Обобщение материала по теме "Музейные уроки как средство гражданского воспитания"
методическая разработка по теме
Методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynye_uroki_kak_odno_iz_sredstv_grazhdanskogo_vospitaniya.zip | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
«Музейные уроки как одно из
средств гражданского воспитания»
Выступление составлено
руководителем школьного
методического объединения
учителем начальных классов
МКОУ СОШ с УИОП
пгт Мурыгино
Ивачевой Н.А.
2012год
Новые образовательные стандарты включают программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования. Нормативно-правовой и документальной основой, которой являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).
В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» в программе духовно-нравственного развития и воспитания – общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
Так одно из направлений
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Включает :
Сочетание традиций героического прошлого и сегодняшних реалий жизни ,которое решается через следующие задачи:
- Воспитание гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края
- Воспитание любви к «малой родине»
- Воспитание уважительного отношения к языку
- Воспитание глубокого уважения к символам Российской Федерации
Одним из средств реализации данных задач в нашей школе являются музейные уроки.
В каждом образовательном учреждении есть музей или краеведческая комната . Основателем и организатором в нашей школе музея является Н.И.Пестова
В музее на сегодняшний день материал представлен в четырех отделах. Это:
- этнографический отдел;
- отдел истории поселка Мурыгино;
- отдел истории школы;
- зал боевой славы.
Так как наши учащиеся не всегда могут посетить музей по различным причинам.
У нас появилась идея создания виртуального музея
Нашим коллективом была проделана большая работа:
1 Создана творческая группа, в которую входили учителя начальных классов и руководители метод.объединений.
- Изучен тематико – экспозиционный план школьного музея .
- Тема, подтема
- Содержание экспозиции
- Форма показа
- Место в экспозиции
- Затем творческая группа разработала
- календарно-тематическое планирование по предметам
- разработка и проведение уроков с использованием экспозиций.
Пример использоания виртуальной выставки, приём Виртуальная выставка
а «музей в чемодане», посещение самого музея.
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии в 1 классе
с использованием фондов школьного краеведческого музея
Учитель: Гоголева П. А.2009г
Тема урока: К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
-А мы сегодня узнаем, как рубашка в поле.
Экскурсия в школьный музей или использование виртуальной экспозиции«Как рубашка в поле выросла»
Пример использования системно-деятельностного подхода с использованием материалов музея.
Урок технологии во2 классе с использованием фондов школьного краеведческого музея
Учитель: Козвонина В.П.2009г
Тема: «О народных умельцах родного края. Лепка посуды способом кругового налепа и с помощью стек. Солонка».
Через исследование, приём «музей в чемодане», вопросы, которые задавались руководителю в музее и собственно деятельность, дети познакомились с народными умельцами родного края и сами попрбовали
ими быть.
Пример использования исторических математических данных родного посёлка и технологии личностно-ориентированного обучения.
Урок математики в 4 классе с использованием фондов школьного краеведческого музея
Учитель: Ивачева Н.А.2009г
Тема: «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».
Через использование материалов музея (городских розничных цен в
1913 году) дети весь урок путешествовали по старой Вятке. Делая остановки в лавках Вятской губернии решали задачи нового вида в знакомой, изменённой и новой ситуации. Отрабатывали вычислительные навыки и воспитывали любовь к науке.
Узнали что такое пуд, фунт,голова. Сравнили зарплаты .
Например:устный счет
1.В нашей лавке:
Пуд картофеля-30 коп } ? всего
Пуд репчатого лука-80 коп
2.В измененной ситуации(говядина стоила 12,5 коп за фунт, свинина 15 коп за фунт, а баранина 13 коп)
1)В нашей лавке купили говядину на 12 руб, а баранину на 52 коп дороже.сколько заплатили за баранину?
2)В лавке купили свинину на 15 руб.это на 45 коп дороже, чем баранина.Сколько заплатили за баранину?
Результат проделанной работы – (виртуальные экскурсии).
Итог работы Проект «Виртуальный музей» ,который был представлен на Образовательном Форуме и получил Диплом 2 степени
Проект «Виртуальный музей» - это часть работы школы по теме «Проектирование деятельности школы – образовательного центра в условиях поселка городского типа». Он имеет целью создание условий для использования учителями, учащимися и представителями социума метериалов школьного музея посредством создания виртуальных экспозиций.
Для педагогов: Это позволит повысить качество занятий с использованием ресурсов музея. При планировании урока учитель сможет заранее просмотреть виртуальную экспозицию, отобрать необходимое для урока или даже перестроить материал в нужной ему последовательности. Для подготовки урока не потребуется много времени т.к. виртуальную экспозицию можно просмотреть на любом компьютере вне стен музея.
Таким образом гражданское воспитание и реализацию системно-деятельностного подхода, который является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, которое можно осуществлять через работу музея и его возможности.ПНИ
Данный опыт может обогащаться в связи с появлением новых компьютерных технологий, новых возможностей глобальных сетей. Интерес к данной работе у школьников будет стабильным, если музейная педагогика будет шагать в ногу со временем. Но следует иметь в виду, что ничто не может заменить живого человеческого общения, электронные копии не могут заменить подлинники. Виртуальные экспозиции – это средство, но не цель.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское воспитание в семье
Гражданское воспитание в семье...
Гражданское воспитание
Гражданское воспитание в семье...
Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса "Воинская слава моей семьи"....
Школьная агитбригада как средство гражданско-патриотического воспитания
Агитбригада многими из современных педагогов воспринимается, как давно устаревшая форма, приемлемая лишь в эпоху революций. А между тем в агитбригаде мы находим очень интересную и вполне приемлемую се...
Дидактический материал (серия книг) для урочной и внеурочной деятельности по эколого-гражданскому воспитанию младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет личность выпускника школы следующим образом, «любящий свой край и своё Отечество, осознанно выполняющий правил...
Обобщение опыта «Решение проектных задач как средство повышения качества обучения на примере урока окружающего мира»
ВПР – всероссийские проверочные работы необходимы, чтобы конкретный учитель, школа и регион могли оценить, на каком уровне находятся. В свою очередь это создает тему для размышлений. Одно из них...
Гражданское воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будуще...