организация занятий в "Школе будущего первоклассника" (обучение письму)
статья на тему
текст выступления на городском метод.объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_pismu.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. (слайд )
На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, знакомится с элементами букв, учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и решать логические задачи. На наших занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя. Мы стараемся разнообразить виды деятельности, вводим физкультминутки, включаем в занятия игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.(Слайд )
Основные задачи курса
- Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
- Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.(Используем трафаретные линейки)
- Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка;(Слайд 3)
Курс «Подготовка руки к письму» разделён на несколько этапов.
- «Рисую штрихом». Дети знакомятся с понятиями: «штрих», «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная линия», «геометрический рисунок». (Слайд 4
- При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.
- умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.
- письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.
- письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».
- овладение умением передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками».
- ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.
- Важным этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.
На занятиях мы формируем разные УУД, например
- Личностные - Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям. Например, у нас занятие проходило в виде путешествия по русским народным сказкам. Там дети помогали Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную, выполняя разные задания (Слайд )
- Регулятивные – постановка учебной задачи. На занятиях с помощью загадок дети могли определить тему. (слайд )
- Познавательные – анализ и синтез признаков объекта, Например, упражнение «Раскрась ежика» или «Какие звери пришли в школу».
- Коммуникативные – умение выражать свои мысли, слушать учителя и собеседника. Например, игра «Лабиринт» (Слайд )
На своих занятиях кроме письма я использую элементы уроков знакомства с окружающим миром. С детьми мы обсуждаем разные темы. Например: транспорт, профессии, фрукты, ягоды, признаки времён года и д.т. Ребята с большим удовольствием делятся своими знаниями с учителем и другими детьми.
Основная задача курса не научить писать буквы, а подготовить руку к обучению письму.
Упражнения на укрепление мышц руки
- Упражнения с мелким материалом.
Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.
- Различные виды продуктивной деятельности:
лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.
- Закрашивание
Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.
Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.
- Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.
- Срисовывание различных графических образов.
При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.
- Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.
Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.
«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.
«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.
Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.
«Жук».
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.
Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.
- Обводка по контуру фигур различной сложности.
Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.
Упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости
К упражнениям, которые способствуют ориентированию детей в пространстве и на плоскости, относят упражнения в раскрашивании и рисовании. Именно на бумаге ребенок учится определять положение объектов в пространстве и относительно друг друга.
Также к эффективным заданиям относят задания, предложенные Б. Никитиным. Рассмотрим несколько из них более детально.
1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 точки и так далее. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.
2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», то есть на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек – от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения – весь треугольник из точек, как на рисунке.
3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную/вертикальную линию заданной длины точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?
4. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и так далее?
5. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?
6. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?
7. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?
8. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами? и др.
Подводим итог вышесказанному.
- Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать. Это очень сложный процесс. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их
- Нельзя переучивать леворуких детей, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
- Для подготовки руки будущего первоклассника необходимо:
Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука..
- При поступлении в первый класс ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
- Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка. Развитие мелкой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Развитая рука - залог успешности в учёбе ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму
В рекомендациях представлены требования к организации процесса письма, а также упражнения на укрепление мышц руки и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости....
Открытое подготовительное занятие по развитию речи и письму. Тема: Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие.
Открытое занятие по развитию речи и письму Тема: Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие. Задачи: 1.Учить составлять рассказ по...
Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"
Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...
организация занятий в "Школе будущего первоклассника" (обучение письму)
выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...
Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС
ull; Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе• Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения• Как снять состояние тревожности...
Статья "Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников"
Статья. Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников. Дошкольный возраст - важнейший этап воспитания и развития личности ребёнка.Помочь первокласснику с лёгкостью пройти кризисный этап - ...