Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass_prog_po_liter_chten.docx | 212.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Роль и место дисциплины
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руcским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
2.Адресат
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ по ОС « Школа 2100»
3.Соответствие Государственному образовательному стандарту
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы: Р.Н. Бунеев и др.), являющейся составной частью авторской образовательной системы «Школа 2100» под руководством А.А. Леонтьева, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального образования (заключения РАН (№ 10106-5215/339 от 01.11.2010) и РАО (№ 01-5/7д-638 от 20.10.2010). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
4.Цели и задачи рабочей программы
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; 2)одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
3)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3)развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4)приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
5. Специфика программы
Образовательная система «2100» направлена на выращивание функционально грамотной личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Личностно-ориентированный подход обеспечит право каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам), а инновационные технологии помогут в формировании личности с целостной картиной мира, обладающей набором компетенций.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения.
Главное, отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
6.Основные содержательные линии курса
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
7.Структура программы
Прощание с летом(4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (15ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом ( 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки ( 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» ( 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...( 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» ( 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме ( 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой ( 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» ( 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влия- нии музыки на душу человека.
День смеха (3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» ( 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы ( 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля ( 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
Тамбовские писатели-детям 3ч
8.Требования к результата
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст; составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
9.Формы организации учебного процесса, технологии обучения
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение- слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
10.Виды и формы контроля
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
При оценивании техники чтения учитываются следующие его параметры:
способ чтения (для чтения вслух);
правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);
его осознанность;
выразительность (для чтения вслух);
скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).
Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела.
График проведения контроля
Период обучения | № урока | Вид работы | Раздел |
1 четверть | 18 | Проверочная работа № 1 | «Прощание с летом», «Летние путешествия и приключения» |
«Природа летом» | |||
2 четверть | 43 | Проверка техники чтения | |
26 | Проверочная работа № 2 | «Уроки и переменки» | |
35 | Проверочная работа № 3 | «Глухая пора листопада…» | |
3четверть | 41 | Проверочная работа № 4 | «И кот учёный свои мне сказки говорил…» |
52 | Проверочная работа № 5 | «Поёт зима, аукает...» « | |
61 | Проверочная работа № 6 | «Животные в нашем доме» | |
69 | Проверочная работа № 7 | «Мы с мамой и папой» | |
4четверть | 78 | Проверочная работа №8 | «Наполним музыкой сердца...» |
84 | Проверочная работа №9 | «День смеха», «О весна, без конца и без краю...» | |
93 | Проверка техники чтения | ||
ИТОГО: | |||
Проверочные работы | 9 | ||
Проверка техники чтения | 2 |
11.Объем и сроки обучения
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 105 часов в год при 3 часах в неделю
1 четверть - 26 ч
2 четверть - 23 ч
3 четверть - 30ч
4 четверть - 26ч
12.Информация об используемом учебнике
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Учебник для 2 класса. В 2-х частях. - М.: Баласс, 2012.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. - М.: Баласс, 2012.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы разделов | Количество часов | Тема и содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Прощание с летом | 4 | Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»и Ю. Кима «Светлый день» Работа с книгой, тип книги, выходные данные (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление. Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?» | овладение функциональной грамотностью; овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; делить текст на части, составлять простой план; самостоятельно формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для характеристики героя; подробно и выборочно пересказывать текст; составлять рассказ-характеристику героя; составлять устные и письменные описания определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) |
2 | Летние путешествия и приключения | 15 | Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2 Обучающее сочинение | |
3 3 4 5 6 7 | Природа летом «Сказочные богатыри» «Сказка мудростью богата» «Сказка - ложь, да в ней намек» «Самое обыкновенное чудо» Тамбовские писатели-детям | 7 13 часов 21 час 22 часа 4 | Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака«За поворотом» Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Природа летом» | |
4 | Уроки и переменки | 11 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов») Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 Уроки и переменки Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | приобщение к литературе как к искусству слова; приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений |
