Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, программа 2100.
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, программа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl_poyasnitelnaya_zapiska.docx57.85 КБ
Файл kalendarno_-_tem._planirovanie.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Цели рабочей программы:

  • развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи рабочей программы:

  1. Развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. Формирование у учащихся чувства языка;
  4. Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

        Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

3. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №1.

5. Авторская учебной программа: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В.  по русскому языку.

Сведения о программе.

 Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык»3 класс( 2013г.)

2.Общая характеристика учебного предмета.

Языковой материал представлен в рабочей  программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация

 В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии

развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предме-

та (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и

письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы

речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач

используется УМК 2100  по русскому языку: учебники (Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. «Русский язык» 3 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому» 3 класс).

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами

предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составля-

ющей целостной научной картины мира; знаково-символического и

логического мышления на базе основных положений науки о языке

(познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультур-

ная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род-

ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте-

тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской

национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языко-

вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык

и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование

у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем

языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать

свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога-

той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В  процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

 - технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- технология здоровьесбережения;

- технология игрового моделирования;

-технология продуктивного чтения.

Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации и др.)

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Виды и формы контроля за усвоением знаний.

- текущий  контроль (устный опрос, диктанты, списывание, тестовые задания,  изложение, проверочные  работы);

- промежуточная аттестация (контрольная работа).

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение курса по русскому языку в соответствии с учебным планом, учебным календарным графиком в  3 классе отводится 4 часа обязательной части в неделю (136 ч.). В связи с гуманитарной направленностью гимназического образования из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, добавлен 1 час на углубленное изучение предмета, что позволило удовлетворить запросы и потребности учащихся, родителей, увеличить количество часов на изучение  разделов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

  • Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • 3-й класс
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ьдля обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

6.Содержание учебного предмета.

Разделы «Предложение» и «Текст» (25 часов)

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово» (125часов)

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь учащимся осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

 «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м  классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Раздел «Повторение» (20 часов)

В этом разделе отводится время на повторение ранее изученного материала в начале и в конце учебного года.

     Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
  5. Каллиграфия.

Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.    

      Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(170  часов  – 5 часов  в неделю)

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

1. Повторение        11

Знакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что  я знаю  о тексте»; сопоставлять содержание своего  рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные –  небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить  в   словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами.

Слово        125

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне        4часа

Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений

3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова        5часа

4. Удвоенные буквы согласных в корне слова        6

5. Непроизносимые согласные в корне слова        10

6. Безударные гласные  в корне слова        9

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после  предварительной подготовки.

7. Сложные слова и их правописание         6

8. Части слова. Приставка 1        

9. Безударные гласные  в приставках        3

10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки  и корня        2

11. Разделительные ъ и ь 6

12. Части слова. Окончание и основа 3

13. Основа слова и окончание        3

14. Части слова. Суффикс        3

15. Разбор слова по составу        6

16. Части речи в русском языке        1

17. Имя существительное как часть речи        2

18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые        3

19. Род имён существительных        3

20. Число имён существительных        5

21. Словообразование имён существительных        8

22. Местоимение как часть речи        7

23. Имя прилагательное как часть речи        4

24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных        5

25. Разбор имён прилагательных по составу        5

26. Глагол как часть речи         3

28. Неопределённая форма глагола        9

29. Правописание частицы НЕ с глаголами         3

Предложение         24

30. Виды предложений по цели высказывания и интонации        3

31. Главные и второстепенные члены предложения        6

32. Предложения с однородными членами        7

33. Простые и сложные предложения        7

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать слож- ные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

 Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так  как ... поэтому пишется слитно; по  –  это  предлог, так   как  ...  поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова  с удвоен- ной  буквой согласного в корне и  на  стыке при- ставки и корня.

Анализировать состав  слова, осознанно выбирать  разделительный ъ или  ь, исходя из состава слова  и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового  знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

Определять начальную форму имени существи- тельного.

Наблюдать за  использованием имён  существи- тельных в речи.

Анализировать текст с преимущественным упо- треблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять твор- ческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных. (П) Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определён ной  последовательности (выполнять морфологический разбор).

Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах существительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее подробное  изложение текста).

Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами.

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  местоимений (сочинение «О себе»).

Группировать слова  по частям речи.

Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текст-описание.  (П)

Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени существительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

Различать виды  предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и  невосклицательные.

Накапливать опыт  постановки логического ударения.

Различать  слово, словосочетание и  предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.

Разделять непунктированный текст на  предложения.

Совместо  обсуждать порядок действий при  синтаксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу). (П)

34. Повторение        10

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

Продуцировать устное  сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основная литература:

    Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. учебник «Русский язык», 3 класс,  ( 2013г.)

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для, 3 класса( 2013г.);

Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для, 3 класса( 2013);

Методические рекомендации для учителя.

Методические рекомендации для учителя, Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. ( 2013г.)

