ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
статья (1 класс) на тему
В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Возрастает востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них - технология организации исследовательской деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |||
| |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета | |
Бронская Елена Петровна | МОУ Комсомольская СОШ 446412 Самарская область Кинельский район Ул.Комсомольская, 22 | Учитель начальных классов | |
| |||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности | ||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
| ||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | В современных школьных программах огромную роль играет детская исследовательская деятельность. В ходе выполнения исследований и проектной работы происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. Новый способ организации пространства влияет на изменение характера взаимоотношений учителя и ученика: стимулируется творческая инициатива, повышается познавательная (мыслительная) активность учащихся, формируется положительная мотивация обучения. | ||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Исследовательская деятельность учащихся многофункциональна: организация рабочего места; планирование работы; выбор темы исследования; умение выстроить структуру исследования; умение работать с информацией; умение представить результат своей работы. Она направлена на развитие логического мышления, происходит развитие способности учеников к конструктивной созидательной деятельности, решается задача модернизации образовательного процесса средствами ИКТ. | ||
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Внедрение инновации предполагает новый тип педагогического мышления. Педагог должен обладать собственными навыками исследовательской и проектной деятельности. Предполагается владение педагогом уверенными навыками в области информационных технологий. В 1-2 классах вводится понятие – «исследовательская деятельность». С 3 класса на теоретических и практических занятиях учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований, а также проводятся коллективные исследования на заданную тему. В 4 классе обобщаются полученные знания, внимание уделяется умениям работать с источниками информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы. Материальные и методические ресурсы изменяются в зависимости от тем проектов и исследований. | ||
6. Результат изменений | В течение 1-2 классов у учащихся формируется положительное отношение к учебно-исследовательской работе и способность оценить свою работу. К концу 2 класса 30% учащихся начали работать над исследовательскими проектами. В 3 проявляют интерес к теории и методам исследований, а также коллективным исследованиям. К концу третьего класса 80% учащихся принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности. В 4 классе оценивается высокая способность учащихся работать с источниками информации и представления результатов своей работы. На НПК школы 7 проектов учащихся класса заняли призовые места. Удовлетворяются образовательные потребности учащихся (расширяются познавательные границы, налаживается взаимодействия с учреждениями доп. образования). | ||
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Отсутствуют. | ||
| |||
В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Возрастает востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них - технология организации исследовательской деятельности школьников. В школу приходят дети с разным уровнем познавательной активности и учебной мотивацией. Навыки исследовательской работы у учащихся начальной школы не сформированы. А именно исследовательская работа способна повысить мотивацию обучения, познавательную активность, сформировать умение учиться. При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности. Работая с младшими школьниками необходимо руководствоваться тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития. Главным результатом исследовательской работы является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таким образом исследовательская работа для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией, накапливается опыт целеполагания, ребёнок приобретает опыт планирования, расширяется кругозор, развивается мышление, накапливается опыт публичного выступления. Внедрение инновации предполагает новый тип педагогического мышления. Педагог должен обладать собственными навыками исследовательской и проектной деятельности. Предполагается владение педагогом уверенными навыками в области информационных технологий. В 1-2 классах вводится понятие – «исследовательская деятельность». С 3 класса на теоретических и практических занятиях учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований, а также проводятся коллективные исследования на заданную тему. В 4 классе обобщаются полученные знания, внимание уделяется умениям работать с источниками информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы. Материальные и методические ресурсы изменяются в зависимости от тем проектов и исследований. Необходимо научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное . Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проекты должны быть интересны и полезны детям. Например: «Без прошлого - нет будущего», «Что в имени моем», «Живая вода», «Как сделать классную газету?», «Удивительный мир аквариума», «Папье-Маше», «Дорожные знаки», «Секреты красивых волос», «Полезная вещь для дома», «Миниатюра в подарок», «Пряники для праздника», «Наше зрение», «Плетение из бересты», «Кошка – наш ласковый зверь» и другие. Работа ведётся в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, с привлечением родителей. Презентации проектов проходят в рамках школьной научно-практической конференции. Таким образом, метод исследовательских проектов эффективен, перспективен, и неисчерпаем! Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе. | |||
| |||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | |||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/09/picture-91154.jpg)
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-213983-1385394548.jpg)
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93388.jpg)
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153867-1354113688.jpg)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...