Формирование социальных компетенций на занятиях "Умелые ручки"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1-4 в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы- воспитание интереса и любви к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения; обучение изготовления поделок из различных материалов.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника и формировании социальных компетенций. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа «Умелые руки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
ДЕТИ :
- проявляют активный интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- с интересом относятся к новым способам исследования технологий и материалов;
- учатся адекватное понимание причины успешности/ неуспешности творческой деятельности.
- формируют свою внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- учатся выражать познавательную мотивацию;
Регулятивные универсальные учебные действия
ДЕТИ УЧАТСЯ
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ДЕТИ УЧАТСЯ:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Познавательные универсальные учебные действия
ДЕТИ УЧАТСЯ:
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получают возможность:
- Для формирования социальных компетенций
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего дома;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Подготовила: Зубрилина Евгения Валерьевна,
учитель начальных классов
12 апреля 2014 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...
Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...
Внеурочное занятие "Умелые ручки" для 1 класса
Направленность данной внеурочной программы – художественно-эстетическая. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всесторонн...
внеурочное занятие "Умелые ручки" 1класс и 4класс "Занимательная математика"
Рабочие программы по веурочке "Умелые руки "1класс и по математике 4класс "Занимательная математика"...
Конспект открытого занятия "Умелые ручки" по теме "Снежинки из синельной проволоки"
Конспект открытого урока-занятия в рамках "Умелые ручки" по теме: изготовление поделок из синельной проволоки....
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития
Конспект и презентация открытого занятия "Умелые ручки" в Школе раннего развития. Материалы можно скачать здесь https://yadi.sk/d/Nc5Zy0XqBWuSFA...