Проектная деятельность младших школьников
статья (1 класс) на тему
Одной из приоритетных задач Концепции развития образования Республики Казахстан,является-повышение мотивации учащихся к получению качественного образования и функциональной грамотности . Для реализации поставленных задач необходимо создать полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка и формирования его активной жизненной позиции. Это особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Проектная деятельность,которая доставляет радость познания,способствует развитию самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, настойчивости, толерантности,инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovskaya_konferentsiya1.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Доклад
для августовской конференции на тему:
«Проектная деятельность младших школьников»
Выполнила:
Фотиади Елена Юрьевна
учитель начальных классов
школы-лицея № 14
Абайского района
Абай -2014
Одной из приоритетных задач Концепции развития образования Республики Казахстан,является-повышение мотивации учащихся к получению качественного образования и функциональной грамотности . Для реализации поставленных задач необходимо создать полноценные условия для личностного развития каждого ребёнка и формирования его активной жизненной позиции. Это особенно актуально для начального звена школьного обучения.
Проектная деятельность,которая доставляет радость познания,способствует развитию самостоятельности, целеустремлённости, ответственности, настойчивости, толерантности,инициативности.
В процессе работы над проектом дети приобретают практику исследователя,адаптируются к современным условиям жизни.
В соответствии с требованиями стандартов образования,для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей,именно сегодня,проектно-исследовательская деятельность занимает ведущее место в начальной школе.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности-направленность учебно-познавательной деятельности на результат,который получается при решении практической,теоретической и исследовательской и обязательно личностно и социально-значимой проблемы.
Этот результат называется проект.
Проектная деятельность не является новшеством(она связана с именами американского психолога,педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Эта педагогическая технология может быть эффетивно использована , начиная с начальной школы,при этом, не заменяя традиционную систему,а органично дополняя,расширяя её.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников,будучи основной структурной единицей процесса обучения,способствует:
● обеспечению целостности педагогического процесса;
● развитию творческих способностей и активности учащихся;
●адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
● формированию познавательных мотивов учения, т.к.учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
● учащиеся видят реальное применение своих знаний,понимают,как много, оказывается,они ещё не знают и им предстоит узнать , у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как,если кто-то из них не выполнит часть своей работы,то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить своё выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, чётким и логичным,что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью-стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично-достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя-это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию,т.е. целеноправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации . В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные , игровые,творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения : урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты(в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные(выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно разделить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности : краткосрочные(1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
Виды проектов по форме.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса,школы,микрорайона, города,государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. «Проект « Игровой уголок в классной комнате».
Проект «Новогодний плакат» творческой группы.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.
Проект «Влияние ароматерапии на успешность обучения младших школьников» по созданию коллекции аромамасел,влияющих на хорошую работу психопроцессов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта является публикация в школьной газете, в журнале, в интернете.
Проект « Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки-раскладушки.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного искусства, видеофильмы.
Проект « Волшебные правила здоровья».
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём ,проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. «Ролевая игра-Путешествие на Луну». Театрализованное представление « В мире классной моды-2014».
Правила выбора темы прокта.
Правило 1. Тема должна быть интересной ребёнку.
Правило 2. Тема должна быть выполнима,решение её должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной , с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать,как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младшего школьника ограничена.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения.
Правила 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов-исследовательской базы.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Любой проект состоит из нескольких этапов:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия.
Стадии работы над проектом-это-это «пять П»:
Проблема –Проектирование (планирование)- Поиск информации- Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио ,- папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчёты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе , во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета,коллекция, макет, наглядные пособия, публикация, словарь, справочник, книга, подделка,план, реферат, буклет, реклама, выставка, научная конференция.
Презентация. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности-презентация(защита проекта), где учащиеся докладывают о проделаной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов , продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации . Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.
После защиты проекта изделие можно подарить,оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирущий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрён каждый, кто участвовал в проекте.
Рефлексия результатов проекта-важный заключительный этап способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознаёт сделанное, применённые им способы деятельности, ещё раз обдумывает, как было проведено исследование. По окончании проекта можно провести занятия, на котором ученики осуществят рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», « Чего я достиг?», «Что сделал?», « Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».
В заключении хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов, согласно которому « проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И , как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....