«Поможем рыцарю быть здоровым» (игровая программа для младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий 2 класс)
план-конспект занятия по зож (2 класс)
Цели: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2.Формировать положительное отношение к собственному здоровью; развивать кругозор учащихся.
3. Приобщение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.
4. Убедить детей в необходимости и важности соблюдения и выполнения режима дня.
5. Учить детей активному отдыху.
Система: состоит из следующей последовательности действий:
•создание благоприятных условий с помощь правильно спланированного распорядка дня;
•правильная организация двигательной активности;
•организация обязательных оздоровительных минуток;
•разработка оздоровительно-просветительных занятий по здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igrovoy_programmy_2_pomozhem_rytsaryu_byt_zdorovym.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поможем рыцарю быть здоровым» (игровая программа для младших школьников 2 класс)
Цели: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
1.Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2.Формировать положительное отношение к собственному здоровью; развивать кругозор учащихся.
3. Приобщение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни.
4. Убедить детей в необходимости и важности соблюдения и выполнения режима дня.
5. Учить детей активному отдыху.
Система: состоит из следующей последовательности действий:
•создание благоприятных условий с помощь правильно спланированного распорядка дня;
•правильная организация двигательной активности;
•организация обязательных оздоровительных минуток;
•разработка оздоровительно-просветительных занятий по здоровьесбережению.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.1.Лошадки – скакалки. 2.Шпаги-шары, цель. 3.Стаканчики. 4.Ваза с конфетами, мяч. 5.Изображения рыцарей. 6. Туннель. 7. Овощи нарезанные, вилка одноразовая, тарелка. Ход занятия Здравствуйте, ребята! В течение года на занятиях здоровья вы многое узнали, многому научились. Сегодня мы проверим ваши знания и ещё раз напомним о том, что ваша успешная учёба зависит от правильной организации рабочего дня. Правильный – это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет успешно выполнить все задания и хорошо отдохнуть. Наша игровая программа называется «Поможем рыцарю быть здоровым». А кого мы называем настоящим рыцарем? (ответы детей). Это умный, смелый, ловкий сильный, умелый и, конечно же, здоровый человек. Сегодня мы с вами попробуем сами стать рыцарями. А может ли рыцарь, который заболел, победить на турнире? Нет, конечно! Поэтому мы с вами должны сделать все, чтобы рыцарь был здоров. Мы дадим ему несколько полезных советов о здоровье. А кого в прошлом называли рыцарями? (ответы детей). Воспитатель: В прошлом рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Чтобы стать настоящим рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. Они занимались спортом: умели ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть щитом и мечом. То есть вели активный образ жизни и следили за своим здоровьем. Воспитатель: В наши дни, рыцарем называют сильного, здорового человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. У поэта А. Дементьева я прочитала такие строки, которые меня расстроили: Берегите здоровье друг друга, у природы мы малая часть. Вы кому-то ответили грубо, чью-то жизнь сократили сейчас. Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? Почему я расстроилась? Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кричала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. «Словом можно убить, словом можно спасти…» - так считает поэт. Как вы считаете, можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вас ранили словом? (ответы детей). (На фоне музыки) Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело и холодно от злого, колючего слова. Тоска и печаль охватывали вашу грудь и камнем ложились на сердце грубые черствые слова. А сейчас закроем глаза и выбросим из нашей памяти все грубые, обидные слова. Сложим их в большой мешок, крепко завяжем его и выбросим. В мире много ласковых и добрых слов – будем же их дарить друг другу. Слово - это нить от человека к человеку, орудие мышления. Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай не спеши, Оно бывает то сурово, то рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, то медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полёт. Им можно радости прибавить, и радость людям отравить, Им можно лёд зимой расплавить и камень в крошку раздолбить. Оно одарит, иль ограбит, пусть ненароком, пусть шутя, Подумай, как бы им не ранить того, кто слушает тебя. Воспитатель: Благодаря этой программе вам, ребята, предоставляется возможность испытать себя в рыцарстве, пробудить в себе рыцарский дух. Рыцари в средние века перед турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы? Повторяйте хором за мной: Клянемся смелыми, здоровыми мы быть, и постараемся в турнире победить! Будем утром умываться, постоянно закаляться! Полотенцем обтираться, спортом будем заниматься! Клянемся рыцарями быть! Воспитатель: Клятву рыцарей мы с вами приняли и теперь нам можно начинать турнир. А для этого надо объединиться в два рыцарских ордена. (Объединение участников в рыцарские ордена.) Я предлагаю рыцарским орденам выбрать для себя одно из названий - «Айвенго» или «Дон Кихот». (Выбор названий.) Воспитатель: Ребята, что вы знаете о Дон Кихоте? Это литературный герой, придуманный испанским писателем Сервантесом. Дон Кихота также называют рыцарем печального образа. Он боролся со злом, с несправедливостью, помогал всем слабым и угнетенным. А кто такой Айвенго? Это тоже доблестный рыцарь, но из другого литературного произведения, которое написал В. Скотт. Надеюсь, все положительные качества этих героев вы сможете проявить сегодня в полной мере. Воспитатель: Итак, представьте, что наступил новый день. Очень важно, с каким настроением рыцарь проснулся, как он начал свой день. А от чего зависит ваше настроение утром? (ответ детей) Самое главное, просыпаешься ли ты утром отдохнувшим? Недаром в народе говорят: «Сон – лучшее лекарство». Почему иногда не хочется вставать. Хочется поваляться в постели? (ответы детей) Очень важно во время ложиться спать и вставать в одно и то же время. А как нужно правильно просыпаться, вставать с постели? Кто наблюдал за кошкой, как она просыпается? (ответы детей) Нельзя сразу вскакивать с постели. Лёжа на постели, нужно потянуться и зевнуть, широко открыв рот, чтобы наши мышцы и органы дыхания привести в порядок. Воспитатель. Что вы делаете после того, как встали с постели? Кто из вас утром делает зарядку? (ответы детей). Обязательно при выполнении утренней зарядки открыть форточку. Начинаем мы зарядку, выполняем по порядку: Вправо, влево повернемся - раз- два, раз – два, а потом к полу нагнемся – раз- два, раз-два. Влево, вправо наклоняемся и друг другу улыбаемся. Вместе весело шагаем - раз-два, раз-два. Дружно прыгать начинаем – раз-два, раз-два. Ровно дышим, глубоко, ноги ставим широко. А потом подпрыгнем – хлопнем, Повторим разок, другой. И в конце зарядке нашей мы потопаем ногой. Воспитатель: Ребята, а что же делают рыцари после утренней зарядки? Ну конечно же умываются, чистят зубы и завтракают. Вы догадались, о чём мы будем сейчас говорить? Правильно, мы будем говорить о пользе различных продуктов и правильном питании. Сколько раз в день человек должен питаться? Как называется приём пищи утром, в обед, вечером. Каким должен быть завтрак, обед, ужин? Какую пищу надо есть, чтобы быть здоровым? (ответы детей) Пища должна быть разнообразной, меньше мучного и сладкого, отдавать предпочтение овощам, фруктам, молочным продуктам.Всем, и рыцарям и вам нужен завтрак, обед, ужин. Ужинать надо не позднее, чем за 2 часа до сна. Это должна быть легко усваиваемая пища. Главные правила питания: – не переедать. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережевывайте пищу и не спешите глотать. Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом. Воспитатель: А теперь мы будем разгадывать кроссворд в стихах про овощи! Я буду читать загадку, вы-отгадывать! Так как загадки в стихах, ответ будет рифмой к эти стихам. Итак, будьте внимательны:
- На грядке привалился на бочок солидный крутолобый…… (кабачок).
- Хвост зелены, красная головка, это остроносая …………… (морковка).
- От частой поливки едва не промокла мохнатая темно-лиловая …(свекла).
- Он красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней ….(помидора).
- Наш огород в образцовом порядке: как на параде построились грядки. Словно в защиту ограда вокруг – пики зеленые выставил ….(лук).
Воспитатель: какие вы молодцы! Все овощи отгадали! А теперь посмотрим, сможете ли вы отгадать овощи на вкус? Конкурс «Угадай, что за овощ?» (Дети закрывают глаза и им предлагают попробовать кусочек овоща. Дети должны угадать, что за овощ). Воспитатель: Как мы с вами убедились, овощи очень вкусные и полезные. Вот рыцари поели и готовы к турниру. Можно ли сразу после еды приступать к соревнованиям? (ответы детей) Нет, конечно же, нельзя. Мы должны выйти на свежий воздух, на прогулку. Оказывается одним из главных условий отличного настроения, хорошего состояния здоровья, активности, работоспособности является умение правильно одеваться. Человек устроен очень сложно. Для того, чтобы организм человека работал нормально, ему нельзя ни переохлаждаться, ни перегреваться, т.