Внедрение поликультурного компонента в образовательный процесс.
календарно-тематическое планирование на тему

Kureleva Ludmila Petrovna

Введение

Внедрение компонента  поликультурного образования начинается с первых классов начальной школы.Данный компонент призван решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам. Поликультурный компонент является дополнением и продолжением реализуемой в школе образовательной  программы, так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Школа является  местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.

Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Санкт- Петербурга  и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы. Полиэтнический компонент будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx112.55 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Внедрение компонента  поликультурного образования начинается с первых классов начальной школы.Данный компонент призван решать такие актуальные проблемы нашего времени, как сохранение и развитие культурного наследия различных народов России, а также открытость многонациональной российской культуры по отношению к другим странам, народам и культурам. Поликультурный компонент является дополнением и продолжением реализуемой в школе образовательной  программы, так как в связи со становлением и развитием в России гражданского общества требуется повышение уровня реализации задач приобщения школьников к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Школа является  местом, где в новых условиях жизнедеятельности происходит освоение новой социальной позиции - роли ученика, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Уклад жизни в школе-интернате педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. В школе созданы необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей, которые улучшаются в соответствии с новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу.

Вместе с тем, анализ образовательного и воспитательного пространства школы позволил выделить проблему воспитания подрастающего поколения: изменение поликультурного и полиэтнического пространства Санкт- Петербурга  и недостаток необходимых знаний и убеждений в связи с ростом экстремистских проявлений на национальной основе в обществе может спровоцировать негативное отношение наших обучающихся к представителям других национальностей. Все это определяет необходимость и особенность поликультурного образования воспитанников школы. Полиэтнический компонент будет реализовываться как в процессе обучения школьников, так и во внеурочной деятельности (дополнительном образовании) и воспитательной работе.

Цель

Создание условий для формирования и развития комплекса личностных качеств обучающихся (патриотизма, гражданственности, толерантности, культуры межнационального общения и др.) на основе знакомства с национально-культурным многообразием России и зарубежных стран.

Задачи

 - знакомство воспитанников с самобытными традициями русской культуры, а также культур других народов России как воплощением общих духовно- нравственных ценностей и идеалов;

 - формирование у школьников представлений о культурном многообразии современного мира и формах культурного взаимодействия разных народов;

 - знакомство обучающихся с российскими и международными проектами и программами сохранения культурного наследия народов мира;

 - организация разнообразных видов самостоятельной познавательной и творческой деятельности школьников по изучению культурного наследия народов мира;

 - создание педагогических условий для участия обучающихся в процессах сохранения и развития традиций народной художественной культуры;

 - освоение воспитанниками основных принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде современной России.

Предполагаемый результат

- на познавательном уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;

 - на ценностном уровне – предрасположенность к межкультурной коммуникации и обмену, толерантность по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;

 - на оценочном уровне – умение четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;

 - на деятельностном уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;

- на социально-психологическом уровне – осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.

Содержание поликультурного образования

Полиэтнический компонент реализуется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном и при определении технологий и методов реализации учитывает возрастные особенности обучающихся:

 − в младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание, воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных этносоциумов.

в подростковом возрасте – это технологии, направленные на расширение знаний об историческом, научном и культурном развитии разных народов; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и  взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности.

 в старшем школьном возрасте - технологии, имеющие ценностно- ориентационный и рефлексивно-творческий характер, направленные на формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; эффективную подготовку выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни.

Реализация полиэтнического компонента предполагает следующие направления:

1. Организация учебного процесса:

2. Организация внеурочной деятельности; системы дополнительного образования.

3. Реализация воспитательных мероприятий.

 4. Психолого-педагогическое сопровождение.

В рамках данных направлений происходит формирование всех видов социокультурного опыта обучающихся:

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

- формирование понимания и уважения к русской культуре и цивилизации;

 - воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка, его глубокого смыслового контекста;

 - воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

 - формирование понимания и уважения к иным народам, культурам, цивилизациям, включая культуру быта; создание условий для освоения человеком культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;

- изучение основ религиозной культуры разных народов;

 - формирование нравственных идеалов на основе духовных и культурно- исторических ценностей; - формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

- формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения и умения защиты прав и свобод человека;

 - воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

- целенаправленное развитие умений вести открытый межконфессиональный и межкультурный диалог и осуществлять партнерство ради уважения и взаимного понимания и укрепления свободы верования и религий;

- осознание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса;

 - пресечение подстрекательств к преступлениям, ненависти на почве расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения и др.

Основные методы и методические приемы: в основу групповой и индивидуальной работы должны быть положены методы и приемы активного обучения и воспитания: лекции- беседы, дискуссии, методы разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, психологические упражнения, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций и собственных ощущений, тренинговые занятия и видеотренинги, и т.п.

Подготовка к использованию поликультурного компонента в урочной деятельности включают следующие этапы:

1. анализ поликультурного потенциала действующих программ  по  дисциплинам федерального компонента базового учебного плана.

