Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе».
1 Актуальность опыта. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 27 лет.13 лет обучение веду по ОС «Школа 2100». За последние годы, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения». При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
2. Концепция деятельности. Ведущая ключевая идея. Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования.
Проблема опыта: В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Гипотеза: Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Цель опыта: определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе; - через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника. Основные задачи - раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу; - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе; - разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.
3. Условия реализации технологии деятельностного метода в ОС «Школа 2100». В программе «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая: во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.
Учителям, работающим в рамках ОС «Школа 2100», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Он используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний.
Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы - преемственности между различными ступенями образования; сделать учебный процесс единым и непрерывным; - наиболее полно отражающим идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: - более качественное усвоение знаний; - мощное развитие интеллекта, творческих способностей; - воспитание активной личности. Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества: - постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; -выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? Проблемно - диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "обучение через открытие". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
4. Технологические приемы организации учебного процесса.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
в) переживание учащимися субъективного открытия.
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Признаки применения подхода в учебном процессе.
Методы обучения проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Технология проблемно – диалогического обучения содержит три главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться...")
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности.
Признаки учебной проблемы:
а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания,
б) отсутствие достаточного опыта;
в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними.
Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: а) избыточные данные; б) недостающие данные; в) неверные данные; г) альтернативные данные. Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний. Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
Результат. 1. Реализация программы «Школа 2100» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
2. В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. 3. Образовательная система «Школа 2100» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.
Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению , результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.
Таблица показателей качества обучения.
Математика
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Средний балл |
2012-2013 | 2 Д | 5 | 16 | 7 | - | 75% | 3,9 |
2013-2014 | 3 Д | 5 | 17 | 6 | - | 78% | 3,9 |
2014-2015 (1 четверть) | 4 Д | 5 | 15 | 5 | - | 80% | 4 |
Русский язык
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Средний балл |
2012-2013 | 2 Д | 5 | 15 | 8 | - | 71% | 3,8 |
2013-2014 | 3 Д | 6 | 15 | 7 | - | 75% | 3,9 |
2014-2015 (1 четверть) | 4 Д | 5 | 14 | 6 | - | 76% | 3,9 |
Литературное чтение
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Средний балл |
2012-2013 | 2 Д | 10 | 14 | 4 | - | 85% | 4,2 |
2013-2014 | 3 Д | 12 | 13 | 3 | - | 89% | 4,3 |
2014-2015 (1 четверть) | 4 Д | 13 | 10 | 2 | - | 92% | 4,4 |
Окружающий мир
Учебный год | Класс | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество | Средний балл |
2012-2013 | 2 Д | 12 | 14 | 2 | - | 92% | 4,3 |
2013-2014 | 3 Д | 13 | 13 | 2 | - | 92% | 4,3 |
2014-2015 (1 четверть) | 4 Д | 11 | 13 | 1 | - | 96% | 4,4 |
Из таблицы видно, что качество знаний и средний балл учащихся высоки и стабильны. У моих учеников формируется стремление к самоопределению и самообразованию: они учатся самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог, а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Ученик моего класса Кольжецов Никита стал лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинациях «Математическая мозаика» в 2011-2012 уч. г. и «Праздник числа» в 2012-2013 уч. г. , получил диплом 1 степени в Открытой российской математической интернет- олимпиаде «Осень 2012».
Ученик Самылкин Максим стал призером Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинациях «Математическая мозаика» в 2011-2012 уч. г.
Ученица Вишнякова Дарья стала лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинациях «Математическая мозаика» в 2011-2012 уч. г.
Ученик Чертоусов Герман стал лучшим читателем 2013 года в детской библиотеке имени К. И. Чуковского.
Мои ученики ежегодно принимают участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», ЧИП, КИТ, где занимают призовые места.
Передо мной, как педагогом, ежедневно стоят вопросы:
Как заинтересовать детей учебным предметом? Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал? Как создать для учащихся ситуацию успеха и веру в свои силы?
Стремлюсь, как современный учитель, овладевать инновационными технологиями в создании уроков с применением интеллект–карт, кейс- уроков, мультимедийных уроков.
В 2010 году приняла участие в Республиканском конкурсе для учителей начальных классов «Калейдоскоп методических идей» в номинации «Методическая разработка проекта современного урока для начальной школы».
Разместила проекты кейс-урока и мультимедийного урока на школьном сайте.
Открытый урок по окружающему миру: Земля в космосе. 2 класс. Программа «Школа 2100»
http://www.schoolrm.ru/schools/sc24sar/workbook/open_lessons.php?ID=138610
Открытый урок по русскому языку: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. 4 класс. Программа «Школа 2100»
http://www.schoolrm.ru/schools/sc24sar/workbook/open_lessons.php?ID=138607
Постоянно повышаю свое профессиональное мастерство: принимаю активное участие в семинарах – практикумах различного уровня, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия для учителей школы и города.
В 2010-2011 учебном году участвовала в Межрегиональном научно-практическом семинаре «Проблемы и перспективы перехода на ФГОС начального общего образования» с докладом «Создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи на уроках русского языка».
В 2011-2012 учебном году принимала участие в Межрегиональном научно-практическом семинаре «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО».
В 2012-2013 учебном году принимала участие в семинаре-практикуме «Организационно-методическое сопровождение процесса реализации ФГОС начального общего образования» и выступала с докладом на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования», участвовала в международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «49-е Евсевьевские чтения».
В 2013-2014 учебном году приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Введение ФГОС общего образования: реалии и перспективы и выступила с докладом «Организация внеурочной деятельности младших школьников», стала участницей Межрегионального научно-практического семинара «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования», принимала участие в работе семинара учителей начальных классов образовательных учреждений Республики Мордовия, слушателей КПК МРИО «Актуальные проблемы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики», принимала участие в работе семинара «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» в рамках КПК учителей начальных классов «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях», выступала с докладом «Организация учебной деятельности младшего школьника во внеурочное время»
Имею ряд публикаций: статья «Создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи на уроках русского языка» в сборнике материалов Межрегионального научно-практического семинара «Проблемы и перспективы перехода на ФГОС начального общего образования» (2010г.); статья «Театральная постановка как форма работы педагога с младшими школьниками во внеурочной деятельности» в сборнике материалов Межрегионального научно-практического семинара «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО» (2012 г.); статья «Прием использования пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе» в сборнике материалов Межрегионального научно-практического семинара «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования» (2014 г.).
Имею собственный учительский сайт на портале http://nsportal.ru/galina-ivanovna-umnyashkina
В 2011 году прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по программе «Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов» (72 ч.). В 2014 году - «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (72 ч.) и «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» (72 ч.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...