Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ".
методическая разработка (1 класс) на тему
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ". | 83.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Серпухов»
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МАЛОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АБРАМОВОЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ)
В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, поликультурность, динамичность и изменчивость условий, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре, человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа; человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В.Краевский).
Считается, что правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление, эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Начиная с 1960-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В. В.Давыдов и Д. Б. Эль-конин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании были четко определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), в котором подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования», поэтому в настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.
Для реализации развивающей функции обучения учителю необходимо использовать на уроках следующие технологии и виды работ:
- Групповая форма организации работы участников учебного процесса.
Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».
При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию.
Дети, работая группами:
- решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки .
На уроке русского языка:
Задание на доске: Рука, ручка, приручить.
Крикун, крик, кричать.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать? или что сделать?.
Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
На уроках математики:
- Первый вариант объясняет задание второму, вместе записывают решение, затем меняются.
На уроках литературного чтения:
- Составьте в паре рассказ по картинке.
- Разыграйте в паре диалог.
- Использование деятельностного, проблемно-диалогического подходов к обучению. (создание на уроке проблемных ситуаций)
На уроке литературного чтения:
- Прочитайте название произведения. Как вы думаете, о чём оно? Давайте проверим.
- Приветствуя своих новых учеников, педагог выражает желание познакомиться с ними. Возникает проблемная ситуация: как это сделать, если школьников много, а учитель один; он не сможет услышать каждого, если дети будут говорить все сразу. Учащиеся сами выводят правило общения в классе: вслух говорит один, а другие внимательно слушают.
- При изучении темы: «Общение без слов» ставится проблемный вопрос: «Представьте, что вы оказались в другой стране, где люди не говорят на русском языке, а вы не знаете иностранного. Как вы будете общаться?»
На уроке русского языка:
- Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. (Дети уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Учащиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль. Это проблемная задача с противоречивыми данными. Для ее решения я использую подводящий диалог:
Давайте попробуем разобраться вместе ( на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу "птичку)
- Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)
- К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?
- К какому предмету относится действие? (птичка)
- Где может сидеть птичка?
По ходу ответов, мы прикрепляем птичку в нужном месте: в - внутри, около - рядом, под, на, за, перед и т. д.)
- Что помогло нам определить место нахождения птички?
- Где встречали эти слова?
- Каково значение этих слов?
Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.
- Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")
На этом уроке не только выяснили, что предлоги связывают слова в предложении, но и правильность употребления их в речи (определение места расположения предмета)
- Практическая направленность деятельности участников учебного процесса (ученик является на уроке исследователем, человеком, открывающим для себя субъективно новое знание, учитель выступает в роли помощника, поэтому педагогу важно установить с детьми доверительные, сотруднические отношения для того, чтобы учащиеся не боялись предлагать новые версии и гипотезы);
- Игровой и творческий характер обучения (викторины, экскурсии, практические работы, загадки);
На уроке литературного чтения:
- — Выберите любого литературного героя и от его имени расскажите веселую историю о звуках и буквах, которые здесь расположились.
- Игра “Буква заблудилась”. На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. (Например, гласные: О, С, Е, М, У, согласные: Н, К, И, А, Т),
- Игра “Покажи букву”. Суть игры состоит в следующем: один ученик стоит c указкой у “ленты букв” и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети.
- Игра “Кто больше?” (запомнит из прочитанного учителем текста слова, в которых есть определенная буква, или придумает больше слов, например, на букву У),
- Игра “Кто быстрее составит слово?”
- Игра «Покажи букву»
На уроке математики:
- Игра «Репка»: «Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка», вспомним сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию и одновременно отвечают на вопросы: который по счёту, кто первый, второй и т.д., кто последний, кто пришёл тянуть репку сначала, кто потом. В процессе игры дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, повторяют понятия «форма», «цвет», «размер».
- «Займи своё место» Детям раздаю карточки с числами от одного до десяти, они должны построить числовой ряд либо в порядке возрастания, либо в порядке убывания. После этого даются различные задания:
-Какое число следует при счёте за числом 4, 7, 9?
-Какое число следует при счёте перед числом 3, 5, 8?
-Какие числа являются «соседями» чисел 2, 6, 9?
-Какое число на 1 меньше ( больше ), чем 3, 7, 9? И т.д.
( дети должны поднять карточку с ответом или сделать шаг вперёд)
При изучении чисел первого десятка одним из трудных вопросов является состав числа. Для закрепления этого материала провожу игры:
- «Угадай» (дети должны угадать из каких двух слагаемых состоит, например, число 7). На каждое число заготовлена карточка:
- «Заселяем домики» Детям предлагается «заселить жильцов» в домик (на каждое число заготовлен свой домик):
- «Найди пару» Учащиеся находят пару числу, в результате сложения которых получается заданное учителем число. Например, учителем задано число 9, и варианты чисел, из которых нужно составить пары:
| 1 | 3 | 5 | 7 | 2 | 6 | 8 | 4 | |
9 | 7 | 8 | 3 | 2 | 5 | 4 | 6 | 1 |
- «ЗА КАКИМ ЧИСЛОМ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙКА?» На наборном полотне ставятся цифры 1-9, но не по порядку. За одной цифрой (она перевёрнута обратной стороной) ставится рисунок зайца. Предлагается расположить числа по порядку и узнать, за каким спрятался зайка.
- «МОЛЧАНКА»
а) Учитель показывает на карточке какое-то количество предметов, дети поднимают цифру, которая показывает, сколько предметов.
б) Учитель ударяет несколько раз в ладоши (или карандашом по столу). Дети внимательно слушают, затем показывают цифру, соответствующую числу ударов. (Эта цифра требует напряжённого внимания, её не следует затягивать).
- «СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ НЕ ВИДНО?»
У меня всего 8 карандашей. Два из них в руке. Остальные в коробке. Сколько карандашей в коробке?
- «ХВАТИТ ЛИ?»
а) Десяти ученикам 8 стульев?
б) Пяти мальчикам 9 пар варежек?
- «ПРОВЕРЬ НЕЗНАЙКУ»
Учитель пишет на доске, допуская ошибки в примерах. Предлагает учащимся найти ошибки, которые сделал Незнайка. (Например 6+1= 8; 5+2=10).
- Игра «Покажи цифру»
- Интерактивность учебного процесса. По санитарным нормам использование технических средств обучения на уроке составляет не более 10 – 15 минут. Наиболее удобно технические средства обучения использовать во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепление ранее пройденного материала или открытия нового знания.
- Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога (работа в парах, группах; коллективное решение проблемы);
- Использование знаний и опыта обучающихся (предметные связи).
На уроке математике:
«Зачем нам нужно учиться считать?»
«Где в жизни пригодится нам знание таблицы умножения?»
«Подумайте, какие предметы удобно считать двойками / тройками. Докажите.»,
На уроке русского языка:
«Составьте рассказ на тему: «Мой первый день в школе»,
«Придумайте слова, в которых звук [с] стоял бы в начале / середине / конце слова»,
На уроке литературного чтения:
«Бывала ли в вашей жизни такая же ситуация, как и у …?»
«Как бы вы поступили на месте персонажа?»
- Задействование в процессе обучения всех органов чувств (технология ВАК)
Вопросы после прочтения текста: «Что вы представили, услышали, почувствовали?»
- Рефлексия процесса обучения его участниками.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы её? Почему?
- Оцените свою работу на уроке.
Все перечисленные мною технологии и виды работ способствуют реализации развивающей функции обучения, ведь развитие – непрерывный процесс самодвижения, который характеризуется непрестанным возникновением и образованием нового, небывшего на прежних ступенях; не само знание, а умение его применять, в том числе и вне стандартных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...
Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
Выстепление на ОМО....
Методическая разработка к выступлению на тему "Компетентность учителя начальных классов в создании предметно-развивающей среды в рамках реализации профессионального стандарта педагога"
В методической разработке представлено выступление по данной теме, список литературы....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Интерактивные методы обучения в начальной школе»
Многие методические инновации на современном этапе обучения связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный (от англ. «interactive-взаимодействующий») – значит сп...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...