Выступление на семинаре: "Развитие информационной компетентности у обучающихся на уроках в начальной школе"
статья на тему
Семинар-практикум: "Развитие информационной компетентности у обучающихся на уроках в начальной школе"
Что следует понимать под информационной компетентностью? Приёмы и методы, способствующие формированию информационной компетентности у учащихся на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум РМО | 124.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «РОСТОК» МКОУ СОШ № 3
Семинар – практикум
«Развитие информационной компетентности учащихся на уроках»
Уважаемые коллеги! Мы рады сегодняшней встрече. Надеемся, что эта встреча будет для всех нас полезна и интересна.
Тема сегодняшнего разговора: «Развитие информационной компетентности учащихся на уроках в начальной школе»
Для продуктивности работы семинара предлагаем вам заполнять бланк рационального конспектирования, который пополнит вашу педагогическую копилку.
Для начала хотелось бы предложить вам оценить свои знания по данному вопросу и отметить тот уровень, на котором вы находитесь синим цветом. Закрасьте, обведите, заштрихуйте, выбранного вами человечка.(Используется стимульный материал к методике “Дерево”) Спасибо!
Рассмотрим такие определения понятий как: «компетенция» и «компетентность».
С позиции Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, г. Москвы
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Давайте попробуем сформулировать понятие «компетентность» использую мнения нескольких научных деятелей.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».
А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность".
П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
А.В.Хуторской предлагает следующее определение «компетентности»:
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В своих трудах он приводит ключевые компетенции, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.
Герман Константинович Селевко, академик, профессор, кандидат педагогических наук предлагает следующую классификацию компетенций:
- математическая, коммуникативная, информационная, автомизационная, социальная, продуктивная, нравственная.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что классификаций ключевых компетенций немало, при этом информационная компетентность является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
В рамках анализируемой нами проблемы значительный интерес представляет характеристика современных детей, выросших в изменившейся социальной ситуации. Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ (средства массовой информации) оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователями этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность», «информационная грамотность» и «информационная культура».
Так, в интернет-источниках информационная грамотность трактуется как комплекс навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
В публикациях, посвященных проблемам образования, подчеркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.
Информационная культура рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека, как умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии, современные технические средства и методы. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников (из периодической печати, из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией.
Возникает вопрос, что понимать под информационной компетентностью. А. В. Хуторской, рассматривая это понятие, говорит, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Информационная компетентность включает в себя различные аспекты (способы деятельности):
- планирование информационного поиска;
- извлечение первичной (необработанной) и вторичной (обработанной и представленной ученику) информации;
- обработка информации;
- систематизация информации;
- интерпретация (объяснение и толкование) информации;
- представление информации в различных вариантах.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.
Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления, т.к. именно в этой технологии представлены приемы, направленные на формирование информационных компетенций.
Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала является Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”). Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.
Приём чтения с пометками или «Инсерт» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.
Приём «несоответствий» (коллизий) между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации.
Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. На уроке литературного чтения перед знакомством с текстом уместно использовать этот прием. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией.
Прием «6-ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Так, при работе во 2 классе с текстом И.Акимушкина «Броненосцы» детям предстояло ответить на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурировали текст и в дальнейшем опирались на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её.
Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:
- проблемно-диалогический;
- исследовательский;
- проектный.
Проблемно-диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно-диалогическом методе является создание проблемной ситуации, которая:
- должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступна для разрешения её учеником;
- должна вызывать интерес своим содержанием и потребность ученика в её решении;
- должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперёд в учебной деятельности.
Для формирования информационной компетентности важным является применение исследовательского метода обучения, в соответствии с которым на уроке организуется деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.
Развитие у детей способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика на основе самостоятельно получаемых знаний способствует формированию информационной компетентности. При этом исследование не предполагает создание какого-либо объекта, даже его модели. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.
Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций, в том числе информационной, поскольку универсален по отношению предметному содержанию и эффективен.
В связи с повсеместным переходом школ на новые стандарты мы задались вопросом: какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов образования.
Предлагаем:
2 б класс, каб.№ 7 Курбатова В. Ю. | Урок русского языка. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
3 в класс, каб. № 6 Усова М. Ю. | Урок окружающего мира Урок усвоения новых знаний. | В царстве грибов. |
4 а класс, каб. № 1 Леоненко К. В. | Урок окружающего мира Урок усвоения новых знаний. | Наш край. |
- Самоанализ и анализ уроков
В заключении нашей встречи мы вновь предлагаем вам оценить свои знания по данному вопросу и отметить тот уровень, на котором вы находитесь после работы семинара зелёным цветом. Закрасьте, обведите, заштрихуйте, выбранного вами человечка.(Используется материал к методике “Дерево”) Спасибо!
А теперь оцените, насколько полезно Вам было участие в семинаре-практикуме:
10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% |
- |
Благодарим всех за работу!
Приложение (бланк рационального конспектирования)
Тема: «Развитие информационной компетентности на уроках в начальной школе»
Цель: Повышение компетентности педагогов в данном вопросе.
Задачи:
- Раскрыть и осмыслить понятия: «компетенция» и «компетентность».
- Рассмотреть аспекты информационной компетентности.
- Познакомиться с приемами формирования информационной компетентности.
- Приобрести практический опыт развития информационной компетентности у учащихся на уроках в начальной школе.
Компетенция - __________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
Компетентность - ________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
_________________________________________________
Информационная компетентность - _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аспекты информационной компетентности:
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
Благодарим за участие!
Семинар-практикум для учителей РМО, ноябрь, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе
Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы.Сейчас всем понятно, что ...
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...
Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"
Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...
Выступление на педагогическом совете на тему "Метод проектов на уроке в начальной школе."
Проектный метод стимулирует детскую самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроках....
Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе.
Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией....
Доклад на тему: "Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе"
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельстному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной д...