Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа 2100.
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_lit_cht.docx | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г.Липецка
СОГЛАСОВАНО Председатель научно-методического совета ______________ Протокол № | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка _________________________ |
Рабочая программа по литературному чтению
для 4Г класса
Учитель Михина Н. Б
2014-2015 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цели и задачи программы
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших обучающихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Перечень нормативных правовых документов
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».
3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
6. Авторская программа по литературному чтению Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Чтение и начальное литературное образование».
Сведения о программе.
Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Чтение и начальное литературное образование» (2013г).
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета.
В системе начального образования учебный предмет «Литературное чтение» занимает особое место и ставит достижение задач:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретноисторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
Основными формами организации образовательного процесса по математике (другому предмету) являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации и др.);
- защита проектов;
- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля:
-текущий контроль (техника чтения, декламация стихотворений, работа с текстом);
- промежуточная аттестация(интегрированный зачет).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе три часа в неделю (105 ч. в год).
На изучение литературного чтения отводится 105 часов в учебный год (3 часа в неделю).
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать иопределять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором.
6.Содержание учебного предмета.
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Произведения современной детской литературы разных жанров
.Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Четвероклассник должен также уметь читать осознанно текст про себя.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умений: самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа
- Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
- Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
- Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
- Наблюдение над языком художественных произведений.
- Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит обучающихся со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении . Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах . Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
Обучение:
- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
- составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
- учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
(105 ч – 3 часа в неделю)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Раздел 1 «Любимые книги» (7 часов) Раздел 2 «У истоков русской детской литературы» (14 часов) Зарождение литературы (4 часа) Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт (3 часа) Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов) Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа) Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов) Путешествия 6 и 7. Мир природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов) Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов) Путешествия 8 – 10. Мир детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов) Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа) | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастера слова. Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой вой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ- характеристику героя. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному , к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге. |
8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по учебнику « В океане света» 4 класс. – М.:: Баласс, 2013.
- Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве» 4 класс. – М.:: Баласс, 2013.
- Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу (чтение). – М. Первое сентября, 2010.
- Кондранина Т.И. Чтение 4 класс: сборник тестов и упражнений по развитию навыков техники чтения. – М., 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Антипова И.А. Очерки о детских писателях: справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2009.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Методические рекомендации для учителя. 4 класс.
