Внедрение поликультурного компонента в образовательный процесс.
календарно-тематическое планирование на тему
Введение
Внедрение компонента поликультурного образования начинается с первых классов начальной школы.Данный компонент призван решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам. Поликультурный компонент является дополнением и продолжением реализуемой в школе образовательной программы, так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Школа является местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.
Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Санкт- Петербурга и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы. Полиэтнический компонент будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 112.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Внедрение компонента поликультурного образования начинается с первых классов начальной школы.Данный компонент призван решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам. Поликультурный компонент является дополнением и продолжением реализуемой в школе образовательной программы, так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.
Школа является местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.
Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Санкт- Петербурга и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы. Полиэтнический компонент будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.
Цель
Создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.
Задачи
- знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно- нравственных ценностей и идеалов;
- формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;
- знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;
- организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;
- создание педагогических условий для участия обучающихся в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры;
- освоение воспитанниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России.
Предполагаемый результат
- на познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
- на ценностном уровне – предрасположенность к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
- на оценочном уровне – умение четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
- на деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
- на социально-психологическом уровне – осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.
Содержание поликультурного образования
Полиэтнический компонент реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся:
− в младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.
в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.
в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно- ориентационный и рефлексивно-творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; эффективную подготовку выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.
Реализация полиэтнического компонента предполагает следующие направления:
1. Организация учебного процесса:
2. Организация внеурочной деятельности; системы дополнительного образования.
3. Реализация воспитательных мероприятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение.
В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:
- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;
- формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации;
- воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;
- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
- формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта; создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;
- изучение основ религиозной культуры разных народов;
- формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно- исторических ценностей; - формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;
- воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;
- целенаправленное развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;
- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;
- пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.
Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы должны быть положены методы и приемы активного обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и видеотренинги, и т.п.
Подготовка к использованию поликультурного компонента в урочной деятельности включают следующие этапы:
1. анализ поликультурного потенциала действующих программ по дисциплинам федерального компонента базового учебного плана.
2.Обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой.
3. Создание методического обеспечения, корректировка учебно-методических материалов с целью включения дополнительного содержания поликультурной направленности.
Реализация поликультурного образования через урочную деятельность
1-4 классы (начальная школа)
Базовая образовательная дисциплина | Раздел учебной программы | Поликультурный компонент |
Литературное чтение | Русские народные сказки. Литература зарубежных стран. Летописи. Былины. Поэтическая тетрадь. Фольклор | Ценность русской народной культуры. Ценность культуры других народов. История Родины. Гордость за русского человека. Любовь к семье, к родным людям, восхищение красотой родной природы. Сравнение традиций и устоев различных народов |
Окружающий мир | Родной край-часть большой страны. Родная страна. Наш адрес в мире. Родословная. Города России. Народы России. Страны мира. Природа России. Страницы истории Отечества. Современная Россия. Страницы всемирной истории. Человек на земле. Население Земли.
Природа Земли. Регионы Росси | Моя малая родина, еѐ жители. Отношения к людям другой национальности. Красота природы России. Города России. Путешествие по России. Выдающиеся люди разных эпох. Формирование и развитие базовых знаний о регионах, странах, людях, их населяющих, культуре и традициях; воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества через: Изучение рас и народов мира, их отличительных особенностей; изучение народов, языков и религий мира; Знакомство с населением материков; Изучение традиций, быта, национального состава регионов России; |
Русский язык | Работа с текстом | Красота родной природы, воспетая классиками литературы. Дружба между людьми разных национальностей. |
Математика | Задачи на движение. | Разные города моей страны. |
Английский язык | Знакомство. В гостях у семьи Браун. Рождество в Великобритании. Международный детский лагерь. Проект «Новый год и Рождество». Проект «С днем рождения, тебя». Письмо зарубежному другу. Английский дом. Москва – столица нашей родины и место, где я живу. Лондон – столица Великобритании и родина Алекса. Английские сказки Выходные в кругу семьи. Досуг в английской семье и в своей. Типичный английский завтрак. Вежливый разговор с продавцом. | Знакомство с именами разных народов. Знакомство с семьями детей разных национальностей. Рождество в Грузии, приготовление новогодней открытки.
Сравнение праздников в России и стран СНГ. Поздравление с днем рождения твоего друга- сверстника . Письмо зарубежному другу Знакомство с домом и обычаями разных народов. Сравнение столиц России и стран СНГ.
Знакомство со сказками народов мира. Знакомство с традициями каждой семьи ученика, сравнение этих традиций с традициями в своей семье. Сравнение беседы продавца и покупателя в России , Англии и стран СНГ. |
ОРКСЭ | Весь курс | Знание и уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России, умение вести диалог с представителями других культур и мировоззрений, осознанное нравственное поведение |
ИЗО | Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Искусство и ты. Искусство вокруг нас. Каждый народ – художник. | Рисунки к сказкам народов мира Изображение родной природы, злого и доброго сказочного героя. Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира своего дома, города. Знакомство с художественными музеями родного города, страны,мира. Знакомство со своей Родиной через постройки, предметы быта, одежду, украшения, народные праздники, образы древнего русского города, памятники зодчества; изображение традиционной сельской жизни. Получение представления о богатстве и многообразии художественных культур мира. |
Музыка | Весь курс | Приобщение к основным направлениям мирового музыкального искусства: фольклору, духовной музыке, произведениям композиторов-классиков, сочинениям современных композиторов. Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Обогащение знаний обучающихся о музыке разных народов. |
Технология | Весенние сувениры. Мастер учится у мастеров.
Вещи, создающие настроение праздника. Мастера и подмастерья. Технология изготовления швейного изделия. Рукоделие. Кулинария. Художественная обработка материалов | Знакомство и изготовление сувениров разных народов. Знакомство с изделиями народных мастеров; обычаями и обрядами, символикой вещей. Изготовление народной игрушки. Знакомство с историей и празднованием Рождества, Рождественской звездой. Изготовление подарков к новому году и Рождеству. Изготовление закладок из ткани с вышивкой по народным мотивам Формирование патриотизма, чувства гордости за свой народ, способности сопереживать и понимать других людей через: знакомство с историей появления и изготовление фартука, юбки, национальных костюмов разных народов; знакомство с традиционными видами рукоделия разных народов, орнаментами вышивки в отделки национальных костюмов; Знакомство и приготовление горячих напитков разных стран и народов, традиционных народных блюд на основе блинов, русского народного свадебного пирога «Курник», национальных блюд из мяса и рыбы; Изготовление изделий для украшения интерьера по мотивам украшений в убранстве жилища у |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики...
Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс
из опыта работы...
Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников
опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
« Внедрение поликультурного компонента в образовательный процесс» 1 – 4 класс
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА...