Организация внеурочной деятельности в Прогимназии
статья на тему

      Прогимназия № 237 "Семицветик" работает в режиме "школы полного дня", и поэтому внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Она предполагает расширение «воспитательного поля» прогимназии, т.к. включает личность в многогранную интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

          Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися (личностных, метапредметных, предметных). 

 

           В данной статье Вы можете ознакомится с различными формами организации внеурочной деятельности учащихся в Прогимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org-tsiya_vneurochnoy_deyat-ti.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление заместителя директора по УВР Варюхиной О.С.

«Особенности организации внеурочной деятельности в прогимназии»

     

     Считая тему актуальной в связи с тем, что каждое образовательное учреждение сегодня ищет свою модель организации внеурочной деятельности.

       ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

      В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

      Наша прогимназия работает в режиме "школы полного дня", и поэтому внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Она предполагает расширение «воспитательного поля» прогимназии, т.к. включает личность в многогранную интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

          Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися (личностных, метапредметных, предметных).

          Основными задачами внеурочной деятельности являются:

- обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- создание условий для реализации основных образовательных целей;

- оптимизация учебной нагрузки учащихся;  

- формирование способностей  к успешной социализации в обществе,

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

    Внеурочная деятельность в прогимназии организуется по следующим направлениям развития личности:

п/п

Основные направления

Формы организации внеурочной деятельности

1

Общественно-полезное, социальное

- работа детской организации «Содружество»,

- коллективные дела,

- участие в социальных акциях

2

Художественно-эстетическое

- вокальный кружок «Домисолька»,

- кружок «Умелые руки»,

- театр моды,

- участие в праздниках и развлечениях дошкольных групп,

- посещение театров, музеев, выставок,

- участие в конкурсах различного уровня

3

Научно-познавательное

- кружок «Мир деятельности»,

- кружок «Олимпийский резерв»,

- кружок английского языка,

- посещение музеев, выставок,

- участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах различного уровня

4

Спортивно-оздоровительное

- секция дзюдо,

- курс ИНДИГО (гимнастика, акробатика, спортивные танцы),

- хипхоп,

- дни здоровья,

- динамические часы в ГПД,

- спортивные соревнования,

- подвижные игры

5

Военно-патриотическое

- работа в рамках договора с музеем боевой славы,

- участие в конкурсах и праздничных мероприятиях различного уровня

6

Эколого-краеведческое

- работа в рамках договора с музеем краеведения,

- участие в конкурсах и праздничных мероприятиях различного уровня.

    Для успешной реализации ФГОС НОО нашей прогимназией определены оптимальные модели организации образовательного процесса, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности обучающихся: модель дополнительного образования и оптимизационная модель.

           Эти модели построены на следующих принципах:
- свободный выбор ребенком видов деятельности;
- ориентация на личностные интересы, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практично-деятельная основа образовательного процесса.

    Первая модель - модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и, главное, на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Прогимназия по договорам сотрудничества тесно взаимодействует с районной библиотекой № 3, городской библиотекой для детей и юношества, Саратовским планетарием, театрами и музеями города.

В рамках внутришкольного дополнительного образования организована работа кружка английского языка, секции дзюдо. Дзюдо ведет учитель-совместитель Нестеренко. Занимаются с удовольствием ученики 1-4 классов без какого-то отбора. Базовый уровень освоения программы осваивают все, а отдельные воспитанники принимают участие в соревнованиях (областные соревнования видео 18).

С сентября 2013-2014 учебного года администрация прогимназии заключила договор со спортивной детско-юношеской школой олимпийского резерва «Надежда губернии», согласно которому идут занятия комбинированного курса «Индиго», включающего гимнастику, акробатику и современные танцы. Курс направлен на развитие

- умений выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- выполнять организующие строевые команды и приёмы;

- выполнять акробатические упражнения;

- выполнять гимнастические упражнения;

- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Ведут занятия 3 разных педагога спортшколы.

