Планирование и организация самостоятельной исследовательской деятельности в ходе проекта
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование и организация самостоятельной исследовательской деятельности в ходе проекта
Планирование и организация самостоятельной исследовательской деятельности в ходе проекта |
Начиная работу над проектом учитель сталкивается с проблемой организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников в ходе обучающего или творческого проекта. В предлагаемой Вашему вниманию работе, авторы попытались сделать обзор существующих методик организации исследования школьников. Ниже приведен список литературы, рекомендованной к изучению тому, кого волнует обозначенная проблема.
Прежде всего, необходимо выяснить, как соотносятся между собой работа над проектом и проведение исследования. Известно, что проектная и исследовательская деятельности имеют ряд существенных отличий. А возможно ли их совместить?
Представим в виде схемы средства и цели исследования и проектирования:
Как видно из схемы определяющим отличием проектной и исследовательской деятельности является цель, а уже исходя из цели и средства. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – средством должно быть проектирование, вернее, одним из средств. Другими словами, если главная цель – реализация проектного замысла – то проект является СИСТЕМОЙ, а исследование – ПОДСИСТЕМОЙ, и наоборот.
Итак, любой, самый простенький проект, нельзя осуществить без исследования, как и любое исследование нельзя провести без этапа проектирования.
Что же такое ИССЛЕДОВАНИЕ? Каковы основные этапы организации учебного исследования?
Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
Исследование, как известно, – бескорыстный поиск истины. Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой - «пойди туда не знаю, куда найди, то не знаю что». Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ результатом. Главной целью исследования в сфере образования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Но при этом исследование школьников сохраняет все этапы, всю логику построения научного исследования.
Для проведения качественного исследования необходимо учитывать следующее:
- предварительная подготовка ученика по правилам проведения исследовательской деятельности;
- руководство работой ученика педагогом-наставником;
- проведение независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и её защиты.
Участие школьников в учебно-исследовательской деятельности открывает путь в большую науку, которая может стать смыслом жизни и, возможно, в будущем - материальной базой для достойной жизни. И ещё один немаловажный фактор, организация исследовательской деятельности школьников позволяет показать науку в действии, подвести учащихся к самостоятельному открытию того, что наука – это нечто большее, чем обучение одних людей другими, более знающими. Ученик приходит к такому выводу, когда сам ставит проблему, когда убеждается в своей способности помочь ее разрешению.
Этапы организации исследования
При организации исследовательской деятельности учащихся за основу принимается модель исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных процедур, осуществляемых в определённой последовательности (поэтапно), присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Однако, так как главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально отличается от таковой в сфере науки, то и модель учебного исследования несколько видоизменяется, а именно в ней появляется новая процедура, осуществить которую необходимо на первом (подготовительном) этапе, а именно мотивация школьников к учебному исследованию.
Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности :
• Мотивация исследовательской деятельности школьников - возникновение у ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.
• Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы
• Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.
• Выбор объекта исследования , (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
• Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экстерементальными) данными и логическими соображениями.
• Определение конкретных задач , решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что з адачи исследования и цели — не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).
• Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.
• Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.
• Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться строго соблюдая все требования выбранных методов.
• Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.
• Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
• Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно , по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
• Подготовка отчета о проделанной работе . Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.
Таким образом, поскольку исследовательская работа, даже в случае учебного исследования, не может быть какой-либо специальной — детской, юношеской, женской, студенческой и т.п., на любую работу, если она претендует называться «исследовательской», распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д.
Технологии организации исследовательской деятельности.
В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, являются партнерами. Учитель должен четко знать, на что нацеливать ученика и как ученик должен построить и представить свою работу. Для того, чтобы вместе с учеником :
- продумать соответствие темы и содержания исследовательской работы заявленной тематике,
- корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы,
- обозначить ее актуальность,
Учителю необходимо:
- научить ученика (хотя бы простейшим) методам современных исследований,
- развить в нем способность получать новые знания,
- научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс,
- самому владеть методами исследования.
Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему ученика.
Выделим этапы обучения школьников исследовательской деятельности :
I. Обучение учащихся методам научных исследований. В процессе деятельности учащиеся усваивают методы преобразования и анализа информации, решения творческих, исследовательских и практических задач. На этом этапе ученики обучаются реферировать научно-популярные тексты, анализировать решенные и решать нерешенные научные проблемы.
II. Обучение учащихся технологиям научных исследований - методике научного исследования, конструированию, проектированию. В процессе этой деятельности учащиеся проводят свои первые учебные исследования и оформляют результаты.
III. Организация самостоятельного поиска и исследования научных проблем . На этом этапе учитель помогает ученикам организовать самостоятельный поиск и исследование научных проблем. Самостоятельное исследование учащиеся выполняют по желанию. В процессе исследовательской деятельности учитель знакомит школьников с правилами нравственного анализа.
В соответствии с этапами в обучении исследовательской деятельности - возможны « варианты деятельности учащихся и учителя » во время подготовки исследовательской работы:
• Учитель знает путь поиска , предлагает пройти этот путь ученику, чаще всего, предполагая или наверняка зная искомый результат . Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще очень робко делают первые исследовательские шаги.
• Учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата . Предлагаю ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование. Используя эту модель, основная цель работы учителя — подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.
• Учитель владеет методикой и различными методами научного исследования , он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата . Безусловно, педагог должен владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция. Эти же качества необходимо активизировать и у ученика. Подобная модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать уже научно-исследовательской деятельностью учащегося.
Учитывая вышесказанное, можно представить технологию организации поисково-исследовательской деятельности в виде нескольких блоков.
Первый блок – это выбор и формулировка заинтересовавшей учащихся темы, формирование групп по интересам. Выявление и формулировка проблем (что я хочу узнать? и т.п.), которые учащиеся должны решить в рамках выбранной темы.
Второй блок – формулировка целей и задач исследований, формулировка гипотезы, прояснение «образа» поиска. «Образ» должен быть конкретным и находиться в определенной области знаний.
Третий блок – алгоритм формирования «образа». Он может включать известные методы поиска решений и зависит от индивидуальных способностей детей, от имеющегося банка данных, средств компьютерной поддержки и т.д. алгоритм должен быть составлен так, чтобы поиск шел от простой информации к более сложной.
Четвертый блок – поиск информации. Он включает общение с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. При этом учащиеся стремятся овладеть опытом ориентирования в потоках информации, работы с научной литературой, оценки и отбора информации, относящееся к намеченному «образу».
Пятый блок – анализ и оценка полученной информации, принятие решения. После того как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие поставленным целям и задачам, требованиям «образа». Анализ проводится через систему отчетов, обсуждений. Если полученная информация требует уточнений, изменений, то возможно возвращение в один из предыдущих блоков для корректировки и продолжения поиска.
Шестой блок – использование собранных данных . На этом этапе учителю необходимо помочь ученику сделать правильный выбор, аргументировано доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы.
Седьмой блок – экспертная оценка исследовательских работ . После того, как работа закончена, в зависимости от задач организации данного исследования работа или предоставляется на рецензию, или представляется как отчет по одному из направлений проекта.
Восьмой блок – представление и защита . Школьники представляют свои работы и защищают их. В самом начале работы над исследованием руководитель и учащийся должны чётко определиться с тем жанром, в котором они работают и в котором будет затем представляться работа.
Девятый блок – подведение итогов, поощрения, награждения.
Приступая к организации работ со школьниками, рекомендуется рассмотреть и обсудить лично с каждым участником исследования или группой, работающей над одной темой, Бланк «Организация исследовательской деятельности» ( Приложение 1)
Формы организации исследовательской деятельности учащихся
В урочное время исследовательская деятельность традиционно реализуется в форме практических и лабораторных работ; ее элементы используются для проведения самостоятельных домашних наблюдений и экспериментов. В дополнительном образовании используются разнообразные формы организации исследовательской деятельности – научные объединения учащихся, малые академии наук, научно-методические сборы, исследовательские экспедиции, летние лагеря и школы. Система стимулирования творческой исследовательской деятельности включает всероссийские и региональные творческие конкурсы, олимпиады, турниры, выставки, научно-практические конференции и предметно-ориентированные проекты с участием ведущих вузов страны, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций России.
Индивидуально или в группе?
Индивидуальные работы наиболее эффективны при изучении трудных для понимания тем и в случаях, когда учитель прогнозирует высокую творческую активность учеников, в том числе при работе с одаренными детьми.
Высокая эффективность кооперативного проекта возможна при достижении определенного уровня эмоционального и ценностно-ориентационного единства группы. Взаимодействие членов группы лучше всего построить по принципу сотрудничества. Главная идея – работать вместе. Ребятам дается возможность вместе работать, учиться, творить, всегда придти на помощь друг другу. Практика показывает, что после выполнения группового задания многие ученики становятся друзьями и в жизни. На долю учителя ложится задача комплектования групп с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения задания членами группы, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. В малых группах легче осуществить индивидуальный контроль и распределить ответственность каждого члена группы за конечный результат, теснее организуется взаимодействие членов группы.
Почему необходимо дать индивидуальное задание каждому члену группы? В этом случае каждый ученик внесет свою лепту в общую задачу, а не отсидится в стороне «под шумок» из-за лени или скромности, следовательно, каждому представится возможность проявить себя в силу своих способностей. И.Д.Чечель считает, что самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».
Свободный выбор учащимися формы организации исследовательской деятельности (особенно если речь идёт о групповом проекте) – индивидуальной или групповой – практически не зависит от уровня организаторских, коммуникативных и интеллектуальных способностей. Результаты индивидуальных и групповых исследований обычно имеют примерно одинаковые оценки, несмотря на аддитивный тип деятельности во втором случае.
При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.
В рамках начальной школы уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Т емы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 2-3 уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка ( основная школа ) выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентацию результатов исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, дав тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности.
Формирование надлежащего уровня компетентности в и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса ( старшая школа ). Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
К чему должен быть готов учитель?