5 | «Глухая пора листопада…» | 7 | Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5 «Глухая пора листопада…» Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами Итоговый контроль. Проверка техники чтения | Развитие уметь выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанав- ливать связь ключевых слов и главной мысли; самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; вопросов; план из пред- ложений текста); сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; самостоятельно составлять план рассказа о герое; отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста; самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать содержание по ходу чтения или слушания; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию. |
6 | «И кот учёный свои мне сказки говорил…» | 11 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова«Сказка» «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход» За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6«И кот учёный свои мне сказки говорил…» Внеклассное чтение по разделу 6 Обучающее сочинение | план из вопросов; план из предложений текста); сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; самостоятельно составлять план рассказа о герое; отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста; самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; использоватрочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию. |
7 | «Поёт зима, аукает...» | 9 | Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского«Вечером») В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради) Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7«Поёт зима, аукает...» Обучающее сочинение Внеклассное чтение по разделу 7«Поёт зима, аукает...» Внеклассное чтение по разделу 7«Поёт зима, аукает...» | |
8 | «Животные в нашем доме» | 6 | Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака» У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8«Животные в нашем доме» | |
9 |
«Мы с мамой и папой» | 9 | Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) Творческая работа-сочинение о своей семье Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9«Мы с мамой и папой» | |
10 | «Наполним музыкой сердца...» | 6 | Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10«Наполним музыкой сердца...» | Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. |
11 | День смеха | 3 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | |
12 | «О весна, без конца и без краю...» | 6 | Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...») Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12 «День смеха», «О весна, без конца и без краю...» Итоговый контроль. Проверка техники чтения | |
13 | День Победы | 4 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») Внеклассное чтение по разделу 13 « День Победы» | |
14 | Родная земля | 4 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» Заключительный урок внеклассного чтения Урок итогового контроля | |
15 | Тамбовские писатели-детям | 3 | А.Шилин. «Две записки» Пересказ прочитанного произведения. Диалог при обсуждении прочитанного произведения. А.Акулинин « Про Яшку» ( « Дед Константин» ,«Филька») (2ч)Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений. Жанры художественной литературы. Г.Попов « Загадки» Загадка как малый фольклорный жанр. Различия и сходство народной и литературной загадки. Принцип построения загадки. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1)набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов;
2)наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
3)компьютер
4)медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.)
5)единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) ,
6)Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004.
7)Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. М. : “Баласс”, 2011.
8)Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели(справочник для учителей и родителей). Приложение к книгам для чтения серии “Свободный ум” Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой – М., “Баласс”, “С-Инфо”, 1995
Календарно-тематическое планирование
УПОиСЗ - Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
УОНЗ - урок открытия новых знаний;
УРУиН - урок развития умений и навыков
УРР - урок развития речи;
УКЗ - урок контроля.
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день» | 1 | УРУиН | Чтение стихо-творных произведе-ний наизусть (декламация) | Учить заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с исполь-зованием соответ-ствующей интонации | текущий | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. | 3/09 | |
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ | |||||||||
2 | В. Драгунский «Англичание Павля» | 1 | УОНЗ | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать понятие о жанре юмористичесго рассказа. Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ - автор | текущий | Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения | 4 | |
3 | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повестиЭ. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)» | 1 | УОНЗ | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Воспринимать на слух художественное произведение в испол-нении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержа-нию, оценивать свои эмоциональные реак- ции, с помощью учи-теля формулировать главную мысль. | текущий | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуж-дения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | 6 | |
4 | Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?») | 1 | УОНЗ | Составление небольшого устного текста на заданную тему | Выразительное чтение художественного текста с использованием инто-наций, соответствующих смыслу текста | текущий | Уметь осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. | 9 | |
Летние путешествия и приключения | |||||||||
5 | Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник» | 1 | УОНЗ | тема и главная мысль произведения | Уметь определять тему и главную мысли произведения | текущий | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 11 | |
