Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника» в соответствие с ФГОС
статья (1 класс)

Перемечева Наталья Михайловна
Как  лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения 
Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий по программе «Школа будущего первоклассника»   в соответствие с ФГОС

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, часто приходится видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Как учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.

Перед учителями начальной школы встаёт ряд проблем:

  • Как  лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе
  • Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к условиям обучения
  • Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс
  • Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на подступах к школе и далее в период школьного обучения
  • Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности

Чтобы успешно решить перечисленные выше проблемы, в нашей школе на протяжении многих  лет успешно реализуется программа  «Школа будущего первоклассника», которая базируется на следующих основных идеях.

1. Не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приему именно этих детей. В процессе занятий дети помимо необходимых учебных знаний, умений и навыков постигают «устройство» самой школы – этого сложного и нового для них механизма.

2. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он приносит в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья.

Поэтому это программа работы с детьми и их семьями.

        Курс подготовительных занятий для дошкольников является переходным этапом от дошкольного звена к начальному обучению. Стратегической целью курса является:

  •  выполнение социального заказа родителей по подготовке детей к школьному обучению
  •  удовлетворение потребностей самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов
  •  обеспечение быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения

Дети:

- знакомятся с помещением классов и их оборудованием;

- узнают, как проходит учебное занятие;

- овладевают основными нормами и правилами школьной жизни;

- обретают начальные умения школьного сотрудничества с учителями и друг с другом, т.е. личностно готовятся к началу школьного обучения.

Педагоги:

- ведут специально организованные наблюдения за индивидуальным развитием детей;

- активно общаются с родителями;

- накапливают богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье;

- заблаговременно и качественно готовятся к началу нового учебного года.

Родители:

- налаживают конструктивное сотрудничество с педагогами;

- получают конкретные рекомендации по оказанию детям дома помощи и поддержки в процессе их обучения.

 Цели программы:

1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении.

2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования.

Основные задачи:

Обучающие:

-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;

- пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;

Развивающие:

-развитие личности ребенка;

- выявление и развитие у детей творческих способностей;

-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

Воспитательные:

- психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;

- воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

Основные принципы работы педагогов при реализации программы:

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей;
  • Принцип всестороннего гармоничного развития личности;
  • Принцип активного  обучения;
  • Принцип непрерывности и последовательности;
  • Принцип активности и   наглядности.

А также:

-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход при разработке занятий;

-систематичность и последовательность занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

- практическая направленность.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом.

Все задания и игры по развитию речи, внимания, памяти, математических представлений, логического мышления расположены по возрастанию степени их сложности.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  • Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе подписания личного заявления родителей (лиц, их заменяющих).
  • Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.
  • Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  • Школа развития работает в следующем режиме: 3 учебных занятия продолжительностью 25 минут с детьми по субботам  кроме праздничных дней.
  • Курс рассчитан на 4 месяца, с февраля по май.
  • Занятия в ШБП не являются обязательными.

Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.

Работа организована таким образом, чтобы стимулировать активность познавательных процессов, разные виды памяти. Занятия были направлены на:

- развитие речи;

- развитие мелкой моторики кистей рук;

- обогащение пространственных и временных представлений;

- формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение);

- развитие коммуникативных способностей.

Программа предусматривает 36 учебных занятий в соответствие с учебным планом.

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – 12 ч.
  • Введение в математику – 12 ч.
  • Знакомство с окружающим миром – 12 ч.

Цель занятий по развитию речи: обучение связному рассказыванию, формирование практических речевых навыков (лексических, грамматических, фонетических), ознакомление с речевыми понятиями (слово, предложение). 

    Тематическое планирование занятий « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».   (на слайде)

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Звук, слог, слово.

2

2.

Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах.

2

3.

Предложение. Модели предложений.

1

4.

Гласные звуки.

1

5.

Согласные звуки.

1

6.

Чистоговорки, скороговорки.

1

7.

Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки».

1

8.

Рассказ по рисунку.

1

9.

Слова-синонимы. Слова-антонимы.

1

10.

Чтение слогов, слов, предложений.

1

ИТОГО:

12 ч.

Примеры:

  • Упражнения на выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • Развитие связной речи.
  • Сказки – как источник для творчества выбора всевозможных заданий.
  • Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Целью занятий по математике было: формирование алгоритмов основных математических действий (счёт, сравнение, измерение); предоставление детям возможности проявить общие и специфические элементы математических способностей.            

Тематическое планирование занятий «Введение в математику».

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

     1.

Счёт предметов.

1

2.

Сравнение групп предметов. Больше, меньше.

1

3.

Налево, направо, вверх, вниз.

1

4.

Число и цифра 1 и 2.

