Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме
Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_umnozheniya.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.
Работа над таблицей умножения фактически начинается, как только дети изучают числа до 100.
Первый этап работы. Начинаем с лёгкого задания - записать число двойками, т.е. прибавляя к двум по два: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Предлагаю запомнить счёт в прямом и обратном порядке. Затем провожу игру-соревнование «Прошагай и сосчитай». Задаю вопрос: сколько будет, если взять две двойки, три двойки, четыре двойки? Сначала ведём все записи в тетради, затем работаем устно. Когда дети уже достаточно уверенно ориентируются в ряду чисел 2, 4, 6,…, 20, берём число 3, затем 4, 5, 6 и работаем по каждому ряду: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30; 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Затем закрепляем материал по всем рядам чисел с помощью заданий, предлагаемых по вариантам. Работа эта продолжается довольно длительное время в начале каждого урока в течение 3-5 минут параллельно с изучением нового материала.
Второй этап работы. Обобщаем накопленные знания. Повторяем счёт двойками, тройками, десятками. Это уже легко. Дети знают, что 18 – 3х6 или 6х
3, 15 – это 3*5 или 5*3. На этом этапе идёт работа по запоминанию табличных результатов: 4 х 9 = 36 36 : 9 = 4 9 х 4 = 36 36 : 4 = 9
Работают дети на этом этапе легко и радостно. Совсем не обязательно учить таблицу столбиком, предлагаю только ряд чисел 2, 4. 6, 8, 10, 12. 14, 16, 18, 20 с расшифровкой: 4 – это 2 х 2, 6 – это 3 х 2, 8 – это 4 х 2 и т.д. Важно, чтобы в памяти отложились числа – тройки (6,3,2), (8,4,2), (10,5,2) Третий этап работы – составляем всю таблицу (начало 3-го класса). Задание первое: записать в строчку числа, которые есть в таблице; обычно начинаем с числа 12, затем следуют 14, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 28, 30, 32, 35, 36, 40, 42, 45, 48, 49, 54, 56, 63, 64. Вот она – вся таблица, которая умещается в двух строчках и которую легче держать в памяти. Последующие уроки начинаем с записи таблицы в строчку. Задания варьируются. Сначала дети диктуют все вместе, хором, потом – «сильные» ученики, затем – «цепочкой», затем это делает любой ученик. Обязательно с «расшифровкой»! Записали число – и тут же объясняем: 12 – это 3 х 4 или 6 х2, 14 – это 7 х 2, 15 – это 5 х3 и т. д. Обычно делаем это устно. Если дети забывают результаты, то тут же вспоминаем и только после этого записываем: 32 = 8 х 4, 42 = 6 х 7. Обычно дети забывают расшифровку чисел: 32, 42, 49, 54, 56, 63, 64. Их не так много. Числа, на которые есть два примера, обводим кружком, их всего пять ( 12, 16, 18, 24, 36).
Дополнительно можно дать для запоминания числа:
до 20 – 12, 14, 15, 16, 18, 20
до 30 – 21, 24, 25, 27, 28, 30
до 40 – 32, 35, 36, 40
до 50 – 42, 45, 48, 49
до 60 – 54, 56,
до 70 – 63, 64
до 80 -72
до 90 -81
Возможно и такое задание: записать числа до 100, которых нет в таблице (13, 17, 19, 22, 23 и т.д.)
Чёткое знание ответов в дальнейшем активизирует и облегчает работу по темам «Внетабличное деление», «Деление с остатком», «Деление многозначных чисел» (при подборе цифры частного).
На занятиях кружка «Математика – царица наук» мы рассматриваем такие приёмы и методы устных вычислений:
- У м н о ж е н и е на 11. При умножении числа на 11 можно применить два способа вычислений.
а) Представим число 11 в виде суммы двух слагаемых (10 + 1) и решим: 24 х 11 = 24 х (10 + 1 ) = 240 + 24 = 264
б) Когда сумма цифр множимого меньше 10, то в произведении цифры множимого как бы раздвигаем и между ними вписываем сумму цифр множимого:
( 2 + 4 =6), 24 х 11 = 264
- Умножение двузначного числа с суммой цифр, меньшей 10, на 111.
42 х 111 = 4662
Находим сумму цифр данного двузначного числа ( 4 + 2 = 6). Раздвигая цифры множимого, дважды пишем между ними сумму цифр данного двузначного числа.
- Умножение трёхзначного числа на 11.
236 х 11 = 2596
а) Цифру сотен множимого переносим в произведение в качестве цифры тысяч (2). б) Цифру десятков множимого складываем с цифрой его сотен (3 + 2 = 5) и берём эту сумму в качестве сотен произведения. в) Цифру единиц складываем с цифрой десятков множимого (3 + 6 = 9) и ставим эту сумму на месте десятков произведения. Г) Берём в качестве единиц произведения единицы множимого (6).
Этот способ можно применять, если сумма цифр и десятков, а также сумма цифр десятков и единиц меньше 10.
- Умножение на число, записываемое одними девятками.
247 х 999 = 246753
247 х 999 = 247 х (1000 – 1) = 247000 – 247 = 246999 – 246 = 246753
Чтобы при проверке ( овладении, повторении) вычислительных навыков учащимся начальных классов не скучно, необходимо создать игровую атмосферу. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психическую деятельность, вызывает у младших школьников живой интерес к процессу познания, снимает усталость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по таблице умножения.
Цель моей публикации: помочь учителю в работе при изучении таблицы умножения. Предлагаю таблицу, на которой записана вся таблица умножения однозначных чисел. Ребёнку в течении определённого врем...
Дидактические игры при работе с таблицей умножения. Из опыта работы.
Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения....
Методическая разработка: работа с таблицей умножения числа 5.
Конспект урока по математике для учащихся по АООП для детей с ОВЗ (умственная отсталость I вариант).Цель: активизировать работу по запоминанию таблицы умножения числа 5....
Использование различных приёмов работы при диагностике речевых нарушений.
Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают, когда они начинают учиться в школе. У одних это проявляется в трудности освоения навыков письма, чтения, счёта, у других – в неумении ...
Приёмы работы по изучению таблицы умножения. Как выучить таблицу умножения?
Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памят...
Проверочная работа по таблице умножения 3 класс
Данная проверочная работа включает в себя 2 варианта, состоящих из 6 заданий....