Организация внеурочной деятельности в Прогимназии
статья на тему
Прогимназия № 237 "Семицветик" работает в режиме "школы полного дня", и поэтому внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Она предполагает расширение «воспитательного поля» прогимназии, т.к. включает личность в многогранную интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися (личностных, метапредметных, предметных).
В данной статье Вы можете ознакомится с различными формами организации внеурочной деятельности учащихся в Прогимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org-tsiya_vneurochnoy_deyat-ti.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление заместителя директора по УВР Варюхиной О.С.
«Особенности организации внеурочной деятельности в прогимназии»
Считая тему актуальной в связи с тем, что каждое образовательное учреждение сегодня ищет свою модель организации внеурочной деятельности.
ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у обучающихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Наша прогимназия работает в режиме "школы полного дня", и поэтому внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Она предполагает расширение «воспитательного поля» прогимназии, т.к. включает личность в многогранную интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися (личностных, метапредметных, предметных).
Основными задачами внеурочной деятельности являются:
- обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- создание условий для реализации основных образовательных целей;
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- формирование способностей к успешной социализации в обществе,
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Внеурочная деятельность в прогимназии организуется по следующим направлениям развития личности:
№ п/п | Основные направления | Формы организации внеурочной деятельности |
1 | Общественно-полезное, социальное | - работа детской организации «Содружество», - коллективные дела, - участие в социальных акциях |
2 | Художественно-эстетическое | - вокальный кружок «Домисолька», - кружок «Умелые руки», - театр моды, - участие в праздниках и развлечениях дошкольных групп, - посещение театров, музеев, выставок, - участие в конкурсах различного уровня |
3 | Научно-познавательное | - кружок «Мир деятельности», - кружок «Олимпийский резерв», - кружок английского языка, - посещение музеев, выставок, - участие в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах различного уровня |
4 | Спортивно-оздоровительное | - секция дзюдо, - курс ИНДИГО (гимнастика, акробатика, спортивные танцы), - хипхоп, - дни здоровья, - динамические часы в ГПД, - спортивные соревнования, - подвижные игры |
5 | Военно-патриотическое | - работа в рамках договора с музеем боевой славы, - участие в конкурсах и праздничных мероприятиях различного уровня |
6 | Эколого-краеведческое | - работа в рамках договора с музеем краеведения, - участие в конкурсах и праздничных мероприятиях различного уровня. |
Для успешной реализации ФГОС НОО нашей прогимназией определены оптимальные модели организации образовательного процесса, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности обучающихся: модель дополнительного образования и оптимизационная модель.
Эти модели построены на следующих принципах:
- свободный выбор ребенком видов деятельности;
- ориентация на личностные интересы, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- практично-деятельная основа образовательного процесса.
Первая модель - модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и, главное, на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Прогимназия по договорам сотрудничества тесно взаимодействует с районной библиотекой № 3, городской библиотекой для детей и юношества, Саратовским планетарием, театрами и музеями города.
В рамках внутришкольного дополнительного образования организована работа кружка английского языка, секции дзюдо. Дзюдо ведет учитель-совместитель Нестеренко. Занимаются с удовольствием ученики 1-4 классов без какого-то отбора. Базовый уровень освоения программы осваивают все, а отдельные воспитанники принимают участие в соревнованиях (областные соревнования видео 18).
С сентября 2013-2014 учебного года администрация прогимназии заключила договор со спортивной детско-юношеской школой олимпийского резерва «Надежда губернии», согласно которому идут занятия комбинированного курса «Индиго», включающего гимнастику, акробатику и современные танцы. Курс направлен на развитие
- умений выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения;
- выполнять гимнастические упражнения;
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ведут занятия 3 разных педагога спортшколы.
Итак, мы говорим о модели дополнительного образования. Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, внутренне присущая дополнительному образованию практико - деятельностная основа, а также возможность свободного самоопределения и самореализации.
