"Плюсы и минусы дидактической системы Е.В.Яновицкой"
статья на тему

Шерстобитова Ольга Павловна

Необходимо учить всех сразу, научая, при этом, каждого ученика в отдельности. Право ученика - не знать, но учиться, обязанность учителя - знать, как помогать ученику, чтобы он научился. К концу двадцатого века стало особенно заметно, что "массовое" коллективное обучение пришло в противоречие  с правом каждой индивидуальности на особый путь развития. Коллектив усиливает всё: и хорошее , и плохое в воздействии учения на способности индивида. Возникла очевидная потребность  пересмотреть всю дидактику с точки  зрения проблемы обучающегося коллектива и личности в нём. Но к этому мало кто решался подойти обстоятельно, системно - и, в то же время. с необходимым вниманием к "деталям". Именно через мелочи дидактическая система обеспечивает результативность действий учителя по обучению на любом учебном предмете при самых разных способностях учеников. Тогда,занимаясь со всеми сразу, можно научить и воспитать каждого  в отдельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол «Плюсы и минусы дидактической системы  Е.В.  Яновицкой.  Пять уровней работы, пять типов («блоков») уроков, три уровня сложности» (Выступление)

- Мы хотим, чтобы разные дети могли учиться по-разному, но каждому из них были обеспечены необходимые основы знаний. Для этого нам потребуется разноуровневая система обучения. Каждая учебная тема должна подвергаться рассмотрению по крайней мере пять раз. Обычная школьная традиция – не выделять главное и концентрировать на нём всё своё внимание, а лепить всё в кучу. И базовые сведения, и дополнительные, и сразу попытаться связать новые знания с пройденным. В результате суть новых знаний тонет в очень непрочных знаниях прошлых. А так как новые  знания тоже становятся непрочными – то трясина только нарастает.

Необходимо выделять три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении, а потом при оценке:

  1. Знание базового минимума только на материале темы.
  2. Умение устанавливать связь нового с пройденным ранее
  3.  Овладение творческими приемами в использовании изученного, предложение нестандартных решений.

Именно в этом осуществляется дидактический закон разноуровневости. Поэтому при подготовке любой темы предполагаемый учебный материал заранее распределяется по нескольким блокам. Каждая новая тема изучается в следующей последовательности:

Во-первых, заинтересовать темой.

Во-вторых, рационально взять главное.

В-третьих, посмотреть связь главного с пройденным и с возможностями творческого подхода к новым задачам.

В-четвёртых, оттренировать всё.

В-пятых, продемонстрировать и оценить успехи на всём материале темы.

Я расскажу о  4 и 5 блоках. Закончился блок самоконтроля. Каждый ученик уяснил для себя,  где  у него пробелы, над чем нужно работать. Поэтому появляются  уроки – тренировки.  Тренировки принимают осознанный характер, но только в том случае, если этап самоконтроля создал чувство «надо». У детей тогда появляется желание двигаться дальше. А учитель ученику в этом должен помочь. В этом «плюс», т.к. дети понимают, для чего им это надо.

На этих уроках дети работают в подгруппах. Одни закрепляют базовый минимум только что пройденной темы.  Другие восстанавливают знания по темам,  ранее пройденным  и устанавливают связь  с новым понятым  материалом. Третья категория (самые сильные) работает в двух направлениях: а) наставники для 1 и2 группы (доводят знания до большой прочности); б) получают возможность «порыться» в новом занимательном творческом материале, пробуют свои силы в поисках решений, составляют новые варианты контрольных работ.

На тренировке время от времени необходимо делать работу  каждой отдельной подгруппы обозримой, обсуждаемой, оцениваемой. Тогда видны перспективы достижений.

Дети сами выбирают темп, объём работы, сами определяют, когда браться за более сложные задачи, переходят из одной группы в другую.

В 1 подгруппе работают самые слабые. Этим подгруппам оказывать внимание постоянно, искать методы, приемы, которые помогут облегчить понимание и запоминание (игровые приемы, правила в стихах).    Эти дети на полях ставят себе только  цифру «3», даже если с этим заданием справились на отлично, т. к. это базовый минимум. Появляется стимул. Для того, чтобы поставить себе «4», нужно учиться выполнять более сложные задания. Так начинается переход в другую группу. В этом положительный момент. Оценку «4» ставят себе те, кто сделает задания 1 и 2 степени сложности на «отлично». Оценку «5» ставят только если на отлично сделали задания 1,2,3 уровня сложности. Этим детям интересно тренировать себя на трудном деле. Такая возможность у них появляется на этих уроках. Я оцениваю это, как положительный момент.  Эти уроки стимулируют их активность, делают их работу полезной, показательной для другой категории учащихся. Старание у этих детей переходит в упорство, в горячий интерес к делу. Это качество можно в себе развить. Наша задача – «научить хотеть» увлечься  каким –то  предметом. Эти  дети должны иметь возможность систематически выступать перед своими товарищами вместо учителя. Чем больше раздаешь знания, тем  их накапливается у тебя все больше и больше, тем совершеннее они становятся.

Чтобы не угас интерес, оценки в журнал на данном этапе ставятся в журнал только с согласия ученика.

Закончить тренировку желательно деловой или творческой игрой

На тренировках дети выдерживают удары, имитирующие трудности в реальной жизни. Именно на этих уроках ребенок все более и более приближается  к психологическому  напряжению. На этом уровне особенно существенен контакт школы и семьи. Родители присутствуют на уроках, на переменах (1 день в 2-3 месяца). Педагог, чувствуя заинтересованность  семьи, работает активнее, лучше. Он в ситуации на «показ», «на виду у всех» мобилизует все свои силы, загорается. Труд превращается в радость, он чувствует отдачу.

Литература:

Альбом – справочник «Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе» Е. В. Яновицкая. Санкт-Петербург, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер: - плюсы и минусы общения"

Групповая работа с родителями обучающихся начальной школы на очень актуальную тему. Предлагается презентация, анкета для детей, памятка для родителей, разработка собрания....

Доклад на МО "Плюсы и минусы развивающего обучения"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Папка содержит исследования в области дистанционного обучения, полезна для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с использованием дистанционных технологий...

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Дистанционный курс обучения, а также терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных  успехов в учебе....

Родительское собрание "Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения"

Цель собрания: расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером. Форма проведения: собрание – практикум....

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...