6-7 | Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыска- телей») | 2 | УОНЗ | смысловые части, цитатный план, лексическое значе-ние слов | Уметь делить текст на части, составлять простой план | текущий | 13,16 | ||
8 | Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | 1 | УЗУиН | небольшие монологические высказывания | уметь использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию. | текущий | 18 | ||
9 | Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | 1 | УОНЗ | прогнозирование содержания произведения | уметь прогнози-ровать содержание произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий. | текущий | 20 | ||
10-11 | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | 2 | УОНЗ | прогнозирование содержания произведения, вопросы к тексту подробный и выборочный пересказ текста | уметь отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текс-та;самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания; | текущий | 23,25 | ||
12 | Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда») | 1 | УПОиСЗ | объяснение выбора автором заглавия, его смысл | уметь самостоятель-но находить в стихо-творном и проза-ическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. | текущий | 27 | ||
13 | Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра») | 1 | УОНЗ | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении | Уметь подробно и выборочно пересказывать текст | текущий | 30 | ||
14-15 | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга») | 2 | УОиCЗ | Работа с понятиями образ-персонаж, автор Развитие умения; соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений | Уметь приводить примеры художественных произведений | текущий | 2.10 4.10 | ||
16-17 | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы ста- рого дома») | 2 | УОНЗ | Деление текста на смысловые части | Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему | текущий | 7,9 | ||
18 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2 «Прощание с летом», «Летние приключения» | 1 | УКЗ | Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | 11 | ||
19 | Обучающее сочинение | 1 | УРР | составление текста-описания | уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); составлять простой план. | текущий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | 14 | |
Раздел 3. Природа летом 7ч | |||||||||
20 | Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом» | 1 | УОНЗ | Чтение стихотворных произведений наизусть | уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самосто-ятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения предста-влять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. | текущий | Развиваем умение слушать и понимать речь других. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. | 16 | |
21 | Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг») | 1 | УОНЗ | Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному | уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самосто-ятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения предста-влять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. | текущий | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | 18 | |
22 | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | 1 | УОНЗ | Осознанное чтение текста художественного произведения | знать содержание прочитанного. Уметь анализировать поступки героев | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах. | 21 | ||
23 | Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты») | 1 | УОНЗ | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся ;осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самосто-ятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили, вести диалог с автором. | текущий | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | 23 | |
24 | Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») | 1 | УОНЗ | Различные виды чтения, выразитель-ное чтение, исполь зование интонации ,соответствующих смыслу текста | знать, что такое стихо-творение, рифма, соотносить интонацию с содержанием Уметь самостоятельно находить в стихотво-рении слова и выражения которые использует автор для описания. | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 25 | |
25 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | 1 | УРУиН | Осознанное чтение текста художественного произведения | уметь: самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); определять тему и главную мысль,отвечать на вопросы | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | 28 | |
26 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3 «Природа летом» | 1 | УПОиСЗ | авторы, названия произведений, герои, содержание произведений | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | 30 | ||
Раздел 4. Уроки и переменки 11ч | |||||||||
27 | Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов». | 1 | УОНЗ | прогнозирование содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам обсуждение , вопросы к прослушанному произведению | знать содержание прочитанного. уметь ориентироваться в книгах,находить необходимую информа---цию, используя содержание | текущий | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | 8.11 | 8/11 11/11 |
28 | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради) | 1 | УРУиН | оценочные суждения о прочитанном произведении | уметь: самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); определять тему и главную мысль,отвечать на вопросы | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | 11 | 13 |
29-30 | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | 2 | УОНЗ | Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения,инсценирование; аргумен-тированное объясне-ние точки зрения героев | уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам Уметь находить в тексте материал для характеристики героя | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 13,15 | 15-18 |
31 | Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | 1 | УОНЗ | Определение темы и главной мысли произведения | уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 18 | 20 |
32-33 | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | 2 | УОНЗ | Составление плана; озаглавливание частей произведения | уметь:делить текст на смысловые части; - составлять вопросы к прочитанному, подробно и выборочно пересказывать текст ,составлять монологические высказывания с опорой на текст | текущий | 20,22 | 22,25 | |
