Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Синицына Галина Ивановна

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают формироватьУУД у учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.

                   

 Синицына Галина Ивановна-учитель начальных классов

                      МОУ      «Ивановская СОШ»

    Ребенок поступил в школу. Он начинает заниматься впервые социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все его отношения  с внешним миром определяются  его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

В наше время дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

        И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи, пересматривая свой педагогический опыт, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:

 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия;            4) познавательные

Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.

   На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

 С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия     - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?

 Приведу примеры заданий УУД.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         подведение итогов урока;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         «найди отличия» (можно задать их количество);

-         «на что похоже?»;

-         поиск лишнего;

-         «лабиринты»;

-         упорядочивание;

-         «цепочки»;

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий

-         «преднамеренные ошибки»;

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         «ищу ошибки»

-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         «отгадай, о ком говорим»;

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Формирование личностных УУД

Задание №1  Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат *  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?

Задание №2  Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж ,  ниже , чем третий, на выше, чем первый.  Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.

– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?

Задание №3  Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

– При помощи  каких слов – помощников  мы обозначали место нахождения предметов?

Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование регулятивных УУД.

Задание №1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

4+4         7-2

5+4         7-3

Задание №2     5+2=7-3

                           4+1=7-2

Задание №3    

Синий – “Я – молодец, справился сам”
Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся.”.

Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном,

  Формирование познавательных УУД.

Задание №1 Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12

Задание №2    1+3+5+1

                         2+3+1+2

Задание №3  5-2 * 3+4

                        10-3 * 4+5

Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Формирование коммуникативных УУД.

Задание №1 -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте.

Задание №2  Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание№3 Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

 Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).

        Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют   сформировать УУД?

  1. Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
  2. Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  3. Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
  4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
  5. На каждом уроке используется рефлексия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах

Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...