Формирование социальных компетенций на занятиях "Умелые ручки"
учебно-методический материал на тему

Зубрилина Евгения Валерьевна

доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность изучаемой деятельности:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы- воспитание интереса и любви к ручному творчеству,  вовлечение детей  в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения; обучение  изготовления поделок из различных материалов.

Задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника и формировании социальных компетенций.  На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение  о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы  нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект

 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.  

Личностные универсальные учебные действия

ДЕТИ :

  • проявляют активный интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • с интересом относятся к новым способам исследования технологий и материалов;
  • учатся адекватное понимание причины успешности/ неуспешности творческой деятельности.
  • формируют свою внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • учатся выражать познавательную мотивацию;

Регулятивные универсальные учебные действия

ДЕТИ УЧАТСЯ

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия

ДЕТИ УЧАТСЯ:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o            учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o           формулировать собственное мнение и позицию;

o           договариваться, приходить к общему решению;

o           соблюдать корректность в высказываниях;

o           задавать вопросы по существу;

o           использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Познавательные универсальные учебные действия

ДЕТИ УЧАТСЯ:

  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получают возможность:

  • Для формирования социальных компетенций
  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего дома;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Подготовила: Зубрилина Евгения Валерьевна,

                          учитель начальных классов

12 апреля 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...

Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...

Внеурочное занятие "Умелые ручки" для 1 класса

Направленность данной внеурочной программы – художественно-эстетическая. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всесторонн...

внеурочное занятие "Умелые ручки" 1класс и 4класс "Занимательная математика"

Рабочие программы по веурочке "Умелые руки "1класс и по математике 4класс "Занимательная математика"...

Конспект открытого занятия "Умелые ручки" по теме "Снежинки из синельной проволоки"

Конспект открытого урока-занятия в рамках "Умелые ручки" по теме: изготовление поделок из синельной проволоки....

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития

Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития. Материалы можно скачать здесь https://yadi.sk/d/Nc5Zy0XqBWuSFA...