34 | Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста | Декламация. Чтение стихотворных произведений наизусть | уметь читать стихотворные произведения наизусть | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. | 25 | 27 | ||
35 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4 «Уроки и переменки» | 1 | УПОиСЗ | названия, основное содержание изученных произведений | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух; само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | 27 | 29 |
36 | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | 1 | УРУиН | самостоятельное чтение книг, участие в диалоге , пересказ. | уметь самостоятельно работать с текстом, знать этапы работы. | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах. | 29 | 2.12 |
Раздел 5. «Глухая пора листопада…» 7ч | |||||||||
37 | Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») | 1 | УОНЗ | Образные языковые средства. Выразительное чтение,использование интонации, соответствующих смыслу текста. | Уметь соотносит авторов, названия прочитанных произведении, видеть сравнения, эпитеты. Знать анализ стихотворения. | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | 2.12 | 4.12 |
38 | Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом») | 1 | УОНЗ | Выражение личного отношения к прочитанному | Составление плана. Мини-сочинение | текущий | 4 | 6.12 | |
39 | Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | 1 | УОНЗ | Чтение стихотворных произведений наизусть по выбо-РУ | Знать содержание прочитанного. Уметь по ходу чтения представлять картины, устно рисовать то, что представили. | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 6 | 9 |
40 | Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | 1 | УОНЗ | диалог при обсуждении прослушанного произведения, воп-росы по содержа-нию прочитанного, отвечать на них. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения | текущий | 9 | 11 | |
41 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5«Глухая пора листопада…» | 1 | УПОиСЗ | герои прочитанных произведений, предложения для характеристики событий, места действия. | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | Преобразовывать информацию из одной формы в другую | 11 | 13 |
42 | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами | 1 | УРУиН | Различение элементов книг, журналов (обложка, ; оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация) | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией | 13 | 16 |
43 | Итоговый контроль. Проверка техники чтения | 1 | УКЗ | правильное , осознанное, выразительное чтение незнакомого текста | соблюдать критерии меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5". | итоговый | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 16 | 20 |
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» 11ч | |||||||||
44 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова«Сказка» | 1 | УОНЗ | Понимание основного содержания услышанного | Знать алгоритм заучивания наизусть стих-ий и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации. | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | 18 | 18 |
45 | «Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса») | 1 | УОНЗ | жанры произведений, народная сказка, литературная сказка | Знать что такое сказка, виды сказок. Уметь находить в сказке зачин и концовку. | текущий | 20 | 23 | |
46 | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | 1 | УОНЗ | народная сказка, литературная сказка | Знать на какие группы делятся сказки. Уметь приводить примеры. | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 23 | 25 |
47 | Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход» | 1 | УОНЗ | Заучивание на зусть и вырази тельное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации,тона | Уметь осознанно и выразительно читать, отвечать на вопросы по содержанию | текущий | 25 | 27 | |
48 | За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура») | 1 | УОНЗ | ключевые слова , тема, главная мысль,события последователь-ность | Уметь находить в тексте ключевые слова | текущий | |||
49 | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | 1 | УОНЗ | осознанное , выразительное чтение текста | Уметь пересказывать близко к тексту, составлять план | текущий | |||
50 | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города») | 1 | УОНЗ | диалог при обсуждении прочитанного произведения, вопросы по содержанию прочитанного | Знать содержание прочитанного произведения. Уметь пересказывать по опорным словам | текущий | |||
51 | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | 1 | УОНЗ | пьеса, признаки драматического произведения | Знать признаки драматического произведения пьесы. Уметь делить текст на части. | текущий | |||
52 | Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6«И кот учёный свои мне сказки говорил…» | 1 | УПОиСЗ | умение писать на тему, сочинение сказки сказки | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | Преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||
53 | Внеклассное чтение по разделу 6«И кот учёный свои мне сказки говорил…» | 1 | УПОиСЗ | выборочное чтение для подтверждения мысли | Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | ||
54 | Обучающее сочинение | 1 | УРР | Сочинение сказки | уметь оформлять свои мысли в письменной форме | текущий | Оформлять свои мысли в письменной форме | ||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» 9ч | |||||||||
55 | Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша») | 1 | УОНЗ | Сравнение, олицетв УОНЗ орение, эпитет в художественном произведении. | знать авторов и героев произведений, уметь понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | ||
56 | «Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского«Вечером») | 1 | УОНЗ | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | текущий | |||
57 | В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза») | 1 | УОНЗ | текущий | |||||
58 | Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради) | 1 | УОНЗ | образ литературного героя | Уметь составлять характеристику героя | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||
