Обобщение материала по теме "Музейные уроки как средство гражданского воспитания"
методическая разработка по теме

Ивачева Наталья Александровна

Методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области

«Музейные уроки как одно из

средств гражданского воспитания»

Выступление составлено

 руководителем школьного

методического объединения

учителем начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП

пгт Мурыгино

Ивачевой  Н.А.

2012год

Новые образовательные стандарты включают программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования. Нормативно-правовой и документальной основой, которой являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  (далее — Концепция).

В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы» в программе  духовно-нравственного развития и воспитания – общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

Так одно из направлений

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Включает :

Сочетание традиций героического прошлого и сегодняшних реалий жизни ,которое решается через  следующие  задачи:

  • Воспитание гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края
  • Воспитание любви к «малой родине»
  • Воспитание уважительного отношения  к языку
  • Воспитание глубокого уважения к символам Российской Федерации

    Одним из средств реализации данных задач в нашей школе являются музейные уроки.

В каждом образовательном учреждении есть музей или краеведческая комната . Основателем и организатором в  нашей школе музея является Н.И.Пестова

В музее на сегодняшний день материал представлен в четырех отделах. Это:

  • этнографический отдел;
  • отдел истории поселка Мурыгино;
  • отдел истории школы;
  • зал боевой славы.

Так как наши учащиеся не всегда могут посетить музей по различным причинам.

У нас появилась идея создания виртуального музея

Нашим коллективом была проделана большая работа:

1 Создана творческая группа, в которую входили учителя начальных классов и руководители метод.объединений.

  1. Изучен тематико  – экспозиционный план школьного музея .
  • Тема, подтема
  • Содержание экспозиции
  • Форма показа
  • Место в экспозиции
  1. Затем творческая группа  разработала
  • календарно-тематическое планирование по предметам

  • разработка и  проведение уроков с использованием экспозиций.

Пример использоания виртуальной выставки, приём Виртуальная выставка

а «музей в чемодане», посещение самого музея.

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии в 1 классе

с использованием фондов школьного краеведческого музея

Учитель:  Гоголева П. А.2009г

Тема урока: К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

 P1170005

-А  мы сегодня узнаем, как рубашка в поле.

Экскурсия в школьный музей или использование виртуальной экспозиции«Как рубашка в поле выросла»

Пример использования системно-деятельностного подхода с использованием материалов музея.

Урок технологии во2 классе с использованием фондов школьного краеведческого музея

Учитель:  Козвонина В.П.2009г

Тема: «О народных умельцах родного края. Лепка посуды способом кругового налепа и с помощью стек. Солонка».

Через исследование, приём «музей в чемодане», вопросы, которые задавались руководителю в музее и собственно деятельность, дети познакомились с народными умельцами родного края и сами попрбовали

ими быть.

Пример использования исторических математических данных родного посёлка и технологии личностно-ориентированного обучения.

Урок математики в 4 классе с использованием фондов школьного краеведческого музея

Учитель:  Ивачева Н.А.2009г

Тема: «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

Через использование материалов музея (городских розничных цен в

1913 году) дети весь урок путешествовали по старой Вятке. Делая остановки в лавках Вятской губернии решали задачи нового вида в знакомой, изменённой и новой ситуации. Отрабатывали вычислительные навыки и воспитывали любовь к науке.

Узнали что такое пуд, фунт,голова. Сравнили зарплаты .

Например:устный счет

1.В нашей лавке:

Пуд картофеля-30 коп                  }    ? всего

Пуд репчатого лука-80 коп  

2.В измененной ситуации(говядина стоила 12,5 коп за фунт, свинина 15 коп за фунт, а баранина 13 коп)

1)В нашей лавке купили говядину на 12 руб, а баранину на 52 коп дороже.сколько заплатили за баранину?

2)В лавке купили свинину на 15 руб.это на 45 коп дороже, чем баранина.Сколько заплатили за баранину?

Результат проделанной работы –  (виртуальные экскурсии).

Итог   работы Проект «Виртуальный музей»  ,который был представлен на Образовательном Форуме и получил Диплом 2 степени

Проект «Виртуальный музей» - это часть работы школы по теме «Проектирование деятельности школы – образовательного центра в условиях поселка городского типа».  Он имеет целью создание условий для использования учителями, учащимися и представителями социума метериалов школьного музея посредством создания виртуальных экспозиций.

         Для педагогов: Это позволит повысить качество занятий с использованием ресурсов музея. При планировании урока учитель сможет заранее просмотреть виртуальную экспозицию, отобрать необходимое для урока или даже перестроить материал в нужной ему последовательности. Для подготовки урока не потребуется много времени т.к. виртуальную экспозицию можно просмотреть на любом компьютере вне стен музея.

Таким образом гражданское воспитание и реализацию системно-деятельностного подхода, который  является определяющим для формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования,  которое можно осуществлять через работу музея и его возможности.ПНИ

Данный опыт может обогащаться в связи с появлением новых компьютерных технологий, новых возможностей глобальных сетей. Интерес к данной работе у школьников будет стабильным, если музейная педагогика будет шагать в ногу со временем. Но следует иметь в виду, что ничто не может заменить живого человеческого общения, электронные копии не могут заменить подлинники. Виртуальные экспозиции – это средство, но не цель.

Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское воспитание в семье

Гражданское воспитание в семье...

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание в семье...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Школьная агитбригада как средство гражданско-патриотического воспитания

Агитбригада многими из современных педагогов воспринимается, как давно устаревшая форма, приемлемая лишь в эпоху революций. А между тем в агитбригаде мы находим очень интересную и вполне приемлемую се...

Дидактический материал (серия книг) для урочной и внеурочной деятельности по эколого-гражданскому воспитанию младших школьников.

  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  личность выпускника школы следующим образом, «любящий свой край и своё Отечество, осознанно выполняющий правил...

Обобщение опыта «Решение проектных задач как средство повышения качества обучения на примере урока окружающего мира»

ВПР – всероссийские проверочные работы необходимы, чтобы конкретный учитель, школа и регион могли оценить, на каком уровне находятся. В свою очередь это создает тему для размышлений. Одно из них...

Гражданское воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будуще...