Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных.
опыты и эксперименты на тему
Личностные особенности и поведенческие черты учителей
для одаренных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_osobennosti_i_povedencheskie_cherty_uchiteley.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные особенности и поведенческие черты учителей
для одаренных.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов. Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении. По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам, он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика. Все эти характеристики можно разделить на три группы.
Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности, интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями, с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других, предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей, тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Исследования показывают, что техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и у обычных учителей примерно одинакова, заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информацию, устраивают демонстраций и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Учителя одаренных ведут себя более как психотерапевты, они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы. Но не оценивают. Находя способы показать. Что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым учащиеся меньше зависят от учителя. В межличностной сфере отмечаются более ровные отношения учителей для одаренных с учащимися. Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя. Стало общим местом наша бесхозяйственность по отношению к природе, воде, земле, природным ископаемым. Но еще большая бесхозяйственность, еще большее преступление — наше отношение к одаренным детям. Одаренные дети не только духовное богатство страны, это еще, если хотите, и экономическое, и политическое богатство. Невосполнимы не только природные ресурсы, невосполнима потеря духовных ресурсов. Ведь каждый человек — это целая Вселенная. И наряду с экологией природы должна появиться экология одаренности, экология духовных, интеллектуальных способностей человека. Это трудное и широкомасштабная задача, тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей, родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования, тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми, многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.
И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии, у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных».
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества.
И начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей, специально подготовленные учителя, специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"
Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....
Личностные особенности педаогов, работающих с одарёнными детьми.
Одной из главных задач совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей....
Личностные особенности одаренных детей.
В данной работе описаны общие признаки, отличающие одаренных детей....
Родительское собрание в 6-м классе по теме "Возрастные личностные особенности шестиклассников и причины подростковой агрессии"
Цели:познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника и причинами подростковой агрессии;показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с ...
Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников
методика Гинзбурга, методика Беседа о школе, графический диктант...