в котором видна работа по формированию самооценки где наши ребята оценивают   свою деятельность на уроке с помощью различных приемов самооценки («Волшебная линеечка, «Светофорчики», «Говорящие рисунки»).

Слайд№15 Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать  и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность

 в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой

 жизни.

Слайд№16 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самооценка учащегося начальных классов"

Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельн...

Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)

Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)...

Мастер-класс Приемы формирования самоконтроля и самооценки в начальных классах.

Представлены приемы организации контрольно-оценочной деятености в начальных классах....