ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
статья (1 класс) на тему
В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Возрастает востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них - технология организации исследовательской деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |||
| |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета | |
Бронская Елена Петровна | МОУ Комсомольская СОШ 446412 Самарская область Кинельский район Ул.Комсомольская, 22 | Учитель начальных классов | |
| |||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Исследовательская работа младших школьников как условие развития интеллектуальной личности | ||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
| ||
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | В современных школьных программах огромную роль играет детская исследовательская деятельность. В ходе выполнения исследований и проектной работы происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, актуализация внутрипредметных и межпредметных связей. Новый способ организации пространства влияет на изменение характера взаимоотношений учителя и ученика: стимулируется творческая инициатива, повышается познавательная (мыслительная) активность учащихся, формируется положительная мотивация обучения. | ||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Исследовательская деятельность учащихся многофункциональна: организация рабочего места; планирование работы; выбор темы исследования; умение выстроить структуру исследования; умение работать с информацией; умение представить результат своей работы. Она направлена на развитие логического мышления, происходит развитие способности учеников к конструктивной созидательной деятельности, решается задача модернизации образовательного процесса средствами ИКТ. | ||
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Внедрение инновации предполагает новый тип педагогического мышления. Педагог должен обладать собственными навыками исследовательской и проектной деятельности. Предполагается владение педагогом уверенными навыками в области информационных технологий. В 1-2 классах вводится понятие – «исследовательская деятельность». С 3 класса на теоретических и практических занятиях учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований, а также проводятся коллективные исследования на заданную тему. В 4 классе обобщаются полученные знания, внимание уделяется умениям работать с источниками информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы. Материальные и методические ресурсы изменяются в зависимости от тем проектов и исследований. | ||
6. Результат изменений | В течение 1-2 классов у учащихся формируется положительное отношение к учебно-исследовательской работе и способность оценить свою работу. К концу 2 класса 30% учащихся начали работать над исследовательскими проектами. В 3 проявляют интерес к теории и методам исследований, а также коллективным исследованиям. К концу третьего класса 80% учащихся принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности. В 4 классе оценивается высокая способность учащихся работать с источниками информации и представления результатов своей работы. На НПК школы 7 проектов учащихся класса заняли призовые места. Удовлетворяются образовательные потребности учащихся (расширяются познавательные границы, налаживается взаимодействия с учреждениями доп. образования). | ||
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Отсутствуют. | ||
| |||
В современном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Возрастает востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них - технология организации исследовательской деятельности школьников. В школу приходят дети с разным уровнем познавательной активности и учебной мотивацией. Навыки исследовательской работы у учащихся начальной школы не сформированы. А именно исследовательская работа способна повысить мотивацию обучения, познавательную активность, сформировать умение учиться. При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности. Работая с младшими школьниками необходимо руководствоваться тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности: принцип доступности; принцип поуровневости; принцип временного развития. Главным результатом исследовательской работы является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таким образом исследовательская работа для ученика имеет следующие результаты: умение работать с информацией, накапливается опыт целеполагания, ребёнок приобретает опыт планирования, расширяется кругозор, развивается мышление, накапливается опыт публичного выступления. Внедрение инновации предполагает новый тип педагогического мышления. Педагог должен обладать собственными навыками исследовательской и проектной деятельности. Предполагается владение педагогом уверенными навыками в области информационных технологий. В 1-2 классах вводится понятие – «исследовательская деятельность». С 3 класса на теоретических и практических занятиях учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований, а также проводятся коллективные исследования на заданную тему. В 4 классе обобщаются полученные знания, внимание уделяется умениям работать с источниками информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы. Материальные и методические ресурсы изменяются в зависимости от тем проектов и исследований. Необходимо научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное . Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проекты должны быть интересны и полезны детям. Например: «Без прошлого - нет будущего», «Что в имени моем», «Живая вода», «Как сделать классную газету?», «Удивительный мир аквариума», «Папье-Маше», «Дорожные знаки», «Секреты красивых волос», «Полезная вещь для дома», «Миниатюра в подарок», «Пряники для праздника», «Наше зрение», «Плетение из бересты», «Кошка – наш ласковый зверь» и другие. Работа ведётся в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, с привлечением родителей. Презентации проектов проходят в рамках школьной научно-практической конференции. Таким образом, метод исследовательских проектов эффективен, перспективен, и неисчерпаем! Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе. | |||
| |||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | |||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...