Одарённые дети
методическая разработка на тему

Данный материал поможет педагогу подготовиться к выступлению на методических объединениях или педагогических советах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnyy_rebyonok.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».

СЛАЙД 2

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. В этой связи работа с одарёнными и мотивированными детьми является крайне необходимой.

О важности данной проблемы  говорил Президент РФ В.В. Путин.   Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей»

Само понятие «одаренные дети» нуждается в  точном определении.

СЛАЙД 3

Ю.З.Гильбург  к важнейшим особенностям одаренных детей относит «необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения».

СЛАЙД 4

По модели Л.А.Венгера, понятие «одаренности» раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании  с высокой познавательной мотивацией.

СЛАЙД 5

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

СЛАЙД 6

    Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, а труднее и вместе с тем интереснее тогда, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать!

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну. Кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята, в самом деле,

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда все это подевалось?

                                                                            Валентин Берестов

Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых и мотивированных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Проблема одаренности в современной системе образования на организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по различным направлениям, дополнительной системой образования.

Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе.

СЛАЙД 7

Педагоги МОУ СОШ № 3 создают условия для оптимального развития детей, совершенствования системы работы школы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося. Достигается это через:

- выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;

- оптимальные средства обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

- повышение квалификации педагогов и подготовку их, к работе с одаренными и мотивированными детьми;

- обеспечение научного, методического и информационного сопровождения процесса развития одаренных и мотивированных детей;

- стимулирование и поддержку одаренных детей;

- развитие спектра внеурочной занятости, удовлетворяющего интересы и потребности одаренных детей;

- обеспечение благоприятных условий для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

СЛАЙД 8-11

Основными формами работы с одаренными детьми в нашей школе являются:

- предметные недели.    

- творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство, поиск дополнительной информации к уроку.

- организация исследовательской работы и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

- конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, КТД, выставки, проектно- исследовательские конференции, соревнования, олимпиады, концерты.

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».

 Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием  является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.        

Выявление одаренных детей в младшем школьном возрасте начинается

учителем при поступлении в 1 класс. Начальная школа активно сотрудничает с дошкольным учреждением. В течение года ребята приходят на занятия в «Школу будущего первоклассника». Такая работа у нас проводится уже много лет. Основное содержание работы в подготовительном периоде: работа с семьями, консультации педагогов, психолога школы, работа по преемственности детский сад – школа, родительский всеобуч, проводимый педагогом – психологом и учителями начальных классов, занятия с детьми.  Затем выявление одаренных идет в процессе обучения ребенка на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, педагогической диагностики. Практически весь первый год обучения ребенка в школе направлен на выявление способностей. Как правило, такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Уже в первом классе выявляются способные математики, чтецы, художники, просто активисты. Учителю необходимо на начальном этапе привлекать таких ребят себе в помощь через игру. Для развития выявленных способностей ребенка учитель предлагает родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка. Кроме того, мы решаем и другую задачу: вовлекаем родителей к сотрудничеству, к сплочению семьи.

Ещё один способ выявления одарённых и мотивированных обучающихся организуется с помощью диагностики.

СЛАЙД 12

 «Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка».

Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным или мотивированным ребенком. Такую диагностику у нас проводит педагог-психолог школы.

Главная работа учителя осуществляется, конечно же, на уроках.

Ещё одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках внеурочной деятельности.

Выявив, способных детей к исследовательской деятельности, мы предлагаем им выполнить небольшое исследование по какому-либо предмету, теме. Обычно дети активно включаются в такую работу: проводят исследование, ищут материал, подтверждающий этот факт, готовят компьютерную презентацию, причем с первого класса. Таким подходом мы решаем ряд других образовательных задач: учим детей обращаться к разным источникам информации, обрабатывать информацию, прививаем интерес к чтению. Следует отметить, что выявив в своей школе юных исследователей, мы проводим школьную научно - практическую конференцию «Первые шаги в науку».

СЛАЙД 13

Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых  заданий в какой-либо области знаний». Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

Учащиеся с первого класса начинают свой нелёгкий, но увлекательный путь к подножию «школьного Олимпа». И здесь нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых», так как важно просто участие. Многоступенчатое построение позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Остальные участники соревнований тоже выигрывают. Интерес к вопросам, связанным с задачами, первые самостоятельно сделанные открытия действуют на ребенка положительно и стимулируют интерес к разным учебным предметам. Олимпиада позволяет ребенку «открыть» себя, дает возможность утвердиться в окружающей среде.

СЛАЙД 14

Требования к составлению заданий.

Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание  заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад. Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах.  Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не  должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания  вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам. Все задания делятся на три группы: репродуктивные, частично-поисковые и творческие. При составлении заданий должен выполняться ряд требований:

- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;

- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;

- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;

- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);

- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;

- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.

Организация и проведение олимпиад.

Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.

За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».

Критерии оценивания олимпиад.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов. Безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0;

- творческие задания оцениваются по следующим критериям: содержание, форма выражения, оригинальность (от 0 до 2 баллов за каждый критерий);

После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.

Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.        

По результатам проведения школьного тура олимпиад по различным предметам в 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад.

Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.

СЛАЙД 15

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

СЛАЙД 16

Желаем вам успехов в реализации своих творческих планов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".

По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Программа "Одарённые дети"

Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...

Методические модели сопровождения одарённых детей

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут от...

Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)

презентация к выступлению на секции классных руководителей...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...