59 | Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А.Башлачёва«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний») | 1 | УОНЗ | Сравнение, олицетворение, эпитет, умение понимать образные выражения | Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов | текущий | |||
60 | Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам») | 1 | УОНЗ | Самостоятельное разделение текста на части, озаглав-ливание частей | Уметь делить текст на части | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение работать в паре и в группах. | ||
61 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7«Поёт зима, аукает...» | 1 | УПОиСЗ | герои прочитанных произведений, предложения для характеристики событий, места действия | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений | тематический | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
62 | Обучающее сочинение | 1 | УРР | сочинение на выбранную тему | уметь оформлять свои мысли в письменной форме, писать на тему: обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана | текущий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||
63 | Внеклассное чтение по разделу 7«Поёт зима, аукает...» | 1 | УПОиСЗ | выборочное чтение для подтверждения мысли | уметь высказывать оценочные суждения по прочитанному | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | ||
Раздел 8. Животные в нашем доме 6ч | |||||||||
64 | Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака» | 1 | УОНЗ | Сравнение, олицетворение, эпитет, умение понимать образные выражения | Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
65 | У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко») | 1 | УОНЗ | пересказ текста | знать содержание прочитанного. уметь строить предположения о содержании произведения, используя иллюстрации, название текста. | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | ||
66 | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон») | 1 | УОНЗ | слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики | уметь отвечать на уметь пересказывать текст вопросы к тексту | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
67 | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин») | 1 | УОНЗ | Самостоятельное деление текста на части, озаглавли-вание частей | уметь делить текст на части и озаглавливать части | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
68 | Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») | 1 | УОНЗ | обдумывание, формулирование главной мысли | высказывать и аргумен-тировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что по-нравилось из прочи-танного и почему); | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
69 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8«Животные в нашем доме» | 1 | УПОиСЗ | герои прочитанных произведений, предложения для характеристики событий, места действия | самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу ;высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
Раздел 9. Мы с мамой и папой 9ч | |||||||||
70 | Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» | 1 | УОНЗ | авторы и герои произведений | знать этапы анализа стихотворения ,уметь самостоятельно формулировать вопросы, заучивать наизусть стихотворния и выразительно читать | текущий | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | ||
71 | Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы») | 1 | УОНЗ | пересказ, диалог, понимание содержания литературного произведения | Знать содержание прочитанного произведения, уметь пересказывать близко по содержанию. | текущий | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану | ||
72 | Подарки – это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | 1 | УОНЗ | Выразительное чтение. Чтение наизусть | уметь определять идею произведения, передавать настроение интонацией | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
73 | Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») | 1 | УОНЗ | тема, главная мысль, события, последовательность,диалог, устные описания-миниатюры | знать содержание прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию, писать сочинение на заданную тему | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | ||
74 | Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре») | 1 | УОНЗ | образ литературного героя, план из предложений текста( цитатный) | уметь формулировать главную мысль произведения, составлять цитатный план. | текущий | |||
75 | Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день») | 1 | УОНЗ | работе над образом литературного героя | уметь находить в тексте материал для характеристики героя | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
76 | Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным) творческая работа-сочинение о своей семье | 1 | УОНЗ | самостоятельное деление текста на части и озаглавли-вание частей | уметь делить текст на части | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
77 | Творческая работа-сочинение о своей семье | 1 | УРР | тему, формулировка главной мысли | уметь писать сочинение на заданную тему | текущий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||
78 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9«Мы с папой и мамой» | 1 | УПОиСЗ | герои прочитанных произведений, предложения для характеристики событий, места действия | уметь осознанно, правильно, выразительно читать вслух;само-стоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. | тематический | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» 6ч | |||||||||
79 | Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент) | 1 | УОНЗ | подробный пересказ | уметь пересказывать текст | текущий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||
80 | Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 1 | УОНЗ | выборочный пересказ | уметь пересказывать текст | текущий | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||
81 | Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | 1 | УОНЗ | содержание литературного произведения, чтение по ролям | уметь читать по ролям, показывая интонацией характер героя. | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