1

5.

Число и цифра 3 и 4.

1

6.

Число и цифра 5 и 6.

1

7.

Число и цифра 7 и 8.

1

8.

Число и цифра 9 и 10.

1

9.

Число и цифра 0.

1

10.

Точка. Линии. Геометрические фигуры.

2

11.

Играем и считаем.

1

ИТОГО:

12 ч.

          Примеры заданий и упражнений (на слайдах)

     

Цель занятий по окр. миру – формирование  условий для  развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

Тематическое планирование занятий  «Знакомство с окружающим миром».

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения. Вежливые слова.

1

2.

Правила дорожного движения. Азбука пешехода.

1

3.

Наша страна Россия. Моя малая родина.

1

4.

Моя семья. Расскажи о себе.

1

5.

Мои любимые игры и игрушки.

1

6.

Неживая и живая природа. Бережное отношение к природе.

1

7.

Времена года. Сезонные изменения в природе. Месяцы года.

1

8.

Дни недели. Время суток. Режим дня.

1

9.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

1

10.

Животные домашние и дикие. Детёныши животных.

1

11.

Растения лиственные и хвойные.

1

12.

Овощи и фрукты.

1

ИТОГО:

12 ч.

Семья – это самая мощная сила, формирующая личность ребенка, возможность развиваться вместе с ним. Программа «Школы будущего первоклассника» для родителей предусматривает проведение:

  • Родительское собрание, родительский лекторий, анкетирование
  • Рекомендации для родителей по оказанию помощи детям в подготовке их к обучению в школе
  • Выставка книг и методических пособий (для самостоятельной работы с детьми в летний период)

На первом занятии с будущими первоклассниками проводится первичная диагностика готовности к обучению в школе. Выявленные уровень развития ребенка, его индивидуальные особенности учитываются на последующих занятиях. Повторная диагностика проводится на предпоследнем занятии с целью выявления динамики в развитии детей, которая у многих наблюдается положительная. Родителям на индивидуальной консультации выдаются «Рекомендации по результатам занятий в «Школе будущего первоклассника». За летний период они могут самостоятельно поработать над оставшимися трудностями ребенка.

Итоговым занятием является праздник окончания Школы будущего первоклассника.

Система работы по подготовке детей к школьному обучению, сложившаяся в нашей школе, помогает всем участникам образовательного процесса – учащимся, родителям, педагогам.

G:\готовность\Новая папка (3)\68642877-1.jpg

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

                      доктор психологических наук,   Леонид Абрамович Венгер

Литература

  1. Гаврина С.Е.  Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  2. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет.  "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  3. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
  4. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». ОЛИСС и «ЭКСМО», Москва, 2011г.
  5. «Тетради с заданиями для развития детей»:

а) «Готовимся к письму» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.

б) «Окружающий мир» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.

в) «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» - в 2 частях, ОАО «Дом печати – Вятка» г.Киров, 2011г.

  1. К.В. Шевелёв «Прописи по математике», «Рабочая тетрадь для   дошкольников». Издательство ЮВЕНТА, 2011.

  1. О.Холодова «За три месяца до школы»
  2. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математика для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1992 г.
  3. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, «Просвещение», 1990 г. 3.Е.М. Минксин «От игры к знаниям», Москва, 1984 г.
  4. В.В. Волина «Праздник числа», Москва, «Знание», 1992г.
  5. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2000 г.
  6. Е.В.Колесникова «Я начинаю читать», Москва, «Ювента», 2009 г.
  7. Е.В.Колесникова «Я уже считаю», Москва, «Сфера», 2009 г.
  8. О.Д.Горшкова «Учимся, играем, размышляем, познаем»Волгоград, «Учитель», 2008 г.
  9. С.Е.Гаврина «Развиваем внимание», Москва «Росмэн», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий "АБВГДейка" в школе будущего первоклассника

6 занятий- конспектов  в помощь учителю,набирающему первый класс...

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Открытое занятие по математике (школа будущих первоклассников)

Открытое занятие по математике в рамках "Дня открытых дверей"...

Рабочая программа по курсу"Введение в математику"для занятий "Рассчитайка" в школе будущего первоклассника" Росток"

Рабочая программа составлена по программе  Л.Г. Петерсон  Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по  образовательной системе деятельностного метода обучен...

Занятие № 3 в школе будущего первоклассника Тема "Грибы"

Разработка занятия для будущих первоклассников с презентацией...

Занятие № 12 в школе будущего первоклассника Тема "Почта"

Разработка занятия для будущих первоклассников...

Основные требования к будущим первоклассникам в соответствии с ФГОС НОО

Основные требования к будущим первоклассникам в соответствии с ФГОС НОО...