2.Обогащение базовых образовательных дисциплин  поликультурной проблематикой.

3. Создание методического обеспечения, корректировка учебно-методических материалов с целью включения дополнительного содержания поликультурной направленности.

Реализация  поликультурного образования  через урочную деятельность

1-4 классы (начальная школа)

Базовая образовательная дисциплина

Раздел учебной программы

Поликультурный компонент

Литературное чтение

Русские народные сказки.

 Литература зарубежных стран.

Летописи.

Былины.

 Поэтическая тетрадь.

Фольклор

Ценность русской народной культуры.

Ценность культуры других народов. История Родины.

Гордость за русского человека.

Любовь к семье, к родным людям, восхищение красотой родной природы.

Сравнение традиций и устоев различных народов

Окружающий мир

Родной край-часть большой страны.

 Родная страна.

Наш адрес в мире.

Родословная.

 Города России.

Народы России.

Страны мира.

Природа России.

Страницы истории Отечества.

Современная Россия.

Страницы всемирной истории.

Человек на земле.

Население Земли.

 

Природа Земли.

 Регионы Росси

Моя малая родина, еѐ жители.

Отношения к людям другой национальности.

Красота природы России.

Города России. Путешествие по России.

Выдающиеся люди разных эпох.

Формирование и развитие базовых знаний о регионах, странах, людях, их населяющих, культуре и традициях; воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание этнической принадлежности; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества через:

 Изучение рас и народов мира, их отличительных особенностей; изучение народов, языков и религий мира;

 Знакомство с населением материков;

Изучение традиций, быта, национального состава регионов России;

Русский язык

Работа с текстом

Красота родной природы, воспетая классиками литературы. Дружба между людьми разных национальностей.

Математика

Задачи на движение.

Разные города моей страны.

Английский язык

Знакомство.

В гостях у семьи Браун.

Рождество в Великобритании.

Международный детский лагерь.

Проект «Новый год и Рождество».

Проект «С днем рождения, тебя».

Письмо зарубежному другу.

 Английский дом.

 Москва – столица нашей родины и место, где я живу.

Лондон – столица Великобритании и родина Алекса.

 Английские сказки Выходные в кругу семьи. Досуг в английской семье и в своей.

Типичный английский завтрак.

 Вежливый разговор с продавцом.

Знакомство с именами разных народов.

 Знакомство с семьями детей разных национальностей.

Рождество в Грузии, приготовление новогодней открытки.

 

Сравнение праздников в России и стран СНГ.

Поздравление с днем рождения твоего друга- сверстника .

 Письмо зарубежному другу

Знакомство с домом и обычаями  разных народов.

Сравнение столиц России и стран СНГ.

 

Знакомство со сказками народов мира.

 Знакомство с традициями  каждой семьи ученика, сравнение этих традиций с традициями в своей семье.

Сравнение беседы продавца и покупателя в России , Англии и  стран СНГ.

ОРКСЭ

Весь курс

Знание и уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России, умение вести диалог с представителями других культур и мировоззрений, осознанное нравственное поведение

ИЗО

Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

Искусство и ты.

Искусство вокруг нас.

Каждый народ – художник.

Рисунки к сказкам народов мира

Изображение родной природы, злого и доброго сказочного героя. Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира своего дома, города. Знакомство с художественными музеями родного города, страны,мира.

Знакомство со своей Родиной через постройки, предметы быта, одежду, украшения, народные праздники, образы древнего русского города, памятники зодчества; изображение традиционной сельской жизни. Получение представления о богатстве и многообразии художественных культур мира.

Музыка

Весь курс

Приобщение к основным направлениям мирового музыкального искусства: фольклору, духовной музыке, произведениям композиторов-классиков, сочинениям современных композиторов. Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. Обогащение знаний обучающихся о музыке разных народов.

Технология

Весенние сувениры.

 Мастер учится у мастеров.

 

Вещи, создающие настроение праздника. Мастера и подмастерья.

Технология изготовления швейного изделия.

Рукоделие.

Кулинария.

Художественная обработка материалов

Знакомство и изготовление сувениров разных народов.

Знакомство с изделиями народных мастеров; обычаями и обрядами, символикой вещей. Изготовление народной игрушки.

 Знакомство с историей и празднованием Рождества, Рождественской звездой. Изготовление подарков к новому году и Рождеству. Изготовление закладок из ткани с вышивкой по народным мотивам

Формирование патриотизма, чувства гордости за свой народ, способности сопереживать и понимать других людей через: знакомство с историей появления и изготовление фартука, юбки, национальных костюмов разных народов; знакомство с традиционными видами рукоделия разных народов, орнаментами вышивки в отделки национальных костюмов;

Знакомство и приготовление горячих напитков разных стран и народов, традиционных народных блюд на основе блинов, русского народного свадебного пирога «Курник», национальных блюд из мяса и рыбы;

 Изготовление изделий для украшения интерьера по мотивам украшений в убранстве жилища у

        

20130423_tolierantnost_-680x510


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...