организация занятий в "Школе будущего первоклассника" (обучение письму)
статья на тему

текст выступления на городском метод.объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_pismu.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. (слайд  )

           На занятиях по подготовке руки к письму ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штрихуя их, знакомится с элементами букв, учится рисованию одной линией, которое поможет освоить правильное и аккуратное письмо. Дети учатся ориентироваться на плоскости и решать логические задачи. На наших занятиях развивается логическое мышление и сообразительность, умение слушать учителя. Мы  стараемся разнообразить виды деятельности, вводим физкультминутки, включаем в занятия игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой.(Слайд  )

Основные задачи курса

   

  1. Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
  2. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
  3. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
  4. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.(Используем трафаретные линейки)
  5. Познакомить с основными правилами штриховки:

- не выходить за контуры фигуры;

- соблюдать параллельность линий;

- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;

- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю    линии), писать элементы букв и буквы в строке:

- познакомить с основными правилами красивого письма;

- подготовить к формированию графического навыка;(Слайд 3)

Курс «Подготовка руки к письму» разделён на несколько этапов.

  1.  «Рисую штрихом». Дети знакомятся с понятиями: «штрих», «линия», «декоративное пятно», «контур», «силуэт», «декоративная линия», «геометрический рисунок». (Слайд 4

  1.  При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.

  1. умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся  сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

  1. письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

  1. письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».

  1.  овладение умением  передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками».

  1. ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

  1. Важным  этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом  мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.

На занятиях мы формируем разные УУД, например

  1. Личностные - Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям. Например, у нас занятие проходило в виде путешествия по русским народным сказкам. Там дети помогали Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную, выполняя разные задания (Слайд   )
  2. Регулятивные – постановка учебной задачи. На занятиях с помощью загадок дети могли определить тему. (слайд    )
  3. Познавательные – анализ и синтез признаков объекта, Например, упражнение «Раскрась ежика» или «Какие звери пришли в школу».
  4. Коммуникативные – умение выражать свои мысли, слушать учителя и собеседника. Например, игра «Лабиринт» (Слайд   )

На своих занятиях кроме письма я использую элементы уроков знакомства с окружающим миром. С детьми мы обсуждаем разные темы. Например: транспорт, профессии, фрукты, ягоды, признаки времён года и д.т. Ребята с большим удовольствием  делятся своими знаниями с учителем и другими детьми.

Основная задача курса не научить писать буквы, а подготовить руку к обучению письму.

  

Упражнения на укрепление мышц руки 

  • Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду), плести из ниток (например, закладки) и так далее.

  • Различные виды продуктивной деятельности:

лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

  • Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.  

Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.

Условие задания:  закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша  и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

  • Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

 Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес  ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

  • Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить  внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая,  дети должны точно срисовать детали картинки.

  • Выполнение пальчиковой гимнастики. По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга. 

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. Предлагаем Вам несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

 «Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

   «Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

  «Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

    «Жук».

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.

Я веселый майский жук,

Облетаю все вокруг.

  • Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к.  можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо  обращать  повышенное  внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось,  есть возможность повторить  это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.

   Упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости

К упражнениям, которые способствуют ориентированию  детей в пространстве и на плоскости, относят упражнения в раскрашивании и рисовании. Именно на бумаге ребенок учится определять положение объектов в пространстве и относительно друг друга.

Также к эффективным заданиям относят задания, предложенные Б. Никитиным. Рассмотрим несколько из них более детально. 

1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 точки и так далее. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», то есть на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек – от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения – весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную/вертикальную  линию заданной длины точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?

4. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и так далее?

5. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и так далее?

6. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

7. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

8. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?  и др.

Подводим итог вышесказанному.

  • Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать.  Это очень сложный процесс. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму,  тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их 
  • Нельзя переучивать леворуких детей, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
  •  Для  подготовки руки будущего первоклассника необходимо:

    Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука..

  •   При поступлении в первый класс ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
  •  Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.  Развитие мелкой моторики   подготавливает почву для последующего формирования речи.  Развитая рука - залог успешности в учёбе  ребёнка.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму

В рекомендациях представлены требования к организации процесса письма, а также упражнения на укрепление мышц руки  и упражнения на ориентирование в пространстве и на плоскости....

Открытое подготовительное занятие по развитию речи и письму. Тема: Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие.

Открытое занятие по развитию речи и письму Тема: Письмо заглавных и строчных прямых линий с закруглением внизу и вверху. Лесное путешествие. Задачи:  1.Учить составлять рассказ по...

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

организация занятий в "Школе будущего первоклассника" (обучение письму)

выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...

Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС

ull; Как  лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе• Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения• Как снять состояние тревожности...

Статья "Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников"

Статья. Организация дошкольной подготовки будущих первоклассников. Дошкольный возраст - важнейший этап воспитания и развития личности ребёнка.Помочь первокласснику с лёгкостью пройти кризисный этап - ...