«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»
статья по чтению на тему
Опмсаны приемы технологии продуктивного чтения, актуально применимые в начальной школе. Пример практического примененимя технологии на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»
«Ни один наставник не должен
забывать, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении
воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
К.Д. Ушинский
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Поэтому одной из актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100». Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
I Этап – Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию
прочитать книгу.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательский опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II Этап – Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
(истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений)
2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3) Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4) Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III Этап – Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с
авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Фрагмент урока литературного чтения по теме: Н.М. Артюхова «Трусиха»
I Этап. Работа с текстом до чтения.
- Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям картинного плана? О ком это произведение?
(О детях, о девочке, о трусихе.)
- Что это – рассказ, сказка или стихи?
(Рассказ, так как ничего необычного, сказочного не изображено; не стихи, потому что текст написан не столбиком.)
- Как вы думаете, смешное это произведение или нет? Почему вы так решили?
(Видимо, не смешное, так как на многих рисунках дети плачут, на одном из них – убегают от собаки.)
II Этап – Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение рассказа до слов: «Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..» подготовленными учениками.
-Как вы понимаете «ребята бросились врассыпную»?
-Ребята, предположите, что же случилось дальше? (Дети в группах обсуждают, что же могло произойти.)
2. Чтение 2 отрывка. (Дети читают самостоятельно, про себя.)
– Так, как же поступили ребята?
– Подтвердился наш прогноз?
– Кто остался на куче песка? Почему?
– Бежит огромный, разъярённый пёс. Впереди – беззащитный, маленький ребёнок. Кто же придёт на помощь малышу? (Предположения детей)
3. Чтение 3 отрывка. (Читает учитель, очень эмоционально)
– Кто же встал на защиту маленького Андрюши?
– Как вы думаете страшно Вале? Представьте себя на месте Вали. Было бы вам страшно?
– Почему же она бросилась защищать Андрюшу?
– Что же будет дальше? (Предположения детей)
4. Чтение 4 отрывка. (Самостоятельно, про себя.)
– Кто бросился помогать Вале? Что он сделал?
– Как можно оценить поступок детей?
– А что будет делать Валя? (Предположения детей))
5. Чтение 5 отрывка. (дети, вслух.)
– Почему же Валя плакала?
III Этап – Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
– Какое впечатление произвёл на вас рассказ, что удивило, взволновало?
– Что вы можете сказать о названии рассказа?
– А хотели бы вы дружить с Валей?
2. Самостоятельное перечитывание рассказа с целью составления плана рассказа.
- Озаглавьте каждую картинку, чтобы получился словесный план (в рабочей тетради на стр. 8-9)
3. Проверка составленного плана.
4. Пересказ по составленному плану плану.
5. Знакомство с творчеством Н.М. Артюховой (электронное сопровождение к учебнику на сайте УМК Гармония, выставка книг) IV. Рефлексия
– А теперь представьте: мы находились недалеко от места, где происходили все эти события, которые были описаны в этом рассказе. Мы были с вами свидетелями всей этой истории. Девочка Валя стоит сейчас перед нами. Чтобы вы сейчас могли сказать Вале? (Высказывания детей.)
V. Домашнее задание
Можно предложить детям пересказать рассказ от имени Вали или от имени ребят (по выбору).
Применение данной технологии позволило мне сделать уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, ведение читательских дневников, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.
Список литературы:
Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Приемы использования технологии продуктивного чтения» Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО....
«Практическая реализация приемов технологии продуктивного чтения как необходимое условие реализации ФГОС»
Описание технологии продуктивного чтения, зтапов работы с текстом по данной технологии. Приведён фрагмент урока литературного чтения по теме Н.М.Артюхова "Трусиха" с использов...
ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Выступление на МО по теме: ЧТО ТАКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ? ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ...
Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения
Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...