Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Татьяна Борисовна

Выступление на методическом семинаре. В выступлении говорится о методах и приёмах, формирующих познавательную активность у учащихся во время учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд №1

Слайд №2

Тема выступления: «Методы и приемы, формирующие познавательную активность учащихся»

Учение, лишенное  всякого интереса и  

взятое только силой  принуждения,

убивает  в ученике охоту к овладению

 знаниями. Приохотить ребенка к  

учению гораздо более  достойная

задача, чем  приневолить.

                                                                                     К.Д. Ушинский

        Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать о методах и приемах, формирующих познавательную активность учащихся.

       Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

       В чем же заключается работа учителя? Неужели в том, чтобы спокойно и без хлопот осуществлять все намеченные этапы урока, занимая в каждом из них царственное, главенствующее положение? Может быть, шум в классе свидетельствует как раз о том, что ученикам в самом деле нечего слушать? Ведь человек если слушает, то заинтересованно. Либо не слушает вовсе.

       Если у класса отсутствует интерес, то учителю с этим лучше считаться. Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.

         Отношение учащихся к учебному процессу характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Слайд №3

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • сознательность выполнения заданий;
  • систематичность обучения;
  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Слайд №4

Слайд №5

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Слайд №6

         В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться

  • интерес к предмету
  • сознательность
  •        иногда принуждение

        Наиболее значимым, на мой взгляд, является интерес к предмету. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету? Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Слайд №7

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих и многие другие

На своих уроках я использую задания творческого, исследовательского характера учебно – познавательной деятельности, такие как: выполнение проектов, работа со справочной литературой, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме, при работе парами, группами.

Слайд №8

Существует 5 наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения,
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций,
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Слайд №9

А наиболее часто используемыми методами активизации познавательной деятельности учащегося являются:

Словесные методы.

Наглядные методы

Практические методы

Слайд №10

К словесным методам относится:

  1. Метод дискуссии. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. В начальной школе применяется открытая дискуссия на уроках окружающего мира. В 1 классе по теме: «Осень и здоровье человека»

- Полезно ли гулять в плохую погоду?

По теме: «Труд людей весной»

- Для чего белят стволы деревьев?

Во 2 классе: тема «Насекомые»

- Паук – это насекомое?

Тема «Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»

- Что было бы, если бы мы перестали мыться?

К словесным методам ещё относится:

         2. Метод самостоятельной работы. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. И

 3. Метод проблемного изложения.

          Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. На уроках математики я применяю создание проблемной ситуации. Например :

во 2 классе по математике при изучении темы: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»

   В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47)
Побуждающий диалог строится следующим образом.
- Решите примеры.
- Ребята, вы смогли решить примеры? ( Нет, мы не смогли решить пример 38+47)
- Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10)
 - Значит, какие примеры будем примеры решать? ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)

Слайд №11

К наглядным методам относится частично - поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. Приведу пример частично – поискового метода:
Русский язык 2 класс
Тема:
«Проверка парной согласной»
 III этап урока: самоопределение к деятельности:
 - Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Сделаем звуковую характеристику слова.
-  Сапог [сапок].
- Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением)

А также к практическим методам относится частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До начала работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Слайд №12

В учебном процессе также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

           а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

            б)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

           в) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

            г)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

            д) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

             е)  прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

В своей работе использую разные формы уроков, формирующие познавательную деятельность.

Слайд №13

К ним относятся:

- проблемные лекции,

-обучающие алгоритмы,

-анализ конкретных ситуаций,

-деловые игры,

-тематические дискуссии..

-использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности.

Слайд №14

На разных этапах урока можно использовать составление кроссвордов, ребусов, викторин. Они  как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности: очень много таких заданий в 1 классе по обучению грамоте. …

Развитию познавательного интереса способствует и учебная игра.

 Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Я на своих уроках использую творческие задания такие как:
1. В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
2.  На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи, и т. д
.

Слайд №15

Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности , так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию.

 Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).

 Любая игра направлена на развитие, активизацию интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.

В заключении хочу сказать следующее: недостаточно в совершенстве овладеть методикой и различными технологиями.

Нужно чувствовать ученика, осознавать ответственность за его судьбу, за развитие его личности.

Помогать терпеливо, деликатно, с любовью. Из урока в урок, каждый день.

У Ю. Левитанского есть замечательные строки:

 Но вот глаза – они уходят навсегда,

Как некий мир, который так и не открыли,

Как некий Рим, который так и не отрыли,

И не отрыть уже, и в этом вся беда.

Неважно, в какой школе мы работаем и с какими детьми, какой предмет ведём. Важно, чтобы мир каждого ученика был открыт, чтобы каждый ребёнок стал просто человеком.

Слайд №16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.

Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...

«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...