Кроме всего вышеперечисленного, организация исследовательской деятельности учащихся предъявляет особые (дополнительные) требования к педагогу :
- положительное отношение к ребенку;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
- признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей детей,
поскольку п ри проведении исследований нужно неукоснительно соблюдать три «золотых» правила.
Правило научного сочувствия.
Учителю необходимо постепенно воспитывать научное сочувствие к творчеству других исследователей.
Научное сочувствие - это поиск положительных аспектов даже в абсурдных решениях и гипотезах. Наряду с этим, научное сочувствие - это предложения автору недостаточно научной работы других направлений поиска эффективных решений. По сути дела - это обучение учащихся конструктивной критике и готовность оказать помощь своему коллеге.
Правило относительности истин.
При освоении закономерностей и теорий, методов научных исследований необходимо воспитывать у учеников умение критически анализировать изученный материал.
Правило относительности истины - это понимание того, что абсолютных истин не бывает, любая закономерность всегда не полна и процесс ее развития - это постепенный переход к новой, более общей закономерности.
Правило творческого авторитета .
Воспитание у школьников уважения к творческому авторитету. Осуществляется через анализ значения научных открытий для прогресса человечества, определения последствий каких-либо изменений в природе и обществе. Нравственность и интеллект человека тесно взаимосвязаны, но не тождественны.
Таким образом технологии организации проведения исследования могут быть самыми разными. Это определяется педагогическими целями проведения исследования, возрастными и личностными характеристиками учащихся, «опытностью» педагога в данном направлении, доступными ресурсами и т.д. , НО при организации исследования по любой технологии, учитель выполняет следующие функции:
1) помогает учащимся в поиске источников, способных помочь им в проведении исследования;
2) сам является источником информации;
3) координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Бланк «Организация исследовательской деятельности»
| РЕКОМЕНДАЦИИ По выбору темы и оформления результатов исследовательской работы |
|
|
|
|
1. Как выбрать тему исследования
| Ответь на вопросы: - Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в первую очередь? - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? - По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? - Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? - Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? | Какими могут быть темы |
|
|
|
| ||
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том , зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. | |
| ||
З .Гипотеза исследования | • предположим | • возможно |
| ||
4. Организация исследования |
| |
| • Подумать самостоятельно | Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования |
| • Просмотреть книги по теме | Запиши важную информацию, которую узнал из книг. |
| • Спросить у других людей | Запиши интересную информацию, полученную от других людей. |
| • Просмотр телематериалов. | Запиши то необычное, что узнал из фильмов. |
| • Использование Интернет | Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера. |
| • Наблюдение | Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы |
| • Провести эксперимент | Запиши план и результаты эксперимента. |
| ||
5. Подготовка к защите исследовательской работы. | 1. Выделить из текста основные понятия и дать ми определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в)характеристика; г) сравнение; д) Различие. | |
| 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. | |
| 3.Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. | |
| 4.Ранжировать основные идеи по важности. | |
| 5.Предложить сравнения и метафоры. | |
| 6. Сделать выводы и умозаключения. | |
| 7.Указать возможные пути изучения. | |
| 8.Подготовить текст доклада. | |
| 9. Сделать схемы, чертежи, макеты. |
Литература
1. Александр Пентин. Учебное исследование и то, что им не является. http://www.lgo.ru/model10.htm
2. КлименюкА.В., Калита А.А., Бережная Э.П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. К., 1988. – 100с.-С.37
3. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.
4. http://www.abitu.ru/researcher/development/ist_0003.html – А.В. Леонтович. Материал посвящен проблеме применения исследования как средства развития современного образования.
4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) 4-е издание, М, 2004, общая редакция Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского.
5. Алхимия проекта: Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel ® «Обучение для будущего», под редакцией Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского, М, 2004.
6. http://www.zarealie.nm.ru/u15.htm - пирамида Блума
7. http://www.iteach.ru/ сайт образовательной программы Intel " TeachtotheFuture".
8. Презентационные материалы методиста МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» г. Тольятти Тиссен Елены Гергардовны.
9. http://www.iteach.ru/metodika/buharkina Дидактический материал «Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта»», старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п.н Бухаркина М.Ю., Москва 2003 г.
10. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/4.htm МЕТОД ПРОЕКТОВ д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО
11. http://www.researcher.ru/methodics/home/a_xmi1t.html Теоретические, эмпирические и фантастические темы исследования в домашнем обучении. Савенков Александр Ильич «Теоретические» исследования
12. http://www.researcher.ru/teor/teor_0007.html Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Борзенко Владимир Игоревич – кандидат физико-математических наук, Обухов Алексей Сергеевич – кандидат психологических наук.
Автор:
И.П.Бугрова, Е.Г. Тиссен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...
Формирования информационной культуры и организации самостоятельной исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Статья о значении и способах формирования информационной культуры младшего школьника...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Педагогический проект на тему: "Организация проектно- исследовательской деятельности в начальной школе"
Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе...
Проект «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.»
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализ...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Педагогический проект "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста...