«Коммуникативное развитие личности ребёнка в ходе проектной и исследовательской деятельности».
статья на тему
В работе говорится об обучении детей работе с информацией, развитии коммуникативных и других метапредметных навыков через проектную и исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennostyu_novykh_obrazovatelnykh_standartov_yavlyayutsya_trebovaniya_k_meta.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенностью новых образовательных стандартов являются требования к метапредметным результатам образования.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях [10].
К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Коммуникативные универсальные учебные действия авторы ФГОС условно делят на три группы:
1. Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учёт позиции партнера). Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Элементарное понимание возможности существования различных позиций, ориентация на других людей, уважение к иной точке зрения. Понимание мыслей, чувств, стремлений, желаний окружающих.
2. Коммуникация как кооперация (коммуникативные действия, направленные на сотрудничество). Согласование усилий по достижению общей цели, организация совместной деятельности, ориентация на партнёра по деятельности.
3. Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативные действия, направленные на получение и передачу информации, осуществление рефлексии). Сообщения, адресованные собеседнику. Отражение в речи предметного содержания процесса деятельности. Построение высказываний. Умение задавать вопросы для получения недостающей информации.
Образовательные стандарты включают в себя требования к формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые необходимо применять в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В состав коммуникативных действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [10].
Непременным условием развития коммуникативных действий является общение детей в образовательном процессе.
Индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребёнка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно.
Субъектами познавательного общения могут быть: одноклассники, учитель, родственники, знакомые, друзья, люди разных профессий. Среди них наиболее доступны в качестве собеседников для младшего школьника учитель, одноклассники, друзья.
В процессе познавательного общения происходит усвоение и использование детьми языковых норм и правил коммуникации, формирование культуры общения.
Познавательное общение в детском коллективе наиболее вероятно, если собеседники располагают разной и интересной информацией по обсуждаемой проблеме.
К категории метапредметных результатов в области информационной деятельности младших школьников относятся познавательные универсальные учебные действия, связанные с процедурами поиска и логической обработки информации.
Новые образовательные стандарты включают в себя требования к формированию информационной грамотности младших школьников.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке информации и по созданию своих информационных объектов.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя
полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений;
- при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий [7].
Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой могут быть информационная неразборчивость, информационные перегрузки, отсутствие информационной безопасности. Поэтому одной из важных задач школы является формирование информационной культуры младших школьников.
Информационная культура - элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях.
Содержание термина «информационная культура» отражает взаимодействие отдельной личности с окружающим информационным пространством.
Информационная культура предполагает наличие таких качеств, как:
1) информационная грамотность;
2) осознанная мотивация личности на удовлетворение своих информационных потребностей;
3) определённый стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность.
Наряду с термином информационная культура в педагогике и психологии
образования используют понятия «культура мышления», «культура оформления мыслей», «познавательная культура» и др.
Информационная культура характеризуется как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида.
Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребёнка, - это возможность общения с родителями, родственниками, друзьями, одноклассниками, просто со знакомыми людьми.
Существует технологическая цепочка обучения детей приёмам познавательного общения объединяющая идеи формирования коммуникативных, информационно-поисковых и информационно-аналитических умений и развития самостоятельности детей:
Информационный поиск.
Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.
Предметно-аналитическая деятельность.
Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.
Перекодировка информации.
Умение вести записи, делать схемы, рисунки.
Хранение информации.
Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в памяти компьютера.
Учитель должен научить ребёнка работать успешно и рационально, помочь увидеть ему плоды своих личных достижений. Для этого необходима организация специальной работы по формированию у детей универсальных учебных действий:
а) в процессе познавательного общения;
б) в процессе проектной и исследовательской деятельности;
г) в процессе использования литературных источников, медиаресурсов и компьютерной техники.
Только в постоянном познавательном общении формируются информационно-поисковые и информационно-коммуникативные навыки. В этом учителю могут помочь существующие технологии включения младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения сформулировать и решить проблему.
Проектная деятельность предполагает наличие нескольких этапов:
- Подготовительный этап, включающий в себя определение темы (проблемы), целей, содержания проекта.
- Планирование проекта (анализ проблемы, выдвижение гипотез, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов, деление по группам, распределение работы между группами).
- Выполнение проекта (сбор информации, реализация идей проекта, оформление работы).
- Защита проекта (представление результатов).
- Рефлексия (оценка и самооценка качества проведённой работы).
Для учебно-познавательных проектов характерна чёткая, спланированная структура действий. Информационный проект направлен на сбор информации о
каком-либо объекте или явлении, на тщательный анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкого круга слушателей.
Презентация итогов учебно-познавательного проекта может осуществляться в виде электронных и видеоматериалов, фотоотчёта, выставки, самостоятельно оформленной печатной продукции или рукописных изданий, в виде устных сообщений, школьных праздников.
Проектная деятельность является эффективным средством воспитания и самовоспитания школьников, даёт возможность детям проявить информационно-поисковую самостоятельность.
Основная значимость проектного метода состоит в его практической направленности, нацеленности на реальный результат, который можно получить, научившись общаться, договариваться, отстаивать своё мнение, участвовать в коллективных делах, доводить начатое дело до конца. Учебное проектирование способствует развитию у детей наиболее важных в условиях информационного общества качеств личности: инициативности, самостоятельности, творческого подхода к делу, ответственности.
Исследовательская работа в начальной школе способствует развитию учебной самостоятельности учащихся, стимулирует детское познавательное общение, формирует коммуникативные навыки, способствует развитию творческого начала в познавательной деятельности младшего школьника.
При организации исследовательской деятельности необходимо учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приёмы.
Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные тренинги: мини-исследования; обучающее коллективное исследование.
Организация мини-исследования.
При обучении исследовательской деятельности особое внимание уделяется получению информации через общение. Для этого можно предложить ребятам провести мини-исследования по изучению своего класса. На первом этапе можно дать детям готовые вопросы, например: «Какой урок самый увлекательный?», «Какие кружки мы посещаем?», «Какие цвета мы любим?». Более подготовленные дети могут подобрать свои вопросы.
Дети должны учиться общаться, прежде всего, друг с другом. В процессе поиска ответов на вопросы дети учатся обращаться за информацией к одноклассникам, выслушивают их ответы, анализируют полученные сведения. Они учатся спрашивать, слушать, слышать и уважать чужое мнение даже в том случае, если сами придерживаются другой точки зрения. Тем самым развивая их коммуникативные умения.
Технологическая цепочка обучающего коллективного исследования.
1. Подготовка к занятию.
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть по телевизору; получить информацию из Интернета; понаблюдать; провести эксперимент; связаться со специалистом.
На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.
2. Выбор темы и методов исследования.
Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Участники договариваются между собой о выборе темы. Карточка с темой размещается на середине стола. Нужно объяснить, что задача детей заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть им необходимо сначала собрать информацию. Необходимо подвести детей к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, дети выбирают методы исследования. Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.
3. Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко фиксировать идеи на бумаге. Делать это можно не только с помощью записей, но и рисунками. В классе можно поместить специальный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами в соответствии с используемым методом.
- Обобщение результатов поиска.
Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали.
Внимание учителей и учащихся к информационно-поисковой деятельности стимулирует детское познавательное общение друг с другом, с семьёй, с взрослыми, расширяя и развивая информационные потребности и умения, совершенствуя коммуникативную компетентность младшего школьника.
ЛИТЕРАТУРА
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература, 2009.
- Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2009.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления ребёнка 8-9 лет. Самара: «Учебная литература», 2009.
- Соколова Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Самара: «Учебная литература», 2008.
- Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. Серия «Информационная культура младшего школьника». Мурманск: МОИПКРО, 2004.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2008.
- Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Плексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М., 2009.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности
Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...
"Развитие универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности"
Статья в помощь учителю начальных классов....
Развитие УУД учащихся посредством проектной и исследовательской деятельности
Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Развитие творческих способностей учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности
Методическая разработка...
Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности
Программа развития навыков проектной и исследовательской деятельности...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...