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
компьютер;
мультимедийный проектор;
мультимедийные цифровые образовательные ресурсы
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Календарные сроки | Примечание | |||
по плану | фактич | по плану | фактич | ||||
Часть 1 | |||||||
Раздел 1 «Любимые книги» (7 часов) | |||||||
1 | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». | 1 | 1.09 | ||||
2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» | 1 | 3.09 | ||||
3 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I (ч.1 и 2) | 1 | 5.09 | ||||
4 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I ( ч. 3) | 1 | 8.09 | ||||
5 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».Глава I ( ч. 4) | 1 | 10.09 | ||||
6 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | 1 | 12.09 | ||||
7 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 1 по разделу «Любимые книги» | 1 | 15.09 | ||||
Раздел 2 «У истоков русской детской литературы» (14 часов) | |||||||
Зарождение литературы (4 часа) | |||||||
8 | Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». | 1 | 17.09 | ||||
9 | «Повесть временных лет». «Расселение славян». «Изобретение славянской азбуки». | 1 | 19.09 | ||||
10 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | 22.09 | ||||
11 | «Поучение» Владимира Мономаха детям | 1 | 24.09 | ||||
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт (3 часа) | |||||||
12 | Чудов монастырь. Справщик Савватий. Стихи Савватия | 1 | 26.09 | ||||
13 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | 29.09 | ||||
14 | Обобщающий урок. Проверочная работа№2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1) | 1 | 1.10 | ||||
Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов) | |||||||
15 | С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл.1) | 1 | 3.10 | ||||
16 | С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл. 2 и 3) | 1 | 6.10 | ||||
17 | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова» | 1 | 8.10 | ||||
18 | Статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | 10.10 | ||||
19 | Сочинение в стиле нравоучительной статьи | 1 | 13.10 | ||||
20 | А.Шишкова. Детские стихи. Рассказ «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь». | 1 | 15.10 | ||||
21 | Обобщающий урок. Проверочная работа№3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2) | 1 | 17.10 | ||||
Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа) | |||||||
Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов) | |||||||
22 | И.Крылов. Басня «Слон и Моська» | 1 | 20.10 | ||||
23 | И.Крылов. Басня «Квартет» | 1 | 22.10 | ||||
24 | А.Погорельский «Черная курица» (ч. 2,3) | 1 | 24.10 | ||||
25 | А.Погорельский «Черная курица» (ч. 4,5) | 1 | 27.10 | ||||
26 | А.Погорельский «Черная курица» (ч. 6) | 1 | 29.10 | ||||
27 | Сказки и сказочники. Исторические рассказы А.Ишимовой | 1 | 31.10 | ||||
28 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 1 – 9) | 1 | 10.11 | ||||
29 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 10 – 15) | 1 | 12.11 | ||||
30 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(Финал) | 1 | 14.11 | ||||
31 | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Болде» | 1 | 17.11 | ||||
32 | Сказка В. А.Жуковского «Спящая царевна» | 1 | 19.11 | ||||
33 | В.Даль «Война грибов с ягодами» | 1 | 21.11 | ||||
34 | Устное сочинение-обработка народной сказки(подражание В.И.Далю) | 1 | 24.11 | ||||
35 | Как надо писать для детей? А.Ишимова «Славяне» | 1 | 26.11 | ||||
36 | Обобщающий урок. Проверочная работа №4 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3 – 5) | 1 | 28.11 | ||||
Путешествия 6 и 7. Мир природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов) | |||||||
37 | С.Аксаков «Детские годы Багрова – внука» | 1 | 1.12 | ||||
38 | Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева о природе | 1 | 3.12 | ||||
39 | Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе | 1 | 5.12 | ||||
40 | Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | 8.12 | ||||
41 | Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | 10.12 | ||||
42 | Школа в Ясной Поляне. Учебные книги | 1 | 12.12 | ||||
43 | Л.Н. Толстой «Два брата» | 1 | 15.12 | ||||
44 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья» | 1 | 17.12 | ||||
45 | Практикум «Учусь читать художественную прозу» | 1 | 19.12 | ||||
46 | Контрольное чтение | 1 | 22.12 | ||||
47 | К.Д.Ушинский «Столица и губернский город». ОДБ «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | 1 | 24.12 | ||||