 Итак, мы говорим о модели дополнительного образования. Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, внутренне присущая дополнительному образованию практико - деятельностная основа, а также возможность свободного самоопределения и самореализации.

Еще один договор заключен прогимназией с МАОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи". Педагоги Дворца ведут в дошкольных группах кружки живописи, лепки, танцев. У учеников начальной школы успехом пользуется хип хоп.

   Вторая модель внеурочной деятельности (оптимизационная) основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и предполагает, что в её реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники прогимназии (учителя, педагог-психолог, логопед, соцпедагог).

Благодаря оптимизации внутренних ресурсов прогимназии организованы кружки: «Олимпийский резерв» в 3-4 классах, «Мир деятельности» в 1-2 классах.  

     Новый надпредметный курс «Мир деятельности», автором которого является Л.Г.Петерсон, позволяет реализовать принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом, в системе деятельностного метода обучения на основе последних научных достижений российской методологической школы.

      С 2012-2013 гг. создается экспериментальная база апробации «Мира деятельности». В силу нехватки объемных показателей мы не смогли участвовать в федеральном эксперименте. Но создали свою экспериментальную площадку с целью апробации: «Механизмов реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ-начальная школа-средняя школа». Договор с ЛМИ.

    Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в прогимназии, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

    В рамках оптимизационной модели ведут  подрупповые и индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-логопед.

    Наряду с предметными неделями в прогимназии стало традиционным проведение недель психологии.

Это общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предполагает участие всех сторон образовательного процесса: школьников, учителей, воспитателей, родителей.

Цели недель психологии:

  1. Создание в прогимназии условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
  2. Повышение психологической компетентности учащихся и учителей.

При  планировании недели мы исходим из нескольких рабочих принципов.

  1. Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня.
  2. Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том числе, и определенную информацию для размышления.
  3. Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
  4. Общая психологическая атмосфера: в общешкольных играх и акциях могут принять участие не только ученики, но и педагоги, родители, а также все работники прогимназии.

       К оптимизационной модели относится привлечение родительской общественности к организации внеурочной деятельности обучающихся. Это касается не только помощи родителей в проведении экскурсий, классных часов, но и в проведении кружков. Например,  кружок «Умелые руки».

Любимым многими детьми с 1 по 4 класс является вокальный кружок «Домисолька».

     В рамках оптимизационной модели организации внеурочной деятельности  проходит участие в социальных акциях и социально-ориентированных проектах.

     И в завершении я еще раз вернусь к приоритетному направлению работы прогимназии: "гармоничное развитие и социальная адаптация дошкольников и младших школьников". Основной формой работы по социально-личностному направлению является работа детской общественной организации "Содружество", которая имеет свои атрибуты: эмблему, флаг, гимн. В декабре этого года завершается конкурс на слова и музыку нового гимна прогимназии. Внутри "Содружества" организуется целая система отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса - отряда «Содружества»: основы самоуправления, отрядные сборы, итоговые и тематические сборы организации. Между отрядами "Содружества" постоянно проводятся конкурсы "Самый активный отряд", "Самый творческий", "Самый дружный". Итоги подводятся на общих сборах в конце каждой четверти. Кроме того каждый класс осуществляет шефство над дошкольной группой. Ученики помогают в проведении праздников, организации игр.

       Мы считаем эту деятельность самой важной, ведь ценностные ориентиры, на которые она направлена, были осознаны сотни лет назад.

     Еще немецкий педагог А.Дистервег описал опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». Не это ли миссия начальной школы?

Ожидаемые результаты:

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх  уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных  знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),  понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений  школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,  природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта  самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

        В заключении хочется сказать, что своей "суперзадачей" мы считаем не саму организацию внеурочной деятельности учащихся, а стремление приоткрыть дверь в интересный и увлекательный мир "Прогимназии № 237 "Семицветик".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...