Гражданское воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.
статья

Элла Викторовна Зубенкова

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. Одним из средств гражданского воспитания младших школьников является внеурочная деятельность. На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем кружка «Я – гражданин России», целью которого является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Э.В.Зубенкова

МБОУ  «Средняя школа № 10» г. Рославля;

учитель начальных классов

Гражданское воспитание младших школьников

средствами внеурочной деятельности

Для того чтобы  человеку хорошо прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он живёт. Об этом учили во все времена. Самые мудрые и добрые люди  всех народов.

                         Л. Н. Толстой

Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения. Тем более, что на сегодняшний день человечество столкнулось с тяжёлыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.(3)

Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской воспитанности обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе и неизбежность перемен в отечественной системе образования. На устранение данного противоречия направлены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. В Стандарте определён «портрет» выпускника начальной школы, в котором на первый план выходят следующие показатели личности: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; обосновывать  свою позицию; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и т.д.

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будущего.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, определяется цель гражданского воспитания:  воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Основной задачей гражданского воспитания является формирование гражданственности у подрастающего поколения. Гражданственность на современном этапе определяется как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным». (3, с.27)

Что же такое «гражданское воспитание»? С точки зрения современных исследователей Суколенова И.В., Коломийченко Л.В. - это целостный педагогический процесс, результатом которого является определённый уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая культура.(2,5)

Одним из средств гражданского воспитания младших школьников является внеурочная деятельность.

На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем кружка «Я – гражданин России», целью которого является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: создавать условия для эффективного гражданского воспитания школьников; утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; повышать качество гражданского воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность.

Программа кружка рассчитана на 4 года обучения, по 34 (33) часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа включает в себя следующие направления: «Я и школа», «Я и здоровый образ жизни», «Я и семья», «Я и моя малая Родина», «Я и природа», «Я и Отечество», «Я хочу всё знать. Я и Закон».

Планируемые результатами обучения по внеурочной деятельности «Я – гражданин России»:

личностные - осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре; уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

предметные - значения ключевых слов «государство», «гражданин России», «гражданин мира»; государственные символы; поворотные моменты в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной культуры страны.

 метапредметные - наблюдения, слушания, чтения; классификации и обобщения; самопроверки и самоконтроль; логичность, доказательность суждений, умозаключений, выводов.

На основе материалов, которые подбирались к занятиям, было создано мультимедийное пособие, апробация которого проходила  на базе нашей школы.

Сегодня я хочу познакомить Вас с этим пособием на примере направления «Я и Отечество», на изучение которого в 1 классе отводится 4 часа. Раздел включает следующие темы:

  • Что такое Отечество.
  • Страна, в которой я живу.
  • Символы государства.
  • Кто управляет государством и для чего это нужно.

Тема «Что такое отечество» направлена  на формирование у детей образа родной страны и чувства Родины (воспитывать любовь к родному Отечеству, формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну); знакомит учащихся с понятиями «гражданственность»; «отечество».

Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника по данной тематике лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение  проектов: «История Отечества», «Твори добро», «Герои живут рядом». В ходе работы над этими проектами у детей проявляются такие духовно-нравственные качества гражданина как толерантность, милосердие, гуманизм, ответственность за порученное дело.  

В теме «Страна, в которой я живу» формируется понимание  гражданских ценностей, интереса и желания внести посильный вклад в развитие своей страны; воспитывается уважительное отношение к родной стране, её традициям и обычаям. 

Эффективности работы способствуют проекты «Чьи имена носят улицы нашего города?», «Подарок детскому дому», «Детям Донбасса», «Твори добро»,  «Мой сосед - ветеран». Включая в процесс занятий коммуникативных игр «Волшебные конфеты», «Слепой и поводырь», «Пожелание на день», «Обратись по имени», «Продолжи рассказ», я побуждаю учеников искренне выражать свои чувства, учиться решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. После проведения игры младшим школьникам предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт.

Формирование представлений о традиционных символах государства, истории их возникновения, значимости символики для нашей страны, воспитание  чувства гордости, гражданственности, происходит в теме «Символы государства». В ходе занятия для понимания и усвоения младшими школьниками нравственных и патриотических норм в естественных условиях  провожу игры: «Составь флаг», «Составь герб», «Объясни значение», «Историческое лото».

Следующая тема «Кто управляет государством и для чего это нужно» способствует воспитанию гражданина, патриота своей Родины; знакомит с основными понятиями, связанными с представлениями о Родине как государстве, закладывает основы гражданственности, воспитывает чувство гордости за свою страну; формирует представление о роли президента и органов власти в управлении государством. В ходе занятия используются игры «Объясни значение», «Я – президент», «Назови свои права», которые помогают приобрести социальный опыт, усвоить нравственные ценности, социальные правила в обстановке наиболее комфортной для детей данной возрастной группы.

В процессе работы с целью выявления уровня сформированности гражданственности у младших школьников проводились диагностические исследования. Для этого использовались следующие диагностики: осознанность гражданской позиции (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.); сформированность коммуникативных УУД (анкета – опросник А.С.Прутченко «Настоящий друг»); сформированность личностных УУД (методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?» Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И.); сформированность познавательных УУД (методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой).

В четвертом классе, по данным опроса, четко прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Более 63% детей правильно понимают все ключевые понятия. Наивысший рейтинг получили: «гражданственность» – 81%, «отечество» – 84%, «ответственность» – 90%, «совесть» – 78%, «мужество» – 79%.

Результатом работы кружка «Я – гражданин России» являются динамика уровня сформированности у младших школьников гражданских качеств; повышение интереса учащихся к истории своего Отечества, к политическим событиям в стране; уважение культуры и традиций русского народа; сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением, благоприятный психологический климат в классном коллективе, отсутствие правонарушений среди воспитанников; участие в различных общешкольных и городских мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию различного уровня.

Литература:

1. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 14 – 16.

2. Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.

3. Основная  образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» / авт.-сост. С.А. Болотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011. — 88 с.

4. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. -  М.: Глобус, 2009. – 367с.

5. Следзевский И. В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2007. - № 1. - С. 25 - 28.

6. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях: Историко-педагогические аспекты / Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002. – 198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в статье описан опыт работы учителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности «Истоки» и «Я – гражданин России». ...