48 | К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» | 1 | 26.12 | ||||
49 | Сочинение в форме путевого очерка | 1 | 29.12 | ||||
50 | К.Д.Ушинский «Наше Отечество» | 1 | 12.01 | ||||
51 | К.Д.Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение- подражание Ушинскому | 1 | 14.01 | ||||
52 | А.Куприн «Слон» (ч. 1 – 3) | 1 | 16.01 | ||||
53 | А.Куприн «Слон» (ч. 4 – 5) | 1 | 19.01 | ||||
54 | А.Куприн «Слон» (ч. 6) | 1 | 21.01 | ||||
55 | Обобщающий урок. Проверочная работа №5 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6 и 7) | 1 | 23.01 | ||||
Часть 2 | |||||||
Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов) | |||||||
Путешествия 8 – 10. Мир детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов) | |||||||
56 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.1) | 1 | 26.01 | ||||
57 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл. 8) | 1 | 28.01 | ||||
58 | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.10 и 11) | 1 | 30.01 | ||||
59 | Редакция «Воробья». Жидков и Маршак | 1 | 2.02 | ||||
60 | Редакция «Воробья». Жидков и Маршак | 1 | 4.02 | ||||
61 | Б.Жидков «Николай Исаич Пушкин» | 1 | 6.02 | ||||
62 | К.И.Чуковский «Серебряный герб» (глава 1 «Телефон») | 1 | 9.02 | ||||
63 | «Обериуты». Стихи Д. Хармса | 1 | 11.02 | ||||
64 | Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского | 1 | 13.02 | ||||
65 | С.Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем» | 1 | 16.02 | ||||
66 | Е.Шварц «Два брата» (гл. 1 – 4) | 1 | 18.02 | ||||
67 | Е.Шварц «Два брата» (гл. 5 – 8) | 1 | 20.02 | ||||
68 | Б.Галанов «Книжка про книжки»(отрывок) | 1 | 23.02 | ||||
69 | А.Н.Толстой «Фофка» | 1 | 25.02 | ||||
70 | А.Н.Толстой «Кот- сметанный рот» | 1 | 27.02 | ||||
71 | М.Пришвин «Изобретатель» | 1 | 2.03 | ||||
72 | Статья С.Я.Маршака «Сила жизни». ОБЖ «Безопасность на воде» | 1 | 4.03 | ||||
73 | Обобщающий урок. Проверочная работа №6 к разделу 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8 – 10) | 1 | 6.03 | ||||
Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа) | |||||||
74 | В.В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» | 1 | 9.03 | ||||
75 | А.Барто «Снегирь» | 1 | 11.03 | ||||
76 | Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 2) | 1 | 13.03 | ||||
77 | Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 3,4) | 1 | 16.03 | ||||
78 | Ю .Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (обобщение) | 1 | 18.03 | ||||
79 | Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно- популярным текстом» | 1 | 20.03 | ||||
80 | Р.Фраерман «Гайдар и дети» | 1 | 23.03 | ||||
81 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 1,2) | 1 | 1.04 | ||||
82 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 3,4) | 1 | 3.04 | ||||
83 | А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 5) | 1 | 6.04 | ||||
84 | Н.Носов «Федина задача». Итоговая контрольная работа Н.Носов «Федина задача» | 1 | 8.04 | ||||
85 | В.Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | 10.04 | ||||
86 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | 1 | 13.04 | ||||
87 | Стихи Б.Захадера, Е.Благининой, Ю. Коринца | 1 | 15.04 | ||||
88 | Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, М.Мошковской | 1 | 17.04 | ||||
89 | Стихи Э.Успенского, Саши Чёрного, В.Долиной. Миниатюры Г.Цыферова | 1 | 20.04 | ||||
90 | Стихи Н.Матвеевой. ОБЖ «Когда кусают насекомые. Уступи змее дорогу» | 1 | 22.04 | ||||
91 | Практикум. «Учусь читать лирический текст» | 1 | 24.04 | ||||
92 | Обобщающий урок. Проверочная работа №7 к разделу 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11 – 15) | 1 | 27.04 | ||||
93 | Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 1,2) | 1 | 29.04 | ||||
94 | Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 3 – 5) | 1 | 1.05 | ||||
95 | Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 6 -8) | 1 | 4.05 | ||||
96 | Контрольное чтение | 1 | 6.05 | ||||
97 | К.Драгунская «Крайний случай» | 1 | 8.05 | ||||
98 | К.Драгунская «Ерунда на постном масле» | 1 | 11.05 | ||||
99 | Т.Собакин «Цвет ветра». | 1 | 13.05 | ||||
100 | Т.Собакин «До будущего лета», «Самолёт» | 1 | 15.05 | ||||
101 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей | 1 | 18.05 | ||||
102 | Эпилог. Письмо к читателям | 1 | 20.05 | ||||
103 | Внеклассное чтение. «Мои любимые книги» | 1 | 22.05 | ||||
104 | Внеклассное чтение. «Мои любимые книги» | 1 | 25.05 | ||||
105 | Внеклассное чтение. «Мои любимые книги» | 1 | 27.05 | ||||
Резерв | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс 2100
Рабочая программа к образовательной системе школа 2100...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...