е. у него должна быть нормальная температура. Как вы думаете, какая? Верно, это температура - 36,6градусов. Какую же нужно подбирать одежду для прогулок? (ответы детей). Конечно же по сезону. Почему для прогулки мы должны одеваться теплее? (Делается вывод: во время прогулки мы движемся меньше, чем при занятии спортом. Тело при таком движении выделяет меньше тепла, поэтому и одежда должна быть более теплой). Воспитатель: На прогулке мы активно проводили время: наблюдали за природой, играли в подвижные игры, устраивали спортивные состязания, как настоящие рыцари. (проведение наблюдения за природой; проведение игры большой подвижности, средней подвижности и малой подвижности). Воспитатель: Вот, ребята, рыцари пришли с прогулки и решили выполнить домашнее задание. Да, да! Рыцарям тоже задавали домашнюю работу. Что же надо знать, чтобы выполнение домашнего задания не привело к переутомлению? (ответы детей) В какое время вы обычно начинаете готовить домашнее задание? Время выполнения домашнего задания должно быть постоянным. Лучше всего садиться за уроки в 16 часов. Сколько часов нужно выполнить домашнее задание? В 2 классе – не более 1,5 часов. Эти формы рассчитаны на сосредоточенное целеустремлённое занятие. Как быстро настроиться на работу, как быстро захотеть выполнять домашнее задание? 1) Попробуй начинать с лёгкого для тебя предмета. Работу выполнишь быстрее. 2) Намного быстрее сделаете умственную работу, если у вас хорошее настроение. 3) Не совмещать два устных предмета. 4) Работать в заданном темпе (ритме). 5) Не отвлекаться. 6) Делать физкультминутки между приготовлением разных уроков. Каким должно быть рабочее место? Если место подобрано правильно, вы меньше утомляетесь, не нарушается осанка и не развивается близорукость. Воспитатель: Ну вот, домашнее задание выполнено, и мы можем теперь устроить турнир. Важным элементом для рыцаря являются его доспехи. Шпага – очень нужная вещь. А легко ли владеть шпагой? Только сильный, ловкий человек сможет совладеть со шпагой! Давайте и мы попробуем сразиться! Конкурс «Попади в цель» Воспитатель: Расчехлите оружье, кумиры! Вам физический бой предстоит! Всё рассеют копье и рапиры. Пусть сильнейший из вас победит! Воспитатель: Взяв эти шпаги в руки, вам необходимо попасть в цель. Две команды построены друг за другом и по очереди попадают в цель. (Шпаги – длинные воздушные шары, цель - длинный шар свернутый в кольцо). (Музыка. Конкурс.) Воспитатель: Бывают случаи, когда в боях рыцари теряют свое оружие и остаются с врагом один на один. Здесь существует только один выход: брать врага голыми руками. Желающие преодолеть трудности без страха и упрека, шаг вперед! Конкурс «Руки – наша сила» Воспитатель: Я предлагаю участникам встать друг за другом. Вам необходимо подбрасывать мяч вверх, схватить с блюда столько конфет, сколько успеете, и при этом удерживать падающий мяч. Этот тур закончится, как только мяч выпадет из рук. Победителем в бою станет тот, у кого в руке окажется наибольшее число конфет. (Музыка. Конкурс. Итоги.) Воспитатель: Как вы уже знаете, рыцарей часто можно было видеть на лошадях. Возможно, отсюда идет первоначальное значение этого слова - всадник. Рыцари очень любили, гордились и дорожили своими лошадьми, независимо от их породы. Лошадь для них была верным другом, который никогда не подводил в минуты сражения. Конкурс «Всадники» Воспитатель: Вот вам лошади. Для начала придумайте им имена. (Лошади представляют собой скакалки.) По моему сигналу вам, дорогие участники, нужно вскочить на своего коня и... скакать. Кто дольше проскачет? (Музыка. Конкурс. Итоги.) Воспитатель: Рыцари, безусловно, должны быть здоровыми, вежливыми, а еще и смелыми! Сколько раз рыцарю приходилось совершать смелые, но очень опасные поступки! И сегодня каждый из вас, чтобы стать настоящим рыцарем пройдет полосу препятствий. Но не простую, а самую трудную и сложную: длинный туннель к замку. Конкурс «Туннель к замку» (Каждый участник проползает в туннеле. При входе в туннель он говорит «Вперед!», при выходе из туннеля – выкрикивает: «Ура!»). (Музыка). Воспитатель: Вот и прошли мы с вами полосу препятствий! Я очень рада, что все дошли в целости и сохранности! А теперь, дорогие мои рыцари, вам предстоит построить замок! Что за рыцарь – без замка? И для этого разделяемся на свои команды. Каждая команда должна построить самый высокий замок. У кого замок будет выше и не упадет, та команда и победила! Запомните: дружба поможет вам в труде!!! Конкурс «Замок» (Команды получают одинаковое количество стаканчиков и начинают строительство). (Музыка. Конкурс. Итоги.) Воспитатель: Вы в прекрасной физической форме! Что же помогает рыцарю быть здоровым? (ответы детей) Для поддержания своего здоровья так же поможет закаливание. Говорил я им зимой: Закалялись бы со мной! Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых, настоящий. На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать, ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный вас вовек не одолеет. Крепким стать нельзя мгновенно, закаляйтесь постепенно. Не все люди могут решиться на такой вид укрепления своего здоровья, как – моржевание. Но в домашних условиях мы можем делать это регулярно. Вывод о закаливании: обтираться влажным полотенцем или принимать прохладный душ. Воспитатель: Итак, мы с вами провели рыцарский турнир, и пришло время поговорить об активном отдыхе. Вы пришли со школы, где сидели на уроках, многие из вас сразу выполняют домашнее задание – и опять сидят, смотрят телевизор. Пришёл с работы отец – поиграли с ним шашки. Мама сказала, что нужно погулять. Пошли гулять, а во дворе взрослые одёргивают: не шумите, не бегайте. Вот и развивается привычка проводить время попусту. Отдыхать – значит, ничего не делать. А вы умеете отдыхать, ничего не делая? Попробуйте это сделать в течение 15 секунд. Я наблюдала за вами и заметил, что кто-то зевал, почесывал затылок, смотрел в окно, рассматривал картинки, ковырял в носу и т.