Формирование адекватной самооценки школьника
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Бывает адекватная, неадекватная (завышенная и заниженная).
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
Существует ряд методик, с помощью которых можно диагностировать уровень самооценки ребёнка. В ходе изучения литературы по данному вопросу я рассмотрела некоторые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Казимовой А.А на тему: «Формирование адекватной самооценки школьника».
Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Бывает адекватная, неадекватная (завышенная и заниженная).
В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
Существует ряд методик, с помощью которых можно диагностировать уровень самооценки ребёнка. В ходе изучения литературы по данному вопросу я рассмотрела некоторые.
Итак, уважаемые коллеги для определения самооценки младших школьников можно использовать методику “Лесенка”. Цель: выявление уровня развития самооценки.
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Также можно использовать методику “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой). Цель:выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Для учащихся 5-6 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки
Методика "Опросник", в которой ребёнок отвечает на 10 вопросов, а затем обрабатывается результат.
Методика «Как у тебя с самооценкой?”
После того как вы провели ту или иную методику по определению самооценки, вы выявляете у себя в классе детей с адекватной, завышенной и заниженной самооценкой. И я хочу дать некоторые рекомендации учителям и родителям по работе с детьми с завышенной и заниженной самооценкой.
Советы педагогам и родителям для формирования самооценки школьника рекомендуется:
- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
- проводить с детьми релаксационные игры;
- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
- предоставлять детям возможность делать выбор.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....
Дипломная работа "Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида
Дипломная работа на тему"Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида"...
Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...
Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка
курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) с презентацией....
Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника.
Понятие семьи.Стили воспитания в семье. Влияние их на формирование самооценки ребёнка.Внутрисемейные психологические факторы,имеющие воспитательное значение....
Формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях ФГОС
Презентация к обобщению опыта работы по теме самообразования...