Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование по литературному чтению | ||||||||||
Класс: 4 Учитель: Касьянова Галина Владимировна Количество часов: Всего: 136часов; в неделю: 4 часа. Плановых проверочных уроков - 9 ч., проектов - 3ч., контрольных работ - 2ч., тестов - 1ч. Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования по литературному чтениюдля образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторовЛ. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы». Издательство "Просвещение", 2011 | ||||||||||
Учебник «Литературное чтение. 4 класс», Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, | ||||||||||
М. В. Бойкина, Издательство «Просвещение», 2014. | ||||||||||
Календарно-тематическое планирование | Содержание предмета | |||||||||
№ урока | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Формы обучения | Формы контроля | УУД (предметные и метапредметные | ||||
1 | 01.09. |
| Введение. Знакомство с учебником. | индивидуальная | текущий | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
Летописи, былины, сказания, жития (11 ч.) | ||||||||||
2 | 02.09. |
| Самые интересные книги, прочитанные летом. | индивидуальная | текущий | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
3 | 03.09. |
| Знакомство с названием раздела. Из летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. | индивидуальная | текущий | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
4 | 04.09. |
| События летописи - основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | индивидуальная | текущий | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | ||||
5 | 08.09. |
| Из летописи "И вспомнил Олег коня своего". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | ||||
6 | 09.09. |
| Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина " Песнь о вещем Олеге". | индивидуальная | текущий | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. | ||||
7 | 10.09. |
| Поэтический текст былины " Ильины три поездочки". | индивидуальная | текущий | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | ||||
8 | 11.09. |
| Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | индивидуальная | текущий | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||
9 | 15.09. |
| Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова " Богатыри". | индивидуальная | текущий | |||||
10 | 16.09. |
| Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков " Памятник Сергию Радонежскому". | индивидуальная | текущий | Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
11 | 17.09. |
| Житие Сергия Радонежского. | индивидуальная | текущий | Поиск и выделение необходимой информации, моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | ||||
12 | 18.09. |
| Обобщающий урок-игра " Летописи, былины, сказания, жития". Оценка достижений. Проект " Создание календаря исторических событий". | индивидуальная | итоговый | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач . | ||||
Чудесный мир классики (22 ч.) | ||||||||||
13 | 22.09. |
| Знакомство с названием раздела. | парная | взаимопроверка | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
14 | 23.09. | П.П. Ершов "Конек-Горбунок". | коллективная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
15 | 24.09. | П.П. Ершов "Конек-Горбунок". Сравнение литературной и народной сказок. | парная | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |||||
16 | 25.09. |
| П.П. Ершов "Конек-Горбунок". Характеристика героев. | парная | текущий | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
17 | 29.09. | А.С. Пушкин "Няне". | индивидуальная | текущий | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
18 | 30.09. |
| А.С. Пушкин "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!.. | индивидуальная | текущий | |||||
19 | 01.10. |
| А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
20 | 02.10. |
| А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".Характеристика героев. | индивидуальная | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
21 | 06.10. |
| А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Деление сказки на части. | индивидуальная | текущий | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач | ||||
22 | 07.10. |
| Урок- КВН по сказкам А.С. Пушкина. | групповая | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
23 | 08.10. |
| КМС 1.М.Ю. Лермонтов "Дары Терека". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
24 | 09.10. |
| М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". | индивидуальная | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
25 | 13.10. |
| М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб".Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | индивидуальная | текущий | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||||
26 | 14.10. |
| М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". Характеристика героев. | индивидуальная | текущий | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст | ||||
27 | 15.10. |
| Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | индивидуальная | текущий | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
28 | 16.10. |
| Л.Н. Толстой "Детство". | индивидуальная | текущий | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеристика персонажей в опоре на текст | ||||
29 | 20.10. |
| Л.Н. Толстой "Как мужик камень убрал". Басня. | индивидуальная | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | ||||
30 | 21.10. |
| Творчество Л.Н. Толстого. | индивидуальная | текущий | |||||
31 | 22.10. |
| А.П. Чехов "Мальчики". | индивидуальная | текущий | Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | ||||
32 | 23.10. |
| А.П. Чехов "Мальчики". Главные герои рассказа - герои своего времени. | индивидуальная | текущий | Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Характеристика персонажей в опоре на текст | ||||
33 | 03.11. | Обобщающий урок - КВН "Чудесный мир классики". | групповая | текущий | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||
34 | 04.11. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | итоговый | |||||
Поэтическая тетрадь (12 ч.) | ||||||||||
35 | 05.11. |
| Знакомство с названием раздела. | индивидуальная | текущий | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||
36 | 06.11. | Ф.И. Тютчев " Еще земли печален вид…", " Как неожиданно и ярко…" | индивидуальная | текущий | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач | |||||
38 | 10.11. | А.А. Фет "Весенний дождь", " Бабочка". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |||||
39 | 11.11. |
| Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!.." | индивидуальная | текущий | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики.Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||
40 | 12.11. |
| А.Н. Плещеев "Дети и птичка". Ритм стихотворения. | индивидуальная | текущий | Определение эмоционального характера текста. Определение темы, идеи произведения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
41 | 13.11. |
| И.С. Никитин " В синем небе плывут над полями…" | индивидуальная | текущий | Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста. | ||||
42 | 17.11. |
| Н.А. Некрасов "Школьник". | индивидуальная | текущий | |||||
43 | 18.11. |
| Н.А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки". | индивидуальная | текущий | |||||
44 | 19.11. | И. А. Бунин "Листопад". Картина осени в стихах И.А. Бунина. | парная | текущий | Чтение про себя с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов | |||||
45 | 20.11. |
| Внеклассное чтение. Родные поэты. | индивидуальная | текущий | |||||
46 | 24.11. |
| Обобщающий урок-игра "Поэтическая тетрадь". | парная | текущий | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||
47 | 25.11. | Оценка достижений. | индивидуальная | итоговый | ||||||
Литературные сказки (16 ч.) | ||||||||||
48 | 26.11. |
| Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский " Городок в табакерке". | индивидуальная | текущий | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
49 | 27.11. |
| В. Ф. Одоевский " Городок в табакерке". Составление плана сказки. | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
50 | 01.12. | В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе". Особенности данного литературного жанра. | индивидуальная | текущий | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотношение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации | |||||
51 | 02.12. |
| В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе". Текст-описание в содержании художественного произведения. | индивидуальная | текущий | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Рассуждение о значении тех или иных нравственных качеств. | ||||
52 | 03.12. | В.М. Гаршин " Сказка о жабе и розе". Герои литературного текста. | индивидуальная | текущий | Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | |||||
53 | 04.12. |
| П.П. Бажов "Серебрянное копытце". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
54 | 08.12. | П.П. Бажов "Серебрянное копытце".Мотивы народных сказок в авторском тексте. | индивидуальная | текущий | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотнесение названия произведения с его содержанием, фрагментов текста и иллюстрации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||||
55 | 09.12. |
| П.П. Бажов "Серебрянное копытце". Герои художественного произведения. | индивидуальная | текущий | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Рассуждение о значении тех или иных нравственных качеств. | ||||
56 | 10.12. | С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". | индивидуальная | текущий | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
57 | 11.12. |
| С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Герои произведения. | индивидуальная | текущий | Создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||
58 | 15.12. |
| С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Деление текста на части. | индивидуальная | текущий | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||