Еще один договор заключен прогимназией с МАОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи". Педагоги Дворца ведут в дошкольных группах кружки живописи, лепки, танцев. У учеников начальной школы успехом пользуется хип хоп.
Вторая модель внеурочной деятельности (оптимизационная) основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения и предполагает, что в её реализации принимают участие все имеющиеся педагогические работники прогимназии (учителя, педагог-психолог, логопед, соцпедагог).
Благодаря оптимизации внутренних ресурсов прогимназии организованы кружки: «Олимпийский резерв» в 3-4 классах, «Мир деятельности» в 1-2 классах.
Новый надпредметный курс «Мир деятельности», автором которого является Л.Г.Петерсон, позволяет реализовать принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учиться в целом, в системе деятельностного метода обучения на основе последних научных достижений российской методологической школы.
С 2012-2013 гг. создается экспериментальная база апробации «Мира деятельности». В силу нехватки объемных показателей мы не смогли участвовать в федеральном эксперименте. Но создали свою экспериментальную площадку с целью апробации: «Механизмов реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ-начальная школа-средняя школа». Договор с ЛМИ.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в прогимназии, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
В рамках оптимизационной модели ведут подрупповые и индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-логопед.
Наряду с предметными неделями в прогимназии стало традиционным проведение недель психологии.
Это общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предполагает участие всех сторон образовательного процесса: школьников, учителей, воспитателей, родителей.
Цели недель психологии:
- Создание в прогимназии условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
- Повышение психологической компетентности учащихся и учителей.
При планировании недели мы исходим из нескольких рабочих принципов.
- Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня.
- Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том числе, и определенную информацию для размышления.
- Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
- Общая психологическая атмосфера: в общешкольных играх и акциях могут принять участие не только ученики, но и педагоги, родители, а также все работники прогимназии.
К оптимизационной модели относится привлечение родительской общественности к организации внеурочной деятельности обучающихся. Это касается не только помощи родителей в проведении экскурсий, классных часов, но и в проведении кружков. Например, кружок «Умелые руки».
Любимым многими детьми с 1 по 4 класс является вокальный кружок «Домисолька».
В рамках оптимизационной модели организации внеурочной деятельности проходит участие в социальных акциях и социально-ориентированных проектах.
И в завершении я еще раз вернусь к приоритетному направлению работы прогимназии: "гармоничное развитие и социальная адаптация дошкольников и младших школьников". Основной формой работы по социально-личностному направлению является работа детской общественной организации "Содружество", которая имеет свои атрибуты: эмблему, флаг, гимн. В декабре этого года завершается конкурс на слова и музыку нового гимна прогимназии. Внутри "Содружества" организуется целая система отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса - отряда «Содружества»: основы самоуправления, отрядные сборы, итоговые и тематические сборы организации. Между отрядами "Содружества" постоянно проводятся конкурсы "Самый активный отряд", "Самый творческий", "Самый дружный". Итоги подводятся на общих сборах в конце каждой четверти. Кроме того каждый класс осуществляет шефство над дошкольной группой. Ученики помогают в проведении праздников, организации игр.
Мы считаем эту деятельность самой важной, ведь ценностные ориентиры, на которые она направлена, были осознаны сотни лет назад.
Еще немецкий педагог А.Дистервег описал опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». Не это ли миссия начальной школы?
Ожидаемые результаты:
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В заключении хочется сказать, что своей "суперзадачей" мы считаем не саму организацию внеурочной деятельности учащихся, а стремление приоткрыть дверь в интересный и увлекательный мир "Прогимназии № 237 "Семицветик".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)
Программа курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...
Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся
Рассказывается как организовать проектную деятельность учащихся...
Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий....
Роль педагога в организации сетевого взаимодействия с социальными субъектами при организации внеурочной деятельности
Статья о проблемах организации внеурочной деятельности и роли педагога в ней....
Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности
1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному) направл...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....