Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Данный материал является итогом моей работы по обобщению опыта по теме "Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc829 КБ

Предварительный просмотр:

 Представление собственного

 педагогического опыта учителя начальных классов

Головановой Татьяны Юрьевны

Тема опыта: «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»».

Одной из особенностей современной действительности является то, что любая информация не является статическим объектом, она постоянно изменяется, преобразовывается. Как же ученику сориентироваться в этом постоянно меняющемся информационном потоке? Современный человек обладает активной мыслительной деятельностью, критичностью мышления, постоянно находится в поиске нового. Поэтому желание и умение приобретать знания , в том числе и самостоятельно, должно являться девизом каждого обучающегося современной школы.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями, предъявляемыми Стандартами второго поколениями, направленными на индивидуальное развитие личности каждого ребенка.

Перспективность опыта определяется тем, чтобы научить обучающихся  уметь приобретать и анализировать  приобретенные  знания, а самое главное - применять свои знания в практической деятельности.

                         

                                         Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы

- изучение опыта работы коллег

-курсы повышения квалификации

- участие в работе методического объединения

    Современные условия обучения и воспитания  направлены на формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Поэтому вся деятельность учителя должна быть направлена на  формирование у детей желания и стремления к поиску чего-то нового, к познанию самого себя. Большой потенциал к этому дает к этому всевозможная внеурочная деятельность. Каждый может выбрать занятие по душе и развиваться, развиваться. Не стоять на месте, не быть статистом, из которых подчас вырастают ни к чему не приспособленные  взрослые, склонные к противоправным действиям, а искать, находить, радовать себя и окружающих. Безусловно, нельзя забывать  и психологические  моменты деятельности младшего школьника Поэтому необходимо развивать познавательную активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

                                                   Теоретическая база опыта.

    Теоретическую основу опыта составляют:

1) Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

2)Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

3)«Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно –воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

Главная идея моей работы заключается в активизации  учебной деятельности моих учеников в процессе разнообразной работы для развития познавательного интереса, которая приведет к развитию  логического мышления, воспитания, повысит качество образования, раскроет потенциал каждого ребенка. А  это в свою очередь приведет к  повышению  качества учебно – воспитательного процесса.

                                                Технология опыта.

Так сложилось, что я работаю в моей школе по традиционной системе «Школа России» уже более 10 лет. Особенностью моих классов является разный уровень подготовке к школе, разный интеллектуальный потенциал детей в классе (от низкого до очень высокого). Поэтому, без индивидуального подхода к каждому ребенку мне не обойтись. Социум класса тоже разный: кто- то из родителей стремиться всесторонне развивать своего ребенка ( у таких детей нет свободной минуточки), кто-то боится за его здоровье (что бы не было перегрузок), а кто- то полагается только на школу, т.е. на меня, учителя.  А модель выпускника школы одна: всесторонне развитая личность каждого обучающегося. Поэтому я поставила перед собой главную задачу своей деятельности: научить учиться каждого ученика, уметь добывать знания и пользоваться ими в конкретных ситуациях. А здесь без помощи товарищей не обойтись, и самому приятно помочь и услышать «спасибо»

Я считаю, что эффективными средствами развития познавательных способностей  на уроке являются: учебно - игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение; использование ИКТ.

Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.  

На уроках использую проблемные ситуации, так как проблемное обучение  способствует преодолению элементов механического усвоения знаний в , активизированию мыслительной деятельности учащихся и ознакомления  с методами  исследовательской деятельности. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

      Дифференцированное обучение.

         Работая по образовательной модели «Школа России», я пробую все, но без дифференциации мне не обойтись. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология  уровневой дифференциации, которая  предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности.

        Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. В результате каждый ученик уходит домой, получив новое знание, а дома он еще раз закрепляет полученное на уроках.

На уроках, чтобы заинтересовать детей, я использую много интересного занимательного материала. Это помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Особенностью моего класса является то, что в нем обучается 19 мальчиков и 7 девочек. Поэтому форма такой работы разная : ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Не остаются без внимания в моей работе и дидактические игры. В них ученик может сравнивать, наблюдать, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, тываются дисциплина, воля.

Сделать уроки яркими мне, как и другим учителям, помогает использование наглядности и дидактического материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - наш девиз! Но особенным подспорьем нам стало применение  информационно - коммуникационных технологий. Дети хотят все видеть, слышать и сами показывать, помогать учителю, демонстрировать свои навыки работы с современной техникой Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. На  уроках мы используем самые разнообразные программы, в.ч. и презентации, составленные мной и моими учениками. УМ Комплект «Школа России» сопровождается по всем предметам дисковыми носителями, которые я со своими учениками  с удовольствием использую. Спасибо авторам! А уж без Интернета нам вообще не обойтись. Утро в нашем классе начинается с зарядки и прогноза погоды (вместо календарей погоды- оперативно и креативно)

     Я имею свой личный  сайт по адресу:

     http://nsportal.ru/golovanova-tatyana-yurevna

Обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками: доклады и сообщения мои третьеклашки уже стали готовить сами, без помощи родителей. Однако, и в школьную библиотеку мы любим ходить, спасибо нашему библиотекарю. Очень радует меня, когда дети по какому либо вопросу сами что- то готовят, объясняют материал, как учитель, последнее привлекает больше всего.