59 | 16.12. |
| С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | индивидуальная | текущий | Создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||
60 | 17.12. |
| Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. | индивидуальная | текущий | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||||
61 | 18.12. |
| Обобщающий урок-игра "Крестики-Нолики". | групповая | текущий | |||||
62 | 22.12. |
| Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие. | индивидуальная | итоговый | |||||
Делу время - потехе час. (9 ч.) | ||||||||||
63 | 23.12. |
| Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени". | индивидуальная | текущий | Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения | ||||
64 | 24.12. |
| Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени". Нравственный смысл произведения. | индивидуальная | текущий | |||||
65 | 25.12. |
| В.Ю. Драгунский "Главные реки". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ художественного текста; ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление понятий «благородный поступок», честность» «верность слову». | ||||
66 | 12.01. |
| В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка". | индивидуальная | текущий | |||||
67 | 13.01. |
| В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел". Смысл заголовка. | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ художественного текста; ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление понятий « благородный поступок»,» честность» «верность слову». | ||||
68 | 14.01. |
| В.В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел". Инсценирование произведения. | индивидуальная | текущий | |||||
69 | 15.01. |
| Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | индивидуальная | текущий | |||||
70 | 19.01. |
| Обобщающий урок "Делу время-потехе час". | парная | текущий | |||||
71 | 20.01. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | |||||
Страна детства (8 ч.) | ||||||||||
72 | 21.01. |
| Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков " Как я ловил человечков". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ пословиц и поговорок; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» | ||||
73 | 22.01. |
| Б.С. Житков " Как я ловил человечков". Герой произведения. | индивидуальная | текущий | |||||
74 | 26.01. |
| К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ пословиц и поговорок; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела» | ||||
75 | 27.01. |
| К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Музыкальное сопровождение произведения. | индивидуальная | текущий | |||||
76 | 28.01. |
| М.М. Зощенко "Елка". | индивидуальная | текущий | умение ориентироваться в учебной и художественной книге; формулирование учебной задачи урока; ответы на вопросы художественного текста; осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» | ||||
77 | 29.01. |
| Обобщающий урок "Страна детства". | парная | текущий | осмысление понятий «благородный поступок», «честность» , «верность слову»
| ||||
78 | 02.02. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | |||||
79 | 03.02. |
| Внеклассное чтение. Что такое серии книг и какого их название. | парная | текущий | |||||
Поэтическая тетрадь (5 ч.) | ||||||||||
80 | 04.02. |
| Знакомство с названием раздела. В.Я Брюсов "Опять сон", "Детская". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; умение оперировать понятием « лирические произведения» | ||||
81 | 05.02. |
| С.А. Есение "Бабушкины сказки". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | ||||
82 | 09.02. |
| М.И. Цветаева " Бежит тропинка с бугорка…", "Наши царства". | индивидуальная | текущий | |||||
83 | 10.02. |
| Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | ||||
84 | 11.02. |
| Устный журнал "Поэтическая тетрадь". | индивидуальная | текущий | |||||
Природа и мы. (12 ч.) | ||||||||||
85 | 12.02. |
| Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш". | индивидуальная | текущий | формулирование учебной задачи; анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, уважение к старшим) | ||||
86 | 16.02. |
| Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш". Отношение человека к природе. | индивидуальная | текущий | |||||
87 | 17.02. |
| А.И. Куприн "Барбос и Жулька". | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
88 | 18.02. |
| А.И. Куприн "Барбос и Жулька".Поступок как характеристика героя произведения. | индивидуальная | текущий | |||||
89 | 19.02. |
| М.М. Пришвин "Выскочка". | индивидуальная | текущий | принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
90 | 24.02. |
| М.М. Пришвин "Выскочка". Характеристика героя на основе поступка. | индивидуальная | текущий | |||||
91 | 25.02. |
| Е.И. Чарушин " Кабан". | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
92 | 26.02. |
| В.П. Астафьев " Стрижонок Скрип". Герои рассказа. | индивидуальная | текущий | принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; | ||||