82 | Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка») | 1 | УОНЗ | диагностика навыка чтения- выразительное чтение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения | знать содержание прочитанного, уметь выразительно читать, отвечать на вопросы по содержанию | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
83 | Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка») | 1 | УОНЗ | ключевые слова | уметь находить ключевые слова | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. | ||
84 | Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10«Наполним музыкой сердца...» | 1 | УПОиСЗ | авторы и герои прочитанных произведений | знать авторов и героев произведений | тематический | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
Раздел 11. День смеха 3ч | |||||||||
85 | Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» | 1 | УОНЗ | язык художественного произведения | уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
86 | Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | 1 | УРУиН | язык художественного произведения | уметь выразительно читать произведения | текущий | |||
87 | Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») | 1 | УРУиН | свое отношение к написанному автором | уметь высказывать свое отношение к прочитанному | текущий | |||
Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» 6 ч | |||||||||
88 | Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...») | 1 | УОНЗ | заучивание наизусть стихотворного произведения | уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
89 | Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи») | 1 | УОНЗ | выразительное чтение стихотворений | уметь проводить анализ стихотворения ,сравнивать прочитанное, соотносить интонацию с содержанием | текущий | |||
90 | Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | 1 | УКЗ | тема, главная мысль, события, последовательность ,деление текста на части | уметь делить текст на части | итоговый | Оформлять свои мысли в письменной форме | ||
91 | Картины весны. (Б. Окуджава «Весна») | 1 | УОНЗ | Образные языковые средства,выразительное чтение, использование интонации, соответствующих смыслу текста сочинение-миниатюра на заданную тему | уметь выразительно читать стихотворение, интонацией передавая чувства героев ,писать сочинение на заданную тему | текущий | Оформлять свои мысли в письменной форме | ||
92 | Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12 «День смеха», «О весна, без конца и без краю...» | 1 | УПОиСЗ | авторы и герои прочитанных произведений | знать авторов и героев произведений | тематический | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
93 | Итоговый контроль. Проверка техники чтения | 1 | УКЗ | правильное , осозна-нное, выразител-ьное чтение незна-комого текста | меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5". темп чтения незнакомого текста -75-80 слов | итоговый | |||
Раздел 13. День Победы 4ч | |||||||||
94 | Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга» Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | 1 1 | УОНЗ | выразительное чтение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения | уметь задавать вопросы по ходу чтения | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
95 | Внеклассное чтение по разделу 13 « День Победы» | УРУиН | самостоятельный выбор книг на заданную тему | уметь пересказывать текст | текущий | Оформлять свои мысли в устной форме | |||
96 | Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок») | 1 | диалог, понимание содержания литературного произведения | уметь выразительно читать, выражать своё отношение к героям и событиям | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | |||
97 | Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...») | 1 | УРУиН | выразительное чте-ние с использовани-ием соответствую-щей интонации,тона , темпа, логического ударения | уметь выразительно читать, выражать своё отношение к героям и событиям | текущий | |||
Раздел 14. Родная земля 4ч | |||||||||
98 | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | 1 | УОНЗ | внимательное отношение к языку художественного произведения, правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения | уметь выразительно читать, выражать своё отношение к героям и событиям | текущий | Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции | ||
99 | Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | 1 | УОНЗ | текущий | Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||||
100 | Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?» | 1 | УПОиСЗ | текущий | Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме | ||||
101 | Заключительный урок внеклассного чтения Любимые книги. Любимые писатели | 1 | УПОиСЗ | умение находить книги на заданную тему | уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном | итоговый | |||
Раздел 14. Тамбовские писатели-детям 4ч | |||||||||
102 | А.Шилин. «Две записки» | 1 | УОНЗ | Пересказ прочитанного произведения. Диалог при обсуждении прочитанного произведения | уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном | текущий | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Ориентироваться на развороте учебника. | ||
103-104 | А.Акулинин « Про Яшку» ( « Дед Константин» ,«Филька») | 2 | УОНЗ | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений. Жанры художественной литературы. | уметь выразительно читать, выражать своё отношение к героям и событиям | текущий | |||
105 | Г.Попов « Загадки» | 1 | УОНЗ | Загадка как малый фольклорный жанр. Различия и сходство народной и литературной загадки. Принцип построения загадки. | уметь проводить анализ стихотворения ,сравнивать прочитанное, соотносить интонацию с содержанием | текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС на 2014/15 учебный год. Она включает в себя все основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содер...
Рабочая программа по литературному чтению ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 классОбразовательная система "Школа 2100"по учебнику "В одном счастливом детстве" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойв неделю 2 часа, за год 68 ч....
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" Авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (3 класс)...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)...