"Опыт реализации направлений внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС начального образ".
статья
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»
доклад на тему:
«Опыт реализации направлений внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС начального образования»
Выполнила: Кондратьева В.М.
Ардатов 2012
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты. С 2011/2012 учебного года все ОУ переходят на ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Основная образовательная программа учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. «Это приводит
к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» (Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед ОУ возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материальнотехнических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникает необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности. В связи с этим в нашей школе с 2009/2010 учебного года началась экспериментальная работа по апробации вариативных моделей организации внеурочной деятельности.
В нашей школе к моменту введения ФГОС НОО уже имелась неплохая база для развития внеурочной деятельности. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности.
Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, было определено объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.
Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.
К моменту определения содержания экспериментальной деятельности МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа» до введения ФГОС НОО у школы уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Школа работала в режиме полного дня. Именно вторая половина дня позволяла на базе каждого класса функционировать группе продлённого дня, проводить индивидуальногрупповое консультирование, организовывать досуговую деятельность, психологопедагогическое сопровождение. У каждого школьника существовала возможность получения дополнительного образования. При подобной насыщенности содержания второй полвины дня возникает риск перегрузить детей. Поэтому отметим, что охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности нашей школы, контроль и корректирование функционального состояния детей осуществляется здесь систематически. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.
В рамках эксперимента по апробации модели внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы, системы дополнительного образования и учреждений культуры. Внешними партнёрами образовательного учреждения стали Школа искусств, Дом детского творчества и детско-юношеская спортивная школа.
Сотрудничество началось с составления и заключения договора о совместной деятельности, а затем осуществлялось через совместное планирование воспитательной работы, проведение массовых мероприятий для параллелей, школы, города; организацию внеурочных занятий по выбору учащихся в секциях, студиях, кружках, реализацию социально значимых проектов, проведение для педагогов мастер классов (ритмика, музыкальные занятия).
Модель интеграции общего и дополнительного образования, а также учреждений культуры позволяет реализовать разнообразные виды деятельности.
Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов данных учреждений позволило, во-первых, значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей; во-вторых, рационально использовать собственные площади; в-третьих, привлечь к работе квалифицированные кадры. А близость расположения учреждений обеспечила занятость во второй половине дня 100% обучающихся.
Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Безусловно, отработка механизма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения ещё многих проблем, с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Это и ограниченность финансовых, кадровых, материально-технических условий, и невозможность привлечения учреждений социума или системы дополнительного образования детей, и отсутствие должной компетентности у педагогов в вопросах планирования воспитательной работы, ориентированной на достижение воспитательных результатов разных уровней, и др. Тем не менее уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Выступление с презентацией на МО учителей начальных классов по теме"Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС."...
Внеурочная деятельность в условиях перехода на ФГОС
Основной целью внеурочной деятельности является организация свободного времени обучающихся в условиях школы-интерната в свободное от уроков время, для удовлетворения потребностей в содержательном досу...
Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО (из опыта работы)
Доклад на тему "Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО И ООО"...
«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»
Обучаясь изготовлению красивых и полезных вещей, учащиеся развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия кружка «Мастер...
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя...
Социальное проектирование как одно из направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Метод проектов в нашей школе – это технология, которая применяется для организации образовательного процесса через использование средств, методов обучения, планирование и выполнение практических...
Статья" Спортивные игры как способ реализации спортивного направления внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО"
Статья Миняева В.Н. " Спортивные игры как способ реализации спортивного направления внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО"раскрывает спортивное направления внеуро...