93 | 02.03. |
| В.П. Астафьев " Стрижонок Скрип". Составление плана рассказа. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебногосотрудничества. | ||||
94 | 03.03. |
| Обобщающий урок - конкурс "Природа и мы". | групповая | текущий | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. | ||||
95 | 04.03. |
| Проект "Природа и мы". Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | |||||
Поэтическая тетрадь (8ч.) | ||||||||||
96 | 05.03. |
| Знакомство с названием раздела. | индивидуальная | текущий | внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства; адекватно воспринимать оценку учителя; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | ||||
97 | 09.03. |
| Б.Л. Пастернак "Золотая осень". | индивидуальная | текущий | |||||
98 | 10.03. |
| С.А.Клычков "Весна в лесу". | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
99 | 11.03. |
| Д.Б. Кедрин " Бабье лето". | индивидуальная | текущий | принимать образ «хорошего ученика»; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
100 | 12.03. |
| Н.М. Рубцов "Сентябрь". | индивидуальная | текущий | |||||
101 | 16.03. |
| С.А. Есение "Лебедушка". | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
102 | 17.03. |
| Обобщающий урок-конкурс "Поэзии прекрасные страницы". | парная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
103 | 18.03. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | |||||
Родина (8 ч. ) | ||||||||||
104 | 19.03. |
| Знакомство с названием раздела. | индивидуальная | текущий | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
105 | 23.03. |
| И.С. Никитин "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте. | индивидуальная | текущий | |||||
106 | 24.03. |
| С.Д. Дрожжин "Родине". Авторское отношение к изображаемому. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
107 | 25.03. |
| А.В. Жигулин "О Родина! В неярком блеске…". | индивидуальная | текущий | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
108 | 26.03. |
| Обобщающий урок "Родина". | индивидуальная | текущий | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
109 | 06.04. |
| Внеклассное чтение " Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". | индивидуальная | текущий | |||||
110 | 07.04. |
| Проект "Они защищали Родину". | парная | текущий | |||||
111 | 08.04. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | |||||
Страна Фантазия (7 ч. ) | ||||||||||
112 | 09.04. |
| Знакомство с названием раздела. Е.С. Велтистов " Приключения Электроника". | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ||||
113 | 13.04. |
| Е.С. Велтистов " Приключения Электроника". Герои фантастического рассказа. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
114 | 14.04. |
| К. Булычев "Путешествие Алисы".Особенности фантастического жанра. | индивидуальная | текущий | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
115 | 15.04. |
| К. Булычев "Путешествие Алисы".Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | индивидуальная | текущий | |||||
116 | 16.04. |
| КМС 2. Путешествие по стране Фантазии. | групповая | текущий | |||||
117 | 20.04. |
| Оценка достижений. | индивидуальная | Итоговый | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
118 | 21.04. |
| Внеклассное чтение "В путь друзья!" (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). | индивидуальная | текущий | |||||
Зарубежная литература (18 ч.) | ||||||||||
119 | 22.04. |
| Знакомство с названием раздела. Дж. Свифт "Путешествие Гулливера". | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. | ||||
120 | 23.04. |
| Дж. Свифт "Путешествие Гулливера". Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | индивидуальная | текущий | |||||
121 | 27.04. |
| Дж. Свифт "Путешествие Гулливера". Герои приключенческой литературы. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
122 | 28.04. |
| Г.Х. Андерсен "Русалочка". | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ||||
123 | 29.04. |
| Г.Х. Андерсен "Русалочка". Авторская сказка. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
124 | 30.04. |
| Г.Х. Андерсен "Русалочка". Деление произведения на части. | индивидуальная | текущий | |||||
125 | 04.05. |
| Г.Х. Андерсен "Русалочка". Рассказ о Русалочке. | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ||||
126 | 05.05. |
| Г.Х. Андерсен "Русалочка". Характеристика героев.. | индивидуальная | текущий | |||||
127 | 06.05. |
| М. Твен "Приключения Тома Сойера". | индивидуальная | текущий | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них; формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников | ||||
128 | 07.05. |
| М. Твен "Приключения Тома Сойера". Сравнение героев, их поступков. | индивидуальная | текущий | |||||
129 | 11.05. |
| С. Лагерлеф "Святая ночь". | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ||||
130 | 12.05. |
| С. Лагерлеф "Святая ночь". | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного | ||||
131 | 13.05. |