   Со первого класса у каждого есть портфолио, которые позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют активность к познанию.

    Более половины класса (в 1и2 классах процент этот был выше, т.к. учились в первую смену) были вовлечены во всевозможную внеурочную деятельность, предоставленную учреждениями дополнительного образования («Юнитер», «Тяштеня», Детская спортивная школа, Музыкальная школа, Ледовый дворец, бассейн «Дельфин», а в школе мы постигаем премудрости курса «Умники и умники», «Воспитай себя». Только можно порадоваться за детей, которым государство дает столько возможностей- выбирай, участвуй, развивайся.  

                                        Анализ результативности опыта

   

 Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей.  Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика обучения учащихся.  А самое главное что дети не инертны, не представляют «серую» массу, хотя некоторые  проблемы находятся в стадии поиска их решения.
С результатами своей деятельности выступаю на заседаниях МО, участвую в конференциях.

                                                 Трудоемкость опыта

Трудность при использовании данного опыта заключается в том, что хочется попробовать все, но времени на это «все» подчас не хватает, что ж что не охватываем вместе – большой простор к самообразованию  и учителя и ученика.

                                                      Адресность опыта.

       Данный опыт работы может использовать каждый учитель начальных классов с целью активизации познавательной активности учеников на уроках , внеурочной деятельности.1

 

Наглядные приложения

     Активизация познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности- это тот инструмент, который помогает мне строить уроки интересными, динамичными. Средств много, применяю различные задания, самое главное – избежать скуки, однообразия (дидактическая игра,  логические задания, задачи повышенной трудности, логические задачи, самостоятельная работа.

Например, повторяем 2 сентября имя прилагательное:  

« - А теперь  скажем друг другу самые нужные слова, а заодно и вспомним части речи. Итак, я показываю букву, а вы называете слова на эту букву, которые отвечают на вопросы «какой? какая? какое?». Какая это часть речи?  Прилагательные.
- Все мальчики в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «С». Сильные, симпатичные, справедливые, смешные, спортивные.)- Все девочки в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «К». Красивые, культурные, кокетливые, классные.)- А родители в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «В». Взрослые, высокие, веселые,внимательные, вежливые.)                                                                                              - А уроки самые... (Учитель показывает букву «Д». Длинные, добрые, дружные, доверительные.

В.А.Сухомлинский писал: « Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Вот так мы и учимся, играя, что помогает учитывать индивидуальные особенности личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Они активно применяется на начальном этапе обучения.   

 Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.   

Основные функции дидактических игр:

1) Формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

2) Формирование психических новообразований;

3) Формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

4) Формирование навыков самоконтроля и самооценки;

5) Формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

   Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

   Сейчас много используется интерактивных игр, которые также развивают познавательную активность, позволяют добиться необходимых результатов

    Логические задачи, как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Логические задания могут быть использованы на всех этапах обучения математики. Систематическое выполнение таких задач способствуют развитию математического мышления. 

Андрей, Борис, Вадим и Геннадий заняли первые четыре места в соревновании по перетягиванию каната. На вопрос корреспондента, какое место занял каждый из них, было получено три ответа:1) Андрей – первое, Борис – второе,2) Андрей – второе, Геннадий – третье,3) Вадим – второе, Геннадий – четвертое. В каждом из этих ответов одна часть правдива, а вторая ложна. Кто занял какое место?

Вместо решений обычных примеров на умножение и деление можно предложить логическое задание такого типа.

Задание. Вставьте пропущенные числа

            Среди задач на смекалку, используемых во внеклассной работе в начальных классах, встречаются логические задачи на раскрашивание. Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей.

   Логические задачи помогают ученикам точнее рассуждать, делать выводы, анализировать.

                                        Задания повышенной трудности.

    Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету.

     Некоторые из таких заданий, которые с интересом выполняют дети в классе,  а я предлагаю сильным ученикам для индивидуальной работы дома и во внеурочной деятельности.

  

.

                                                                                     

            Числовые ребусы.

Х  * *                                                                                                                                                               *                                                                                                                                                                * * 6

  

     Самостоятельная работа - один из видов активизации мыслительной деятельности учащихся. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Индивидуальная самостоятельная работа строго учитывает индивидуальные особенности ученика: темп, способности по предмету. Поэтому одна из важных задач учителя - научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. А если она еще интересная и необычная, то нравится всему классу, например:

  

 А вот такой вид самостоятельной работы. Заполни таблицу «Организм человека»

Такой вид работы активизирует все мыслительные процессы ребенка

 Каждой цифре укажи правильное название


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...