Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС
статья (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС | 155.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, часто приходится видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Как учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.
Перед учителями начальной школы встаёт ряд проблем:
- Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
- Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
- Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
- Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения
- Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности
Чтобы успешно решить перечисленные выше проблемы, в нашей школе на протяжении многих лет успешно реализуется программа «Школа будущего первоклассника», которая базируется на следующих основных идеях.
1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий дети помимо необходимых учебных знаний, умений и навыков постигают «устройство» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.
2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.
Поэтому это программа работы с детьми и их семьями.
Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:
- выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению
- удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов
- обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения
Дети:
- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;
- узнают, как проходит учебное занятие;
- овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;
- обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.
Педагоги:
- ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;
- активно общаются с родителями;
- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;
- заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.
Родители:
- налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;
- получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.
Цели программы:
1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.
2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.
Основные задачи:
Обучающие:
-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;
- пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
Развивающие:
-развитие личности ребенка;
- выявление и развитие у детей творческих способностей;
-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
Воспитательные:
- психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
- воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
Основные принципы работы педагогов при реализации программы:
- Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей;
- Принцип всестороннего гармоничного развития личности;
- Принцип активного обучения;
- Принцип непрерывности и последовательности;
- Принцип активности и наглядности.
А также:
-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-систематичность и последовательность занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
- практическая направленность.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом.
Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе подписания личного заявления родителей (лиц, их заменяющих).
- Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.
- Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Школа развития работает в следующем режиме: 3 учебных занятия продолжительностью 25 минут с детьми по субботам кроме праздничных дней.
- Курс рассчитан на 4 месяца, с февраля по май.
- Занятия в ШБП не являются обязательными.
Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.
Работа организована таким образом, чтобы стимулировать активность познавательных процессов, разные виды памяти. Занятия были направлены на:
- развитие речи;
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- обогащение пространственных и временных представлений;
- формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение);
- развитие коммуникативных способностей.
Программа предусматривает 36 учебных занятий в соответствие с учебным планом.
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 12 ч.
- Введение в математику – 12 ч.
- Знакомство с окружающим миром – 12 ч.
Цель занятий по развитию речи: обучение связному рассказыванию, формирование практических речевых навыков (лексических, грамматических, фонетических), ознакомление с речевыми понятиями (слово, предложение).
Тематическое планирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». (на слайде)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Звук, слог, слово. | 2 |
2. | Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. | 2 |
3. | Предложение. Модели предложений. | 1 |
4. | Гласные звуки. | 1 |
5. | Согласные звуки. | 1 |
6. | Чистоговорки, скороговорки. | 1 |
7. | Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки». | 1 |
8. | Рассказ по рисунку. | 1 |
9. | Слова-синонимы. Слова-антонимы. | 1 |
10. | Чтение слогов, слов, предложений. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Примеры:
- Упражнения на выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- Развитие связной речи.
- Сказки – как источник для творчества выбора всевозможных заданий.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Целью занятий по математике было: формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение); предоставление детям возможности проявить общие и специфические элементы математических способностей.
Тематическое планирование занятий «Введение в математику».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Счёт предметов. | 1 |
2. | Сравнение групп предметов. Больше, меньше. | 1 |
3. | Налево, направо, вверх, вниз. | 1 |
4. | Число и цифра 1 и 2. | 1 |
5. | Число и цифра 3 и 4. | 1 |
6. | Число и цифра 5 и 6. | 1 |
7. | Число и цифра 7 и 8. | 1 |
8. | Число и цифра 9 и 10. | 1 |
9. | Число и цифра 0. | 1 |
10. | Точка. Линии. Геометрические фигуры. | 2 |
11. | Играем и считаем. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Примеры заданий и упражнений (на слайдах)
Цель занятий по окр. миру – формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.
Тематическое планирование занятий «Знакомство с окружающим миром».
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения. Вежливые слова. | 1 |
2. | Правила дорожного движения. Азбука пешехода. | 1 |
3. | Наша страна Россия. Моя малая родина. | 1 |
4. | Моя семья. Расскажи о себе. | 1 |
5. | Мои любимые игры и игрушки. | 1 |
6. | Неживая и живая природа. Бережное отношение к природе. | 1 |
7. | Времена года. Сезонные изменения в природе. Месяцы года. | 1 |
8. | Дни недели. Время суток. Режим дня. | 1 |
9. | Звери, птицы, рыбы, насекомые. | 1 |
10. | Животные домашние и дикие. Детёныши животных. | 1 |
11. | Растения лиственные и хвойные. | 1 |
12. | Овощи и фрукты. | 1 |
ИТОГО: | 12 ч. |
Семья – это самая мощная сила, формирующая личность ребенка, возможность развиваться вместе с ним. Программа «Школы будущего первоклассника» для родителей предусматривает проведение:
- Родительское собрание, родительский лекторий, анкетирование
- Рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в подготовке их к обучению в школе
- Выставка книг и методических пособий (для самостоятельной работы с детьми в летний период)
На первом занятии с будущими первоклассниками проводится первичная диагностика готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей, которая у многих наблюдается положительная. Родителям на индивидуальной консультации выдаются «Рекомендации по результатам занятий в «Школе будущего первоклассника». За летний период они могут самостоятельно поработать над оставшимися трудностями ребенка.
Итоговым занятием является праздник окончания Школы будущего первоклассника.
Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
Литература
- Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
- Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
- «Тетради с заданиями для развития детей»:
а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.
- К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.
- О.Холодова «За три месяца до школы»
- Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1992 г.
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г. 3.Е.М. Минксин «От игры к знаниям», Москва, 1984 г.
- В.В. Волина «Праздник числа», Москва, «Знание», 1992г.
- Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2000 г.
- Е.В.Колесникова «Я начинаю читать», Москва, «Ювента», 2009 г.
- Е.В.Колесникова «Я уже считаю», Москва, «Сфера», 2009 г.
- О.Д.Горшкова «Учимся, играем, размышляем, познаем»Волгоград, «Учитель», 2008 г.
- С.Е.Гаврина «Развиваем внимание», Москва «Росмэн», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий "АБВГДейка" в школе будущего первоклассника
6 занятий- конспектов в помощь учителю,набирающему первый класс...
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...
Открытое занятие по математике (школа будущих первоклассников)
Открытое занятие по математике в рамках "Дня открытых дверей"...
Рабочая программа по курсу"Введение в математику"для занятий "Рассчитайка" в школе будущего первоклассника" Росток"
Рабочая программа составлена по программе Л.Г. Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучен...
Занятие № 3 в школе будущего первоклассника Тема "Грибы"
Разработка занятия для будущих первоклассников с презентацией...
Занятие № 12 в школе будущего первоклассника Тема "Почта"
Разработка занятия для будущих первоклассников...
Основные требования к будущим первоклассникамв соответствии с ФГОС НОО
Основные требования к будущим первоклассникам в соответствии с ФГОС НОО...