| С. Лагерлеф "В Назарете". Святое семейство. | индивидуальная | текущий | формирование действий контроля и самоконтроля; перечитывание текста с разными задачами; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | ||||
132 | 14.05. |
| С. Лагерлеф "В Назарете". Иисус и Иуда. | индивидуальная | текущий | контролировать свои действия по результату; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; планирование учебного сотрудничества. | ||||
133 | 18.05. |
| Внеклассное чтение. Урок-отчет "Путешествие по дорогам любимых книг". | индивидуальная | текущий | |||||
134 | 19.05. |
| Контрольная работа за II полугодие. | индивидуальная | Итоговый | |||||
135 | 20.05. |
| Обобщающий урок "Зарубежная литература". | индивидуальная | текущий | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, способность избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | ||||
136 | 21.05. |
| Урок-игра "Литературные тайны". | групповая | текущий |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск
Рассмотрено МО__________ Протокол № От «__»_______2014 г. Руководитель МО _____________________ | Согласовано «__»_______2014 г. Зам директора по УВР ____________________ _____________________ | Утверждено Приказ № ________ от «___»_____2014 г. Директор МОБУ СОШ № 4 ______________Фадеев С.Г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для обучающихся 4 класса
Предметная область: филология
Разработала
Касьянова Галина Владимировна
учитель начальных классов
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. № 373.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр.
- Учебный план ОУ МОБУ СОШ № 4 р. п. Лесогорск на 2014/2015 учебный год.
- Примерная программа Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 4 класс.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» издательство «Просвещение», 2011 год.
Согласно программе на изучение программного материала отводится 4 часа в неделю, в год 136 часов.
Общая характеристика курса.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:
— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
— работать с различными типами текстов;
—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Летописи, былины, сказания, жития. | 11 |
3 | Чудесный мир классики | 22 |
4 | Поэтическая тетрадь | 12 |
5 | Литературные сказки | 16 |
6 | Делу время – потехе час. | 9 |
7 | Страна детства. | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 |
9 | Природа и мы. | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь | 8 |
11 | Родина | 8 |
12 | Страна Фантазия. | 7 |
13 | Зарубежная литература | 18 |
Итого | 136 |
Содержание учебного предмета
Вводный урок по курсу литературного чтения - 1 ч. Система условных обозначений. Былины. Летописи. Жития (11 ч) О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
Чудесный мир классики (22 ч) П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
Поэтическая тетрадь (12 ч) Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». |
Литературные сказки (16 ч) В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
Делу время — потехе сейчас (9 ч) Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». |
Стран детства (8 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка». |
Поэтическая тетрадь (5 ч) В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (12 ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
Поэтическая тетрадь (8 ч) Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
Родина (8 ч) И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане». |
Страна Фантазия (7 ч) Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
Зарубежная литература (16 ч) Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». |
Результаты изучения курса.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Критерии оценки знаний и умений учащихся по литературному чтению.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:
- умение читать текст бегло, выразительно;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса: самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение):
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Список литературы для учителя:
- Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. М.: «ВАКО». 235 с.
- Климанова Л. Ф., В. Ф. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2014. 225 с.
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. – М.: ВАКО.192 с.
Печатные пособия
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению
- Портреты поэтов и писателей
- Детские книги разных типов из круга детского чтения
Технические средства обучения
- Классная доска
Экранно-звуковые пособия
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» 4 класс
Список литературы для учащихся:
- Климанова Л. Ф., В. Ф. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2014. 225 с.
- Климанова Л. Ф.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М. : Просвещение, 2014.
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» 4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл
Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....