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

интерактивная доска;

электронные образовательные ресурсы.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные

сроки

Примечание

по плану

факти-чески

по

плану

факти-чески

Раздел I. «Повторение»

11

2.09

1.

Первичный инструктаж по ОТ. Знакомство с учебником «Русский язык

1

3.09

2

3.

Что мы знаем о тексте

Что мы знаем о тексте

1

1

4.09

5.09

4.

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

1

6.09

5.

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

1

9.09

6

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

1

10.09

7.

Развитие умения писать заглавную букву в словах.

1

11.09

8.

Контрольное списывание

1

12.09

9

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

1

13.09

10.

Контрольный диктант №1 « Повторение»

1

16.09

11.

Работа над ошибками

1

17.09

Раздел II. «Слово»

125

1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне

4

12.

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

1

18.09

13

14.

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

1

19.09

20.09

15.

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

1

23.09

2. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

5

16

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

1

24.09

17.

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

1

25.09

18.

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

26.09

19.

Проверочная работа №1 «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

1

27.09

20

Работа над ошибками

1

30.09

3. Удвоенные  согласные в корне слова

6

21

22

23.

Правописание слов с удвоенными  согласными буквами в корне.

Правописание слов с удвоенными  согласными буквами в корне.

Правописание слов с удвоенными  согласными буквами в корне.

1

1

1

1.10

1.10

3.10

24.

Обучающее изложение

1

4.10

25.

Проверочная работа №2 «Удвоенные  согласные в корне слова»

1

7.10

26.

Работа над ошибками

1

8.10

4. Непроизносимые согласные в корне слова

10

27.

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

9.10

28.

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

10.10

29.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

11.10

30

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

14.10

31

32.

Правописание проверяемых  согласных букв в корне слова

Правописание проверяемых  согласных букв в корне слова

1

1

15.10

16.10

33

Сочинение по опорным словам

1

17.10

34.

Проверочная работа №3 «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

18.10

35

Контрольный диктант №2 «Непроизносимые согласные в корне слова»

1

21.10

36

Работа над ошибками

1

22.10

5. Безударные гласные в корне слова

9

37

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

23.10

38

Развитие умения видеть в словах орфограммы –  безударные гласные.

1

24.10

39

40

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Свободный диктант

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне

1

1

25.10

28.10

41

Проверочная работа №4 «Безударные гласные в корне слова»

1

29.10

42.

Контрольный диктант №3 «Безударные гласные в корне слова»

1

30.10

43.

Работа над ошибками

1

31.10

44.

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне

1

11.11

45.

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне

1

12.11

6. Сложные слова и их правописание

6

46

Знакомство с понятием «сложные слова»

1

13.11

47

Соединительные буквы о и е в сложных словах. Образование сложных слов

1

14.11

48

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные

1

15.11

49

Сочинение по опорным словам

1

18.11

50.

Проверочная работа № 5 «Сложные слова и их правописание»

1

19.11

51.

Работа над ошибками

1

20.11

7. Части слова. Приставка.

1

52

Приставка, её роль в слове. Различие приставки и предлога

1

21.11

8. Безударные гласные в приставках

3

53

Правописание букв безударных гласных в приставках

1

22.11

54

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

1

25.11

9. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2

55.

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

1

26.11

56

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

1

27.11

10. Разделительные ъ и ь

6

57.

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

1

28.11

58.

Правописание слов с разделительными ъ и ь

1

29.11

59.

Обучающее изложение

1

2.11

60

Проверочная работа №6 «Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня»

1

2.13

61

Контрольный диктант №4 «Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня»

1

4.12

62.

Работа над ошибками

1

5.12

11. Части слова. Окончание и основа

3

63.

Понятие об окончании и основе слова

1

6.12

64.

65

Развитие умения находить в слове окончание

Развитие умения находить в слове окончание

1

1

9.12

10.12

12. Основа слова и окончание

3

66.

Как найти в слове основу

1

11.12

67

68

Развитие умения находить в слове окончание и основу

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

1

12.12

13.12

13. Части слова. Суффикс

3

69

Суффикс и его роль в слове

1

16.12

70

71

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

1

17.12

18.12

14. Разбор слова по составу

6

72.

73

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу

1

1

19.12

20.12

74

Контрольное списывание

1

23.12

75.

Проверочная работа № 7 «Части слова»

1

24.12

76

Работа над ошибками

1

25.12

77.

Упражнения в разборе слов по составу

Упражнения в разборе слов по составу

1

1

26.12

27.12

15. Части речи в русском языке

1

78.

Части речи в русском языке

1

30.12

16. Имя существительное как часть речи

2

79

Определение имени существительного

1

13.01

80

Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста

1

14.01

17. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3

81

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

1

15.01

82

Имена существительные в речи

1

16.01

83

Урок - обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

17.01

18. Род имён существительных

3

84.

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

1

20.01

85

Род – постоянный признак имён существительных

1

21.01

86.

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

1

22.01

19. Число имён существительных

5

87.

Изменение имён существительных по числам

1

23.01

88.

Образование множественного числа имён существительных

1

24.01

89.

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе

1

27.01

90.

91

Разбор имени существительного как части речи

Разбор имени существительного как части речи

1

1

28.01

29.01

20. Словообразование имён существительных

8

92

Образование имён существительных с уменьшительно - ласкательным значением

1

30.01

93

Уменьшительно - ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

1

31.01

94

95

96

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

Разбор имён существительных по составу

Разбор имён существительных по составу

1

1

3.02

4.02

97

Обучающее изложение «Мурлыка»

1

5.02

98

Проверочная работа № 8 «Имя существительное как часть речи»

1

6.02

99

Работа над ошибками

1

7.02

1

10.02

21. Местоимение как часть речи

7

100

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

11.01

101

Местоимения 1, 2, 3 - его лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

12.02

102.

103

Разбор местоимения как части речи

Разбор местоимения как части речи

1

13.02

104

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

1

14.02

105

Свободный диктант «Паучок»

1

17.02

106

Проверочная работа №9 «Местоимение как часть речи»

1

18.02

107

Работа над ошибками

1

19.02

22. Имя прилагательное как часть речи

4

108

Определение имени прилагательного

1

20.02

109

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

1

21.02

110

111

Роль имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи

1

1

24.02

25.02

23. Правописание  безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

5

112

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

26.02

113

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

1

27.02

114

115

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

1

1

28.02

3.03

116

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

4.03

24. Разбор имён прилагательных по составу

5

117

Словообразование имён прилагательных

1

5.03

118

Разбор имён прилагательных по составу

1

6.03

118

Проверочная работа №10 «Имя прилагательное как часть речи»

1

7.03

120

Контрольный диктант №5 «Имя прилагательное как часть речи»

1

10.03

121

Работа над ошибками

1

11.03

25. Глагол как часть речи

3

122

Определение глагола как части речи. Изменение глаголов по временам

1

12.03

123

Суффикс – л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

13.03

124

Изменение глаголов по числам

1

14.03

26. Правописание частицы НЕ с глаголами

3

125

126

Употребление частицы  НЕ с глаголами. Правило правописания  частицы НЕ с глаголами

Употребление частицы  НЕ с глаголами. Правило правописания  частицы НЕ с глаголами

1

1

17.03

18.03

127.

Свободный диктант

1

19.03

27. Неопределённая форма глагола

9

128.

Понятие о неопределённой форме глагола

1

20.03

129

130

131

Неопределённая форма глагола. Правописание  ь в глаголах неопределённой формы

Неопределённая форма глагола. Правописание  ь в глаголах неопределённой формы

Правописание  ь в глаголах неопределённой формы

1

1

1

21.03

1.04

2.04

132

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

1

3.04

133

Разбор глагола как части речи

1

4.04

134

Проверочная работа №11 «Глагол как часть речи»

1

7.04

135

Контрольный диктант №6 « Глагол как часть речи»

1

8.04

136

Работа над ошибками

1

9.04

Предложение

24

28. Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

137

Виды предложений по цели высказывания

1

10.04

138

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

11.04

139

Восклицательные и невосклицательные предложения

1

14.04

29. Главные и второстепенные члены предложения

6

140

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

15.04

141

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

16.04

142

Понятие о второстепенных членах предложения

1

17.04

143

Составление схем предложений и предложений по схемам

1

18.04

144

Предложения распространённые и нераспространённые

1

21.04

145

Разбор предложений

1

22.04

30. Предложения с однородными членами

7

146

Однородные подлежащие и сказуемые

1

23.04

148

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

1

24.04

149

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

25.04

150

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

28.04

151

Запятая в предложениях с однородными членами (урок - практикум)

1

29.04

152

Обучающее изложение

1

30.04

153

Работа над ошибками

1

1.05

31. Простые и сложные предложения

7

154

Понятие о простом и сложном предложении

1

2.05

155

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

5.05

156

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

6.05

157

Разбор простого и сложного предложений

1

7.05

158

Контрольное изложение

1

8.05

159

Проверочная работа №12 «Предложение»

1

12.05

160

Работа над ошибками

1

13.05

32. Повторение

10

161

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи

1

14.05

162.

Повторение изученных орфограмм и состава слова

1

15.05

163

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1

16.05

164

Работа над ошибками

1

19.05

165

Повторение изученных орфограмм и состава слова

1

20.05

166

167

Повторение изученных орфограмм и состава слова

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения

1

1

21.05

22.05

168

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения

1

23.05

169

170

Повторение .Простые и сложные предложения

Повторение .Простые и сложные предложения

Резервные уроки

1

1

1

1

1

26.05

27.05

28.05

29.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс 2100

Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по программе 2100 составлена на основеавторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина- Москва: Издательство...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (2100)

Рабочая программа по русскому языку разработана для 3 класса по программе "2100"...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс 2100

Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...