д. А о чём вы в это время думали? И это называется, что вы все эти 15 секунд ничего не делали? - Вы, наверное, думали, что отдыхать – это легко и этому не нужно учиться, а умение отдыхать – целая наука! Знаете ли вы, какие бывают виды отдыха? 1) Самый короткий отдых – физкультминутка во время урока. 2) Короткий отдых во время перемены. 3) Отдых в выходные дни. 4) Отдых во время каникул, а самый длинный отдых – во время летних каникул. Что вы понимаете под словом отдых? Отдых – это смена деятельности, снятие утомления за определённый промежуток времени, положительные эмоции. Одним из видов отдыха является полноценный сон. А вы знаете, сколько нужно детям спать? Чем моложе человек, тем дольше он должен спать. Детям 7-9 лет – 11 часов в сутки, 10-11 лет – 10 часов в сутки. Самое главное – иметь привычку засыпать в одно и тоже время, даже во время каникул. Почему? Если механические часы заводить в разное время, то они могут быстро сломаться. У каждого человека есть свои биологические часы. Наш организм к ним привыкает, и если что-то начинаем менять в своём режиме, то и биологические часы тоже начинают ломаться, показывать неправильное время. Надо вставать, а вам хочется спать, надо ложиться спать, а вам не хочется. Так и заболеть недолго. Итог занятия. Во время игровой программы вы что-то вспомнили, а что-то узнали новое для себя. А итог нашей игры такой: 1) Вставай всегда в хорошем настроении. А чтобы было всегда хорошее настроение, ложись во время с выученными уроками. 2) Не приступай к выполнению уроков сразу после школы. Съешь обед, отдохни, поиграй в мяч, сделай что-нибудь по дому. 3) Не готовь уроков, не читай, не работай умственно перед сном. (Такой мозг не отдохнёт за ночь.) 4) Каждый день уделяй время спорту после подготовки уроков. 5) Работа мозга зависит от других частей тела.(9 часов в сутки сидишь, 10 часов спишь, 5 часов занимайтесь спортом, активным отдыхом.) 6) Всегда проветривай помещение, в котором находишься. В душном помещении ты хуже работаешь, хуже отдыхаешь. Кто умеет правильно отдыхать – тот умеет правильно работать! Воспитатель: Сейчас, когда перед нами рыцари полностью здоровые, мы можем с уверенностью сказать, что с такими благородными воинами нам ничего не страшно, а победы гарантированы! (Подведение итогов всей игры). Воспитатель: Дорогие ребята! Наши конкурсы закончились, но мы надеемся, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди здоровые, сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари!
Используемая литература:
- Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160с. (Серия «педагогическое образование»).
- Гордеева В.В., Викулова Г.И. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. – Вып. 5 – Волгоград: Учитель, 2008.
- Гордин Л.А. Короткие будни продленного дня. М.: «Просвещение», 2000.
- Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.: «ВАКО», 2004. -152с.- (Мастерская учителя).
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2010.
- Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Акцидент.
- Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов н/Д: Феникс, 207. – 288 с.
- Тимофеев С.П., Луханин В.В., Колесников А.Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. – Методические рекомендации – Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2004.
- Феоклистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград: Учитель, 2009. Цабинин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...
Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...
" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС
Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС Выполнение творческих проектов...
Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии...
Игровая программа (мастерская) «Осенний калейдоскоп» для младших школьников с использованием здовьесберегающей технологии.
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств личности школьников,Задачи: совершенствование коммуникативных качеств личности; создание у детей радостного праздничного настроения; показать уникаль...
Использование Су-Джок терапии на уроках с младшими школьниками как современной здоровьесберегающей технологии
Су- Джок терапия...
Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий
Данная презентация посвящена проблеме формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий. В ней рассматривается актуальность да...