Статья на тему: " Конфликтная ситуация между учителем и учеником"
статья (1 класс) на тему
В данной статье рассказывается о причинах возникновения конфликта между учителем и учеником и пути его разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликт «Учитель — ученик»
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая проблема школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя». В.А.Сухомлинский.
Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек, т.к. возникают в процессе общения людей. Я расскажу о конфликте «Учитель — ученик». Такие конфликты, пожалуй, возникают чаще всего, ведь ученики и учителя проводят времени вместе порой больше, чем родители с детьми. Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п. Напряженные отношения с учителем – очень травмирующая ситуация. Ребёнок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учёбе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допустить, чтобы конфликт зашёл далеко. Также нужно помнить, что любая ошибка учителя при разрешении конфликтных ситуаций сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. При возникновении конфликта учителю стоит выяснить, простой ли это спор, недоразумение либо конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости, психологической несовместимости. После определения причин его возникновения учитель должен минимизировать количество его участников. Установлено, что, чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения. В школе следует регулярно осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на предотвращение возможных конфликтов между учителем и учеником. Тем не менее, какие бы меры не принимались, избежать конфликтных ситуаций не всегда получается. Для того, чтобы максимально снизить их негативное воздействие и последствия, необходимо знать принципы возможного поведения в той или иной сложной ситуации. Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители. Итак, для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:
1.Раскрыть её причины
2. Не допустить перехода в длительный конфликт
3.Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны
4.Найти пути предупреждения или погашения конфликта
5.Поддержать даже «плохих» учащихся.
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
- Конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить
- Необходимо контролировать свои негативные эмоции.
- Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.
- Не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом.
- Детей в школе надо любить или уважать!
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — это то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
Закончить своё выступление мне бы хотелось притчей К.Ушинского « Солнце и ветер»
Притча от Константина Ушинского
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
5.Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
8. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.
9. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты между учителем и учеником.
Рекомендации для родителей...
Статья по теме "Создание ситуации успеха на уроках ИЗО"
Статья содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках ИЗО в начальной школе....
классный час на тему «Конфликтные ситуации в классе и способы их устранения»
Данное занятие в игровой форме помогает учащимся изучать правила общения....
Статья "Эффективность урока –стимул к успеху учителя и ученика"
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника ...
Статья на тему: " Конфликтные ситуации с участием детей с ограниченными возможностями здоровья"
Данная статья познакомит с причинами конфликтов среди детей с ограниченными возможностями здоровья и стратегией поведения педагога в конфликтной ситуации....
Статья на тему: "Доверительные отношения между учителем и учениками в начальной школе"
В статье представлено становление доверительных отношений между учителем и учениками в начальных классах. Ключевые слова: отношения, уважительные отношения, взаимные отношения, доверительные...