Использование здоровьесберегающих технологий в 1 классе в свете ФГОС
учебно-методический материал на тему

Потаева Анна Анатольевна

Выступление на августовской научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_psikhologo_-_pedagogicheskom_seminare.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Первые шаги. Из опыта работы реализации ФГОС НОО в 1 классе»

(выступление на психолого – педагогическом семинаре «Новые требования ФГОС к организации учебно – воспитательного процесса в школе»)

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов

Потаева А.А.

Елымбаево, 26.01.2012 г.

Выступление на тему:

«Первые шаги. Из опыта работы реализации ФГОС НОО в 1 классе»

Что придется менять в своей работе  учителям с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта    второго поколения?    

С заменой единого образования в СССР вариативным образованием в России возникла проблема сохранения единого образовательного пространства страны. Эту задачу должен был решить стандарт первого поколения.  Однако создать документ, удовлетворяющий всех его пользователей – общественность, родителей, педагогов, учащихся, - не удалось.

        Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов, уйти от идеи перечисления в нем всех единиц информации в сторону идеи определения целевых ориентиров образования, описания его результатов и условий их осуществления. Эту роль, по-видимому, сыграет разрабатываемый в настоящее время стандарт второго поколения.

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.  Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью.

При решении любой проблемы человек пытается ответить себе на ряд вопросов. Какие  же Вы ставите перед собой вопросы, если хотите чего-то добиться?

Что же, действительно, представляет  из себя образовательный процесс, если учитель берет учебники разных авторов, с разными принципами обучения, способом подачи материала? Если приказы администрации  противоположны взглядам учителя…? Может, это и есть именно такой автомобиль с разными колесами, только куда на таком автомобиле доберешься?

Печальный облик представляет образовательный процесс в виде отдельных предметов, если нет согласия между педагогами школы. Что же испытывает сам учитель в данной ситуации, какой получается результат работы учителя?

Что известно Вам об Образовательной системе «Школа 2100»?

А.А.Леонтьев, научный руководитель группы ученых, разработал образовательную программу «Педагогика здравого смысла». Цель  данной программы - формирование  функционально грамотной личности. При помощи образовательных технологий, комплекта учебников педагоги идут к  поставленной цели. Учебно-методический центр проводит для учителей курсы, конференции, семинары.

Первым научным руководителем Образовательной системы «Школа 2100» был академик  А.А.Леонтьев. Сейчас научным руководителем Образовательной системы является академик  Д.И.Фельдштейн.

 Координаторы направлений на своих регулярных заседаниях Совета координаторов вырабатывают общие подходы, которые реализуют в каждом авторском коллективе. Таким образом, удается добиться, чтобы на всех этапах образования авторы использовали единые технологии и принципы работы, чтобы учебники и учебные пособия были преемственны.

В противовес идее приоритета знаний мы всегда рассматривали знания и умения как средство развития личности. И не случайно в решении бюро Президиума РАО от 16 ноября 2005 года в качестве важнейшего достижения Образовательной системы «Школа 2100» было отмечено, что «авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы».

        Какой же первый вопрос мы задаем себе, пытаясь найти то или иное  решение? Какова цель образования? К какому результату мы стремимся?

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т. п., попыток построения). В рамках первых попыток построения системы таких метапредметных  результатов мы встречаемся  с новыми терминами. Но внимательное сравнение позволяет увидеть знакомые ориентиры системы общеучебных умений, которую Образовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы и даже специально для подобных целей создала  свои «Дневники школьников».

 Что означает слова «попыток построения»?

Если задать эти вопросы родителям, а потом сверить с нашими версиями, то получится практически в унисон. Если же задать подобные вопросы педагогам, то ответы мы услышим несколько иные. Учителя чаще всего называют знания, которые прежде всего необходимы ученикам. Почему же ответы учителей и родителей так отличаются?

Если задать эти вопросы родителям, а потом сверить с нашими версиями, то получится практически в унисон. Если же задать подобные вопросы педагогам, то ответы мы услышим несколько иные. Учителя чаще всего называют знания, которые прежде всего необходимы ученикам. Почему же ответы учителей и родителей так отличаются?

Чтобы новый образовательный результат не оставался благим пожеланием, коллектив Образовательной системы «Школа 2100» простроил новые цели вплоть до конкретных действий на уроке -  выполнения развивающих учебных заданий. Эти задания служат фундаментом, гарантирующим реализацию предметных целей, а те в свою очередь способствуют выработке общеучебных умений, которые непосредственно приводят к выращиванию функционально грамотной личности.

На протяжении многих лет коллектив Образовательной системы «Школа 2100» нацеливает педагогов на формирование общеучебных умений, поскольку только овладев ими функционально грамотная личность сможет использовать все постоянно приобретаемые  в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Сравнение подходов к выделению метапредметных результатов в рамках разработки материалов нового стандарта и в Образовательной системе «Школа 2100» показывает, что несмотря на различные используемые термины наблюдается принципиальное сходство подходов.

Каждый предмет в рамках Образовательной системы «Школа 2100»  формирует свой аспект целостной картины мира школьника, а кроме того, способствует формированию знаний, умений и навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Внимательно изучая подготовленные в рамках создания нового стандарта предложения разработчиков, невольно обнаруживаешь существенное отличие нового стандарта: акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Это прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа 2100». Например, наличие на страницах учебников продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.

Из каких составляющих мы складываем план ответа на продуктивный вопрос? Вот опора для учеников и для педагогов (к чему мы ведем ребят).

Дети умеют отвечать на репродуктивные вопросы. Для этого достаточно просто процитировать близко к тексту учебник. Иное дело – продуктивные задания. Мы предлагаем учить ребенка ответу на продуктивный вопрос с помощью предлагаемого плана (алгоритма), который на первых порах озвучивает учитель, а затем школьник учится действовать самостоятельно. Предлагаемый слайд – опора для учеников и для педагогов (к чему мы ведем ребят).

Ответив на первый вопрос, перед нами сразу встает второй вопрос: «Чему учить?».

Чему учить – это содержание, развороты учебников, которые мы листаем из урока в урок.

Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.

Рост информации требует формирования умения работать с ней. Для этого учебник не должен включать лишь краткое изложение единственной точки зрения, а быть похожим на жизнь, в которой нам постоянно приходится искать и находить нужную информацию, учиться выбирать.

Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены, как и жизнь, в соответствии с принципом минимакса: они включают не только обязательный для усвоения минимум, но и максимум. Обучаясь находить минимум школьники учатся работать с  информацией, а максимум позволяет интересующемуся ученику найти свою зону ближайшего развития и учиться по своей образовательной траектории.

Содержание всех учебников по каждой предметной области, написанное едиными авторскими коллективами, преемственно связано на всех ступенях обучения, что позволяет обеспечить развитие школьников средствами всех предметов.

Вот следующий вопрос: «Как учить?»

Как учить – это технологии, которыми учитель пользуется на уроках для выращивания функционально грамотной личности. Технология   предполагает алгоритм действий на уроке как учителя, так и учеников, рациональное использование времени урока, приемы и методы работы.  

Новый стандарт второго поколения акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют   прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными  видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо  вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста.

         Третья технология оценки учебных  достижений учащихся создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).

         Данная технология помогает  ребятам анализировать  результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.

Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто более активен на уроке, а кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то,  с чем столкнулись в тот или иной момент.

  Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, но в то же время имеют определенную предметную специфику, наиболее ярко выраженную  у побуждающего диалога. Вот данная ситуация на уроке русского языка, когда дети удивились и столкнулись с затруднением. После этого поставили проблему и стали искать путь к ее решению.

Как Вы думаете, развивает ли проблемный диалог общеучебные умения? А какие?

Проблемный диалог способствует развитию всех групп общеучебных умений. Работая по алгоритму каждый день ребенок приучается планировать свои действия, а это прежде всего – организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую ученики учатся договариваться, а это – коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. В случае если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений.

Используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка дается в качественной форме.  

Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку.

Технология оценивания учебных успехов способствует развитию всех групп общеучебных умений.

Список используемой литературы:

  1. Карабанова О.А., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Учебная

деятельность младших школьников: достижение планируемых результатов.

  1. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. (ред.) Оценка достижения планируемых

результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. Часть 2. –Январь 2011.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

«Поможем рыцарю быть здоровым» (игровая программа для младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий 2 класс)

Цели: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здоро...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС

Реферат на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС"...