Усвоение таблицы умножения (из опыта работы)
статья на тему
Каждый учитель знает, сколько усилий требуется, чтобы добиться усвоения табличных случаев умножения и деления. И тем не менее результаты работы редко радуют. Стоит сделать даже небольшой перерыв, например каникулы, или уделить немного меньше внимания этой теме, и сразу же снова появляются ошибки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie_tablitsy_umnozheniya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Усвоение таблицы умножения
Из опыта работы
Меркурьевой И.М.,
учителя начальных классов.
Методическое объединение.
05.11.2010.
Каждый учитель знает, сколько усилий требуется, чтобы добиться усвоения табличных случаев умножения и деления. И тем не менее результаты работы редко радуют. Стоит сделать даже небольшой перерыв, например каникулы, или уделить немного меньше внимания этой теме, и сразу же снова появляются ошибки.
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа» четвертый год. Много лет пытаюсь использовать все, что помогает учащимся усвоить таблицы.
На подготовительном этапе при изучении в I классе сложения и вычитания в пределах 10, а во II классе сложения и вычитания в пределах 20 систематически включаю упражнения на сложение нескольких одинаковых слагаемых и вычитание нескольких одинаковых чисел, например:
- Сколько получится, если число 4 взять слагаемым 2 раза? 3 раза? 4 раза?
- Реши примеры: 12 - 4 - 4 - 4, 18 - 9 - 9 и скажи, сколько раз в 12 содержится по 4 (сколько раз по 9 содержится в 18)?
В устных упражнениях предлагаю присчитывать по 9 (8,7, 6, 5,...) и записывать ответы. Ряды чисел (табличные результаты) ученики постоянно воспринимают на слух и зрительно. Включаю упражнения, раскрывающие смысл умножения и деления, а также задания, которые необходимы для изучения табличного умножения и деления: на переместительное свойство умножения, на связь между результатами и компонентами умножения.
Учебный комплект позволяет работать на опережение, давать разноуровневые задания при изучении табличного и внетабличного умножения и деления. Например, всем учащимся предлагаю найти значения выражений 9 • 4, 8 • 4, 7 • 4, а тем, кто хочет, - вычислить произведения 90 • 4, 80 • 4, 70 • 4.
При составлении таблиц использую различные приемы нахождения результата умножения: переместительное свойство, выделяю случаи, на основании которых можно быстро найти результаты соседних случаев 3 • 5; 3 • 6 и т.д.
При заучивании таблиц организую работу в парах с использованием двусторонних карточек (на одной стороне записан пример, на другой — ответ). Такие наборы карточек выдаются на каждую парту. В течение 5-7 минут ученики побудут и в роли учителя, и в роли ученика, а зрительное и слуховое восприятие помогает запомнить таблицы.
Табличное деление вызывает затруднения.
- Даю тройки чисел: какого числа не хватает в тройках О, 7, 56; 9, О, 54.
- включать случаи деления с остатком. Сначала такие упражнения выполнялись на схематических рисунках и их решение записывалось следующим образом: 7:3 = 2 (ост. 1). Затем такие задания предлагались в качестве заданий на выбор: вычислить либо в первом, либо во втором столбике.
36 : 4 37 : 4
18 : 9 19 : 9
24 :3 26 : 3
- К примерам на деление без остатка составить свои примеры на деление с остатком».
- Умножение круглых десятков на однозначное число (60 • 7, 80 • 9, 90 • 6). Объяснение приема вычисления помогает усвоению нумерации: 6 десятков умножаю на 7, получаю 42 десятка или 420 единиц.
- Умножение двузначного числа на 6, 7, 8, 9 (с выходом за 100) вида:
а) 17 • 6 = 60 + 42 (13 • 8, 15 • 7, 18 • 6);
б) 58 • 2 = 100 + 16 (57 • 2, 59 -2);
в) 61 • 9 = 540 + 9 (71 • 8, 81 • 7, 91 • 6).
И опять, при изучении случаев внетабличного умножения и деления предлагаю задания по выбору учащихся. Например: все решают примеры, записанные в левом столбике, а кто хочет и может, вычисляет значения выражений, записанных в правом столбике.
21• 3 210• 3
37• 2 307• 2
12• 8 102• 8
В конце учебника математики есть таблицы, которые дети заполняют и дополняют сами. А затем подчеркивают те произведения, которые имеют одинаковые значения, что позволяет сравнивать и сопоставлять, а также запоминать зрительно.
Предложение: систематически работать над усвоением таблицы умножения, используя для этого различные формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике. Усвоение таблиц умножения и деления. Задачи в два действия. Нахождение неизвестного делимого.
Урок нацелен на то, чтобы, закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия; находить неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки, ф...
Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.
Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....
Дидактические игры при работе с таблицей умножения. Из опыта работы.
Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения....
Презентации по математике для учащихся 2 класса по теме: "Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление".
Презентации к урокам математики во 2 классе по теме: " Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление"....
Проверочная работа для 3 класса по теме: «Таблица умножения и деления. Умножение и деление с числами 1 и 0»
задачи и примеры...
Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).
Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Э...
Приёмы работы по изучению таблицы умножения. Как выучить таблицу умножения?
Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памят...