Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА «Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся» Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить . К.Д. Ушинский
Компоненты активности - готовность выполнять учебные задания; - стремление к самостоятельной деятельности; - сознательность выполнения заданий; - систематичность обучения; - стремление повысить свой личный уровень и другие.
Активизация познавательной деятельности учащихся- это - управление активностью учащихся; - процесс побуждения учащихся к энергичному, - целенаправленному учению; - преодоление пассивной и стереотипной деятельности, -- спада и застоя в умственной работе
Цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса. ,
О сновные мотивы, побуждающие школьников учиться - интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. - сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).
С итуации - отстаивать свое мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым учащимся непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Методы активизации познавательной деятельности учащихся Словесные методы: - Метод дискуссии - Метод самостоятельной работы - Метод проблемного изложения. Наглядные методы: - Частично-поисковый . Практические методы: - Частично – поисковый лабораторный.
Открытая дискуссия: О кружающий мир 1 класс - Полезно ли гулять в плохую погоду? ( Тема: «Осень и здоровье человека»; - Для чего белят стволы деревьев? ( Тема: «Труд людей весной». Окружающий мир 2 класс - Паук – это насекомое? ( Тема: «Насекомые») - Что было бы, если бы мы перестали мыться? ( Тема: « Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»)
Создание проблемных ситуаций М атематика 2 класс Тема: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток» В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47) Побуждающий диалог строится следующим образом. - Решите примеры. - Ребята, вы смогли решить примеры? ( Нет, мы не смогли решить пример 38+47) - Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10) - Значит, какие примеры будем примеры решать? ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)
Частично – поисковый метод. Русский язык 2 класс Тема: «Проверка парной согласной» III этап урока: самоопределение к деятельности: - Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Сделаем звуковую характеристику слова. - Сапог [ сапок ] . - Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (ответы детей с пояснением)
Приёмы управления познавательной деятельностью учащихся: - приём новизны – включение в содержание учебного материала, интересных сведений, фактов, исторических данных; - приём динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; - приём значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; - эвристический приём – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводит к ответу; - исследовательский приём – учащиеся на основе проведённых наблюдений, опытов, анализа литературы, решение познавательных задач должны сформулировать вывод; - приём натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
Формы уроков, формирующие познавательную деятельность: - проблемные ситуации; - обучающие алгоритмы; - анализ конкретных ситуаций; - деловые игры; - тематические дискуссии; - использование творческих заданий с нестандартными формулировками
Выполнение творческих заданий. 1 . В начале урока русского языка в 3-4 классах я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня дождь…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи. 2. На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший счётчик», сказочные задачи .
Дидактические игры; Ролевые игры: - КВН; - викторины; Игры – тренажеры: - логические цепи; - игры на нахождение сходства и различия; - восстановления пропущенного; - на продолжение ряда, или удаление лишнего; - загадки.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-34060-1378731732.jpg)
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/07/picture-47146-1565210140.jpg)
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/19/picture-269734-1374220171.jpg)
Методы и приёмы, формирующие познавательную активность учащихся
Выступление на методическом семинаре. В выступлении говорится о методах и приёмах, формирующих познавательную активность у учащихся во время учебного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-544434-1455730269.jpg)
Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/23/picture-101737-1369328191.jpg)
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773609-1459080870.jpg)
Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.
Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/16/picture-173976-1678962758.jpg)
«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...