Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
статья на тему
Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ "Взаимосвязь школы и родителей при изучении курса ОРКСЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
Слайд 2
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Слайд 3 Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Слайд 4 Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
Слайд 5-6
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Слайд 7
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
Слайд 8-9
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Слайд 10-11 Выставки, конкурсы работ учащихся. Здесь можно разрешить и
выставку работ, выполненных родителями. Пусть в классе знают, что папа
или мама Саши, Гали талантливы. Здесь могут быть представлены рисунки,
поделки и другие творческие работы. Можно определить заранее темы,
например, по прочитанным произведениям, по притчам, с которыми они уже
успели познакомиться и т.д.
Слайд 12Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Праздник (фестиваль) «Традиции моей семьи». Участники - родители
и дети. Семья представляет лучшие и интереснейшие традиции своей семьи.
Что может быть в программе такого фестиваля? Это и празднование
Масленицы, Святок, Рождества, Праздника Пасхи, Дня Ангела, встреча с
представителями старшего поколения, просмотр телепередач и многое другое.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.
Совместное обсуждение прочитанной книги или произведения.
Комментированное чтение взрослым. Заранее выбирается и прочитывается
книга дома. Родителям можно дать информацию, относящуюся к культуре
чтения христиан. Был добрый обычай у православных. Православные читали
интересную, занимательную и весьма душеполезную литературу - жития
святых. На Руси читали жития святых и неверующие. Это реалистические,
невыдуманные описания жизни великих подвижников и проповедников,
много послуживших Богу, ближним, Отечеству. На Руси также говорили:
«Если хочешь быть более совершенным человеком, вникай в жития святых и
заимствуй у них что возможно».
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Слайд 1 3Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д
Совместные посещения храмов, памятных мест. Темы таких
посещений могут быть следующими: «Православные Храмы - памятники
культуры», «История появления первых икон» и т.д.
В сёлах, где нет храмов, возможно организовать выезды в ближайшие
храмы или областной центр. Очень хорошо, когда в организации таких
выездов, принимают участие родители. Известно, что наиболее сильным
универсальным средством, укрепляющим и оздоравливающим тело, душу,
дух и доставляющим глубокую особую радость, являются паломничества
(это же и история России) по святым местам, которые одинаково полезны
для неверующих и укрепленных в христианском образе жизни людей.
Человек, побывавший хоть раз в паломничестве, всю жизнь стремится ещё и
ещё раз испытать его благодатное действие
Слайд 14-15Выступление на Сретенских чтениях в Сосновском, участие во Всероссийской олимпиаде.
Слайд 1 6Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Слайд 17 Неделя милосердия и благотворительности. Это мероприятие также проводится с участием родителей. Можно организовать посещение детьми
детского дома, интерната или пригласить их воспитанников к себе,
организовать концерт, совместные игры, подготовить своими руками
подарки. Создать такую теплую и доброжелательную обстановку и для детей
своего класса, которым не достаёт дома теплоты, любви. В силе и мудрости
взрослых организовать встречи так, чтобы каждый ребенок считал за
радость сделать что-то доброе по отношению к другим детям, людям.
В православной культуре наших предков существовал неписаный закон:
когда встречались с нуждающимся человеком и могли ему чем-то помочь -
помогали. После этого приходила в их сердце благодать тихой радости и умиротворения. Особенно это помогает, когда у самого в душе дискомфорт и
тяжесть. Христиане придерживались мудрости: Если тебе тяжело, найди
человека, кому ещё тяжелее, и помоги ему. Следует отметить, что на Руси
проявляли милосердие, доброту, оказывали помощь, совершали поступки,
чтобы проявить свои самые лучшие качества души ради других и люди,
относящие себя к различным культурам: исламу, иудаизму, буддизму и
другим. В этом проявляется наша общая неотделимость, человечность,
взаимопомощь, терпимое и милосердное отношение друг к другу.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержан...
Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...
Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ
Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"...
Мастер-класс по теме «Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную работу в рамках изучения курса ОРКСЭ» (по модулю «Основы светской этики»).
В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по стандартам второго поколения говорится «В результате изучения всех без исключения предметов на...
Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ
Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...
Комментарии
Презентация к выступлению по
Презентация к выступлению по ссылке http://ru.calameo.com/read